Технологии и стратегии продвижения новых маршрутов внутреннего туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Полищук, Е. Ю. Технологии и стратегии продвижения новых маршрутов внутреннего туризма / Е. Ю. Полищук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121873/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье рассматриваются современные методы и подходы к развитию внутреннего туризма в России, основанные на изучении мнений научных деятелей и практиков отрасли. Анализируется рост популярности туризма внутри страны, обусловленный как государственной поддержкой, так и изменением предпочтений граждан. Особое внимание уделяется ключевым аспектам продвижения туристических маршрутов: определению целевой аудитории, формированию уникальных конкурентных преимуществ и использованию цифровых технологий, включая искусственный интеллект, онлайн-платформы и мобильные приложения. Отдельное внимание уделено проблемам, с которыми сталкивается внутренний туризм, включая недостаточную инфраструктуру, высокую стоимость транспортных услуг, нехватку квалифицированных специалистов и слабую цифровизацию ряда регионов. В статье приводятся рекомендации по решению этих проблем, акцентируя важность координации между государственными органами, частными компаниями и образовательными учреждениями.

Ключевые слова: внутренний туризм, маркетинговые стратегии, продвижение маршрутов, сегментация аудитории, цифровые технологии, экологический туризм, инфраструктура.

The article discusses modern methods and approaches to the development of domestic tourism in Russia, based on the study of the opinions of scientists and practitioners in the industry. The article analyzes the growing popularity of tourism within the country, due to both government support and changing preferences of citizens. Special attention is paid to key aspects of promoting tourist routes: identifying the target audience, creating unique competitive advantages, and using digital technologies, including artificial intelligence, online platforms, and mobile applications. Special attention is paid to the problems faced by domestic tourism, including insufficient infrastructure, high cost of transport services, lack of qualified specialists and weak digitalization of a number of regions. The article provides recommendations for solving these problems, emphasizing the importance of coordination between government agencies, private companies and educational institutions.

Keywords: domestic tourism, marketing strategies, route promotion, audience segmentation, digital technologies, eco-tourism, infrastructure.

Развитие внутреннего туризма в России в последние годы становится одним из приоритетных направлений государственной политики. Это обусловлено как ростом интереса к местным достопримечательностям, так и усилением экономической доступности поездок по сравнению с зарубежными направлениями и международным положением России. Компания ТАСС провела исследование, которое показало, что число россиян, путешествующих по России, в первом полугодии 2024 года выросло на 9,35 % (или более чем на три млн человек), до 36,9 млн, следует из исследования ТАСС на основе данных Минэкономразвития РФ и статистики, предоставленной региональными властями [1].

Современные тенденции в области туризма требуют от предпринимателей и государственных структур использования новейших технологий и маркетинговых стратегий для продвижения внутренних туристических маршрутов. Это связано с ростом конкуренции на рынке и изменяющимися предпочтениями туристов. Целью статьи является рассмотрение современных технологий, применяемых в туризме, а также стратегий, обеспечивающих успешное продвижение новых маршрутов.

Стратегия — это инструмент планирования, который позволяет предприятию противостоять меняющимся условиям внешней среды [2, С.18]. В свою очередь стратегия продвижения — это план действий, ряд шагов, направленных на достижение маркетинговых целей, как увеличение продаж, донесение информации о продукте или услуге до целевой аудитории, увеличение лояльности к бренду и др. [3, С.39]. Продвижение турпродуктов туроператорских компаний является актуальным при использовании самых прогрессивных методов комплекса маркетинговых коммуникаций. Использование такого рода методов заставляет потребителя надолго запомнить рекламируемый туристский продукт. В целях продвижения туристского продукта используется комплекс мер, направленных на его реализацию, включающий рекламу, участие в специализированных выставках, ярмарках, а также организацию информационных центров и издание туристских каталогов, буклетов и др. [4, с. 28].

Для эффективного продвижения необходимо учитывать сегментацию целевой аудитории, уникальные конкурентные преимущества (УКП), а также активно применять цифровые технологии. Сегментация позволяет выделить ключевые группы потребителей — семьи, молодежь, пенсионеров, корпоративных клиентов, и разработать для каждой из них индивидуальные предложения. Например, семейным туристам важно предлагать безопасные маршруты и развлечения для детей, а молодежь привлекает нестандартный опыт, активный отдых и возможности для создания контента в социальных сетях. Пенсионеры, напротив, ценят маршруты, сочетающие спокойствие и культурно-познавательную составляющую, а корпоративные клиенты обращают внимание на маршруты, способствующие тимбилдингу.

