Анализ торгово-экономических связей России и Ирана: возможности и вызовы для порта Махачкала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Радчин, С. П. Анализ торгово-экономических связей России и Ирана: возможности и вызовы для порта Махачкала / С. П. Радчин, К. А. Тимошенко, Ф. Н. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121878/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье анализируется динамика торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Ираном в контексте геополитических изменений. Рассматриваются возможности и проблемы, возникающие в связи с ростом товарооборота, для порта Махачкала. Основной целью исследования является анализ текущей ситуации и выявление узких мест в работе порта, а также определение путей оптимизации его деятельности. На основе выявленных проблем предлагаются решения по развитию порта и оптимизации грузопотоков.

Ключевые слова: порт Махачкала, торгово-экономические связи, Россия, Иран, МТК «Север-Юг», товарооборот, грузопоток, инфраструктура.

Введение

Развитие международных торговых связей в условиях геополитической нестабильности неразрывно связано с необходимостью совершенствования транспортной инфраструктуры. Увеличение товарооборота между Россией и Ираном, обусловленное санкционным давлением и поиском новых рынков сбыта, создает необходимость анализа работы транспортных узлов. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении перспектив развития порта Махачкала, который является ключевым элементом транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Россию со странами Каспийского региона. Целью данной работы является анализ текущего состояния порта и разработка рекомендаций по оптимизации его работы в условиях возрастающего грузопотока.

Основные понятия и определения

Торгово-экономические связи — это взаимодействие между странами в сфере торговли и экономики, включая экспортно-импортные операции, инвестиции и другие формы сотрудничества.

Транспортный узел — место пересечения нескольких транспортных путей, обеспечивающее пересадку и перевалку грузов и пассажиров.

МТК «Север-Юг» — международный транспортный коридор, связывающий Россию со странами Каспийского региона, Азией и Ближним Востоком.

Грузопоток — это количество грузов, проходящее через определенную транспортную инфраструктуру за определенный период времени.

Цели и методы исследования

Целью данного исследования является комплексный анализ текущего состояния и динамики грузопотоков через порт Махачкала, направленный на выявление основных проблем и «узких мест», препятствующих его эффективной работе, и разработку рекомендаций по оптимизации работы порта и повышению его пропускной способности, что позволит определить основные направления развития порта в контексте роста товарооборота между Россией и Ираном. Для достижения поставленной цели будет использован комплексный подход, включающий анализ статистических данных о грузообороте, структуре грузопотоков и экономических показателях порта, обзор литературы и нормативных документов в области транспорта и международной торговли, а также системный, дедуктивный и индуктивный анализ. Применяется также метод имитационного моделирования, позволяющий создать модель работы порта для анализа различных сценариев его функционирования, и причинно-следственный анализ для выявления корневых причин проблем. Сравнительный анализ используется для оценки текущих показателей работы порта и выявления отклонений от целей развития.

Основная часть

Одним из текущих объектов развития, связанных с торговыми отношениями России и Ирана, является порт Махачкала. Он расположен в городе Махачкала (Республика Дагестан) и является единственным незамерзающим портом России на Каспии. Порт играет важную роль как транспортный узел на МТК «Север-Юг» и обеспечивает грузопотоки между Россией и странами Каспийского региона, Азии и Ближнего Востока. Для наглядности на рисунке 1 представлена карта расположения порта Махачкала.

Расположение Махачкалинского торгового порта

Рис. 1. Расположение Махачкалинского торгового порта

В качестве показателей успешной и результативной работы торговых отношений России с Ираном могут выступить статистические данные, представленные в Таблице 1.

Таблица 1

Объем товарооборота между РФ и Ираном (млн долл. США)

2019

2020

2021

Импорт

391

796

967

Экспорт

1197

443

3068

Торговый оборот

1588

1239

4035

Из данных видно, что российский импорт вырос с 2019 по 2021 год в 2,5 раза, достигнув 967 млн. долларов. Экспорт из России также увеличился в 2,5 раза, достигнув 3068 млн. долларов. Положительная динамика наблюдается в торгово-экономическом взаимодействии между Россией и Ираном, где объем товарооборота вырос в 2,5 раза, превысив аналогичный показатель 2019 года на 2447 млн. долларов.