Создание уникальных конкурентных преимуществ также играет важную роль в продвижении новых маршрутов. Среди наиболее эффективных подходов выделяются использование локальных культурных особенностей, обеспечение экологичности туров, а также создание доступной инфраструктуры, включая возможности для путешественников с ограниченными возможностями. Например, организация маршрутов, основанных на традициях местных сообществ или включающих редкие природные объекты, способна выделить продукт на фоне конкурентов. Экологический туризм, в свою очередь, становится всё более популярным: маршруты, включающие посещение природных парков и экологических троп, привлекают сознательных путешественников. В качестве примера можно привести экологический туризм в Алтайском крае, где маршруты разработаны с учётом сохранения природных ресурсов.

Однако одного лишь уникального маршрута недостаточно. Для привлечения и удержания клиентов необходимы современные цифровые решения. Главным конкурентным преимуществом туристских организаций стало наличие развитых онлайн-инструментов, включая дистанционную оплату, наличие поисковых систем, собственных мобильных приложений, функционального сайта, оперативного внесения изменений в тур и понятной системы отмены и возврата денег, цифровых гидов, а также таких сервисов как обратный звонок, проведение онлайн-консультаций с «виртуальным турагентом», наличие виджетов и аккаунтов в мессенджерах для чата с сотрудниками. Сервисы, позволяющие планировать путешествия и бронировать билеты, определяют оптимальный временной период с учетом стоимости и пожеланий туриста на основе анализа цифрового следа пользователя и его поведения онлайн. Алгоритмы искусственного интеллекта рекомендуют широкий спектр элементов будущего путешествия, в том числе комфортное временя для поездки, выбор отеля и номера для бронирования [5, С.726].

Для продвижения туристских продуктов агентства используют различные методы, чтобы сделать свой продукт прибыльным. Основными инструментами продвижения туристского продукта являются пресс-релизы, пресс-конференции, учебные поездки и участие в других организованных мероприятиях. Кроме того, пиар и реклама органично дополняют друг друга. Каждый рекламный метод имеет свои достоинства и недостатки: реклама должна быть, верно, направлена на конкретный сегмент рыночного пространства, поскольку каждая туристская компания заранее выбирает форму отношений со своим потребителем. Расходы на рекламу не дадут никаких результатов до тех пор, пока клиентская база не будет изначально изучена с точки зрения пожеланий путешественника, свободного времени, интересов и многого другого. Поэтому меры по продвижению турпродукта должны быть ориентированы на определенного потенциального потребителя, следственно, необходимо постоянно изучать потребительский рынок и анализировать потребности потенциальных клиентов. Максимальное влияние на продвижение туристического продукта достигается за счет сочетания методов рекламы и техники личных продаж, а эффект от этих мероприятий повышается через посредство печатной рекламы и сочетания различных форм стимулирования сбыта [6, С.140].

Несмотря на значительный потенциал, развитие внутреннего туризма в России сталкивается с рядом проблем. Ключевыми ограничивающими факторами являются

– недостаточная известность российских регионов как туристских направлений, в особенности, за рубежом;

– недостаточное развитие инженерной (включая водо-, энерго-, газо- и теплоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктуры, в т. ч. объектов придорожного сервиса;

– высокая стоимость туристского сервиса, не соответствующая его качественным характеристикам;

– высокая стоимость транспортных расходов, усугубляемая незначительным количеством прямых рейсов до туристических центров; — недостаточное количество подготовленных инвестиционно-привлекательных площадок для создания и развития туристских объектов (решение земельных вопросов, подвод коммуникаций и т. д.), дополняемая отсутствием инвестиционного маркетинга территорий;

– недостаточная конкурентоспособность туристских продуктов регионов, не соответствующих международным стандартам;

– отсутствие доступных долгосрочных кредитных инструментов с низкими процентными ставками, не позволяющее инвестировать развитие туризма;

– ограниченные возможности региональных бюджетов в части маркетингового сопровождения туристских продуктов, отсутствие узнаваемых имиджа и бренда регионов с высоким туристским потенциалом и др. [7, С.3–4].

Кроме того, существует проблема нехватки квалифицированных специалистов в сфере внутреннего туризма, включая экскурсоводов, гидов и сотрудников, работающих с туристами. Это негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Во многих регионах наблюдается недостаток образовательных учреждений, которые готовят специалистов в данной области, а также отсутствие программ повышения квалификации для уже работающих сотрудников.