Основные товары, экспортируемые Россией в Иран, включают: злаки и зерновые культуры, жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты неорганической химии, древесина и изделия из нее, реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, электрооборудование.

На данный момент, в порту Махачкала работают железнодорожный и автопаромный терминал, также имеются складские помещения и собственный флот. Технические возможности порта позволяют принимать суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м в сухогрузной гавани и до 6,5 м в нефтяной гавани.

По итогам 2022 года обеспечена перевалка сухих грузов в объеме 755,5 тыс. тонн, что на 40 % больше по сравнению с 2021 годом. Перевалка нефти и нефтепродуктов снизилась до 2,3 млн тонн. Общий грузооборот порта составил 3 млн тонн. По итогам 9 месяцев 2023 года наблюдается рост объема перевалки сухогрузов: генеральных грузов — на 32,3 %, зерна — на 18,4 %, цемента — на 39,1 %, удобрений — на 100 %. За этот же период объем перевалки наливных грузов снизился на 5,7 %. Общий грузооборот порта за 9 месяцев вырос на 16,7 % и составил 2,5 млн тонн.

Исходя из статистических данных и описания портовых возможностей, было выявлено ряд факторов, влияющих на грузопотоки между Россией и Ираном:

— политические отношения: совпадение интересов стран;

— географическое расположение: порт Махачкала как незамерзающий порт;

— торговые соглашения: отмена таможенных пошлин;

— экономические условия: Иран имеет возможность наладить стабильные торговые потоки, Россия — экспортировать пищевую и промышленную продукцию.

Внутренние факторы:

— инфраструктура порта: недостаточная пропускная способность порта, отсутствие автомагистралей;

— плотная жилая застройка и отсутствие земли под строительство нового терминала;

— таможенные процедуры: их упрощение поможет снизить сроки проверки грузов.

На рисунках 2, 3 и 4 показан возрастающий объём грузооборота, сухих грузов (без учёта зерна) и перевалки зерна, что влияет на работу порта.

Возрастающий объём грузооборота России с Ираном

Рис. 2. Возрастающий объём грузооборота России с Ираном

Возрастающий объём сухих грузов (без учёта зерна)

Рис. 3. Возрастающий объём сухих грузов (без учёта зерна)

Возрастающий объём перевалки зерна

Рис. 4. Возрастающий объём перевалки зерна

Из графиков и расчетов можно выявить проблемы, которые связаны с возрастающими грузопотоками, которые не может быстро переработать порт в своем нынешнем обустройстве. Проблема нехватки судов, низкая перерабатывающая способность технических средств и нехватка мест хранения также влияют на скорость и качество переработки грузов. Также важным является тот факт, что порт за день может принять всего 9 судов в связи с инфраструктурными ограничениями. Суда могут задерживаться до 12 дней из-за многоэтапных проверок.

Проблема сформулирована следующим образом: Махачкалинский торговый порт хочет повысить объём переработки сухих грузов, но у порта низкая перерабатывающая способность технических средств, нехватка мест хранения, низкая производительность таможенных процедур и ограниченная осадка судов, мешающие повысить скорость и объём переработки.

Результаты

Для решения выявленных проблем необходимо:

— расширение портовой инфраструктуры;

— оптимизация логистических процессов;

— модернизация таможенных процедур;

— увеличение перерабатывающей способности технических средств;

— строительство дополнительных складов и мест хранения;

— увеличение осадки принимаемых судов

Реализация этих решений позволит снизить время обработки грузов, увеличить объемы перевалки, повысить эффективность работы порта и обеспечить его развитие.

Заключение

Рост торгово-экономических отношений между Россией и Ираном создает значительные возможности для порта Махачкала. Однако, для успешной реализации этих возможностей, необходимо преодолеть текущие инфраструктурные ограничения и оптимизировать логистические процессы. Работа с программой имитационного моделирования позволит создать модель транспортных процессов и выявить узкие места в работе порта. На основе анализа данной модели можно предложить решения по оптимизации логистических процессов, что позволит повысить пропускную способность порта и его конкурентоспособность в транспортном коридоре «Север-Юг».