Ещё одним препятствием для развития внутреннего туризма является недостаточный уровень цифровизации в некоторых регионах. Это ограничивает возможности продвижения туристических продуктов. Например, отсутствие доступа к интернету в отдалённых населённых пунктах препятствует использованию цифровых сервисов, таких как онлайн-бронирование и виртуальные туры.

Также существует проблема слабой координации между различными уровнями власти и бизнесом. В некоторых случаях муниципальные и региональные органы управления туризмом не активно сотрудничают с частными компаниями, что затрудняет реализацию крупных проектов и программ, направленных на развитие внутреннего туризма.

Несмотря на эти проблемы, потенциал развития внутреннего туризма в России остаётся высоким. Для их решения необходим комплексный подход, который включает активное использование маркетинговых и цифровых инструментов, привлечение инвестиций и создание благоприятных условий для предпринимателей. Государственные программы поддержки туризма, такие как национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», могут ускорить процесс модернизации инфраструктуры и повышения качества услуг.

Внутренний туризм в России обладает значительным потенциалом для развития, что подтверждается растущим интересом граждан к местным достопримечательностям и поддержкой со стороны государства. Современные технологии и маркетинговые стратегии являются ключевыми инструментами для успешного продвижения новых маршрутов. Развитие уникальных конкурентных преимуществ, сегментация целевой аудитории и применение цифровых решений позволяют значительно повысить привлекательность туристических продуктов.

Тем не менее, развитие внутреннего туризма сталкивается с рядом проблем: недостаточная инфраструктура, высокие транспортные и сервисные расходы, нехватка квалифицированных специалистов и слабая цифровизация отдельных регионов. Для преодоления этих препятствий необходимы скоординированные усилия бизнеса, государства и образовательных учреждений, направленные на модернизацию инфраструктуры, повышение уровня сервиса и внедрение инновационных технологий.

Литература:

  1. Исследование ТАСС показало рост внутреннего туризма в РФ в 1 полугодии на 9,35 % // ТАСС [сайт] — URL: https://tass.ru/obschestvo/21569311 (дата обращения: 09.01.2025)
  2. Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. — Москва: Юрайт, 2024. — С.18.
  3. Ахмаметов, А. И. Маркетинговые стратегии продвижения продукции / А. И. Ахмаметов, Ю. Д. Верхоглядова, О. Н. Пушкарев, // Управление и экономика народного хозяйства. — 2020. — № 4. — С. 39–41.
  4. Саидова, Л.И., Картоева, М.М., Стратегия продвижения туристического продукта на рынке туристических услуг чеченкой республики (на примере ООО «Эльгас») / Л. И. Саидова, М. М. Картоева // Цифровая наука. — 2021. — № 1. — С. 27–36.
  5. Богомазова, И. В. Цифровые сервисы и туристическая экосистема в развитии внутренного туризма / И. В. Богомазова, Т. Б. Климова // Экономика. Информатика. — 2022. — Т.49. — № 4. — С. 718–730.
  6. Цыганова, В. О. Современные методы продвижения туристического продукта / В. О. Цыганова // Colloquium-journal. — 2020. — № 9(61). — С.139–140.
  7. Тамаева, А. М. Цифроой маркетинг в сфере туризма / А. М. Тамаева, М. М. Хирачигаджиева // Вопросы науки и образования. — 2022. — № 4(160). — С. 17–24.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний туризм, Россия, целевая аудитория, высокая стоимость, продукт, развитие, экологический туризм, значительный потенциал, искусственный интеллект, недостаточная инфраструктура.


Ключевые слова

инфраструктура, внутренний туризм, маркетинговые стратегии, экологический туризм, цифровые технологии, продвижение маршрутов, сегментация аудитории

Похожие статьи

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Перспективы развития промышленности и производства в условиях импортозамещения

В статье рассматриваются возможные предположения развития промышленности и производства для установления импортозамещения. Актуальность статьи обусловлена необходимостью адаптации российской экономики к современным вызовам. С момента введения санкций...

Использование маркетинговых инструментов в продвижении и развитии территориального туризма

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на продвижение туристских услуг. Авторами проанализирована статистика по въездному туризмы за последние годы и проведен опрос по вопросу, актуальному в современных условиях. Актуальность изучения ...

Управление местными бюджетами при реформировании бюджетной системы

Эта статья посвящена области управления местными бюджетами в условиях развивающейся бюджетной системы в России. В ней тщательно исследуется влияние недавних бюджетных реформ на управление финансами местных органов власти. В ходе обсуждения предлагают...

Роль бренда «ВКонтакте» на рынке развивающихся стран

В статье рассматривается роль бренда ВКонтакте (ВК) на рынке развивающихся стран. ВКонтакте — крупнейшая социальная сеть в России, ее стратегия выхода на международные рынки с последующим позиционированием в развивающихся странах является примером те...

Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе и технология их принятия

В статье рассмотрены особенности дефиниции управленческих решений на основе трудов Эдвардса, Ногинова, Орловского и других авторов, проводится исследование сущности маркетинговых управленческих решений для гостиничной сферы, а также предложена технол...

Современное состояние банковской системы России

Статья представляет собой анализ текущего положения и возможного будущего банковского сектора. Она также освещает ключевые экономические и политические аспекты, которые непосредственно влияют на работу банков. К числу таких аспектов можно отнести общ...

Городские мероприятия как стратегический инструмент развития ресторанного бизнеса и укрепления связей с местным сообществом

В статье рассматривается роль городских мероприятий как стратегического инструмента развития ресторанного бизнеса и укрепления связей с местным сообществом. Автор подчеркивает, что участие ресторанов в культурных и социальных событиях позволяет не то...

Будущее маркетинговых исследований в области цифровых технологий и социальных сетей

Использование Интернета и социальных сетей изменило поведение потребителей и способы ведения бизнеса компаниями. Социальный и цифровой маркетинг предлагает организациям значительные возможности за счет снижения затрат, повышения узнаваемости бренда и...

Анализ туристических интернет-площадок острова Ольхон

В статье раскрывается важность развития туристического направления острова Ольхон. Анализируются основные проблемы развития туризма на этой территории и пути их решения путем создания сайтов в сети Интернет. Достопримечательностями для туристов являю...

Похожие статьи

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Перспективы развития промышленности и производства в условиях импортозамещения

В статье рассматриваются возможные предположения развития промышленности и производства для установления импортозамещения. Актуальность статьи обусловлена необходимостью адаптации российской экономики к современным вызовам. С момента введения санкций...

Использование маркетинговых инструментов в продвижении и развитии территориального туризма

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на продвижение туристских услуг. Авторами проанализирована статистика по въездному туризмы за последние годы и проведен опрос по вопросу, актуальному в современных условиях. Актуальность изучения ...

Управление местными бюджетами при реформировании бюджетной системы

Эта статья посвящена области управления местными бюджетами в условиях развивающейся бюджетной системы в России. В ней тщательно исследуется влияние недавних бюджетных реформ на управление финансами местных органов власти. В ходе обсуждения предлагают...

Роль бренда «ВКонтакте» на рынке развивающихся стран

В статье рассматривается роль бренда ВКонтакте (ВК) на рынке развивающихся стран. ВКонтакте — крупнейшая социальная сеть в России, ее стратегия выхода на международные рынки с последующим позиционированием в развивающихся странах является примером те...

Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе и технология их принятия

В статье рассмотрены особенности дефиниции управленческих решений на основе трудов Эдвардса, Ногинова, Орловского и других авторов, проводится исследование сущности маркетинговых управленческих решений для гостиничной сферы, а также предложена технол...

Современное состояние банковской системы России

Статья представляет собой анализ текущего положения и возможного будущего банковского сектора. Она также освещает ключевые экономические и политические аспекты, которые непосредственно влияют на работу банков. К числу таких аспектов можно отнести общ...

Городские мероприятия как стратегический инструмент развития ресторанного бизнеса и укрепления связей с местным сообществом

В статье рассматривается роль городских мероприятий как стратегического инструмента развития ресторанного бизнеса и укрепления связей с местным сообществом. Автор подчеркивает, что участие ресторанов в культурных и социальных событиях позволяет не то...

Будущее маркетинговых исследований в области цифровых технологий и социальных сетей

Использование Интернета и социальных сетей изменило поведение потребителей и способы ведения бизнеса компаниями. Социальный и цифровой маркетинг предлагает организациям значительные возможности за счет снижения затрат, повышения узнаваемости бренда и...

Анализ туристических интернет-площадок острова Ольхон

В статье раскрывается важность развития туристического направления острова Ольхон. Анализируются основные проблемы развития туризма на этой территории и пути их решения путем создания сайтов в сети Интернет. Достопримечательностями для туристов являю...

Задать вопрос