Литература:

  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://special.ampastra.ru/mahachkala-morskoj-port-mahachkala/
  2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru-stat.su/date-Y2022–2022/RU/trade/IR
  3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gostassistent.ru/doc/84df2961-a16b-4fac-9c08–46eafad2bbbc
  4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://instructionsrzd.ucoz.ru/load/dlja_dvizhencev/transportno_gruzovye_sistemy_n_p_zhuravlev_o_b_malikov/10–1–0–485
  5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mmport.ru/махачкалинский-торговый-порт-стал-ли/
  6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2022/07/19/reg-skfo/mahachkalinskij-port-stanovitsia-sviazuiushchim-zvenom-so-stranami-azii.html
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Иран, Махачкала, порт, перерабатывающая способность, работа порта, страна Каспийского региона, Ближний Восток, имитационное моделирование, Махачкалинский торговый порт.


Ключевые слова

Россия, инфраструктура, товарооборот, грузопоток, Иран, порт Махачкала, торгово-экономические связи, МТК «Север-Юг»

Похожие статьи

Развитие промышленной политики в Республике Башкортостан

Несмотря на трудности функционирования и развития промышленного сектора экономики в условиях дестабилизирующих экологических факторов, связанных с пандемией, возникшие проблемы успешно преодолены. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекс...

Методы (методика) расширения рынков сбыта в условиях экономических санкций

Статья посвящена разработке методики по расширению рынка сбыта в условиях экономических санкций. Проведен анализ потенциала рынка сбыта и определены методы его расширения. Показана возможность роста международного сотрудничества в рамках производства...

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок

Актуальность исследуемой темы вызвана нарастающей модернизацией экономико-политической ситуации России, и эти изменения в первую очередь, коснулись логистического обеспечения грузоперевозок, поскольку они требуют создания новых механизмов для повышен...

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Анализ состояния безработицы в Приморском крае и пути увеличения занятости населения

В начале статьи авторы говорят об актуальности изучения такого социального явления как безработица в Приморском крае и России в целом. Анализируется динамика основных показателей безработицы Приморского края за 2010–2015 гг. Рассматриваются мероприят...

Развитие свободных экономических зон в Казахстане

В данной статье рассматривается создание, развитие свободных экономических зон в Республике Казахстан, а также представлены особенности их развития в зарубежных странах. Целью данной статьи является выявление механизмов развития свободных экономическ...

Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири

Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития. В качестве одного из приор...

Развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации

В данной статье рассмотрено развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации. Статья посвящена проблемам развития конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализа...

Похожие статьи

Развитие промышленной политики в Республике Башкортостан

Несмотря на трудности функционирования и развития промышленного сектора экономики в условиях дестабилизирующих экологических факторов, связанных с пандемией, возникшие проблемы успешно преодолены. Об этом свидетельствует положительная динамика Индекс...

Методы (методика) расширения рынков сбыта в условиях экономических санкций

Статья посвящена разработке методики по расширению рынка сбыта в условиях экономических санкций. Проведен анализ потенциала рынка сбыта и определены методы его расширения. Показана возможность роста международного сотрудничества в рамках производства...

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали в развитии современных экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

В представленной научной статье на примере истории создания, развития и современного состояния Байкало-Амурской магистрали (БАМ) изучены проблемы включения российской железнодорожной инфраструктуры в систему международных транзитных перевозок. Так же...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок

Актуальность исследуемой темы вызвана нарастающей модернизацией экономико-политической ситуации России, и эти изменения в первую очередь, коснулись логистического обеспечения грузоперевозок, поскольку они требуют создания новых механизмов для повышен...

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Анализ состояния безработицы в Приморском крае и пути увеличения занятости населения

В начале статьи авторы говорят об актуальности изучения такого социального явления как безработица в Приморском крае и России в целом. Анализируется динамика основных показателей безработицы Приморского края за 2010–2015 гг. Рассматриваются мероприят...

Развитие свободных экономических зон в Казахстане

В данной статье рассматривается создание, развитие свободных экономических зон в Республике Казахстан, а также представлены особенности их развития в зарубежных странах. Целью данной статьи является выявление механизмов развития свободных экономическ...

Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири

Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития. В качестве одного из приор...

Развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации

В данной статье рассмотрено развитие конкурентоспособности казахстанских сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализации. Статья посвящена проблемам развития конкурентоспособности сельскохозяйственных товаров и услуг в условиях глобализа...

Задать вопрос