В статье анализируется динамика торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Ираном в контексте геополитических изменений. Рассматриваются возможности и проблемы, возникающие в связи с ростом товарооборота, для порта Махачкала. Основной целью исследования является анализ текущей ситуации и выявление узких мест в работе порта, а также определение путей оптимизации его деятельности. На основе выявленных проблем предлагаются решения по развитию порта и оптимизации грузопотоков.
Ключевые слова: порт Махачкала, торгово-экономические связи, Россия, Иран, МТК «Север-Юг», товарооборот, грузопоток, инфраструктура.
Введение
Развитие международных торговых связей в условиях геополитической нестабильности неразрывно связано с необходимостью совершенствования транспортной инфраструктуры. Увеличение товарооборота между Россией и Ираном, обусловленное санкционным давлением и поиском новых рынков сбыта, создает необходимость анализа работы транспортных узлов. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении перспектив развития порта Махачкала, который является ключевым элементом транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Россию со странами Каспийского региона. Целью данной работы является анализ текущего состояния порта и разработка рекомендаций по оптимизации его работы в условиях возрастающего грузопотока.
Основные понятия и определения
Торгово-экономические связи — это взаимодействие между странами в сфере торговли и экономики, включая экспортно-импортные операции, инвестиции и другие формы сотрудничества.
Транспортный узел — место пересечения нескольких транспортных путей, обеспечивающее пересадку и перевалку грузов и пассажиров.
МТК «Север-Юг» — международный транспортный коридор, связывающий Россию со странами Каспийского региона, Азией и Ближним Востоком.
Грузопоток — это количество грузов, проходящее через определенную транспортную инфраструктуру за определенный период времени.
Цели и методы исследования
Целью данного исследования является комплексный анализ текущего состояния и динамики грузопотоков через порт Махачкала, направленный на выявление основных проблем и «узких мест», препятствующих его эффективной работе, и разработку рекомендаций по оптимизации работы порта и повышению его пропускной способности, что позволит определить основные направления развития порта в контексте роста товарооборота между Россией и Ираном. Для достижения поставленной цели будет использован комплексный подход, включающий анализ статистических данных о грузообороте, структуре грузопотоков и экономических показателях порта, обзор литературы и нормативных документов в области транспорта и международной торговли, а также системный, дедуктивный и индуктивный анализ. Применяется также метод имитационного моделирования, позволяющий создать модель работы порта для анализа различных сценариев его функционирования, и причинно-следственный анализ для выявления корневых причин проблем. Сравнительный анализ используется для оценки текущих показателей работы порта и выявления отклонений от целей развития.
Основная часть
Одним из текущих объектов развития, связанных с торговыми отношениями России и Ирана, является порт Махачкала. Он расположен в городе Махачкала (Республика Дагестан) и является единственным незамерзающим портом России на Каспии. Порт играет важную роль как транспортный узел на МТК «Север-Юг» и обеспечивает грузопотоки между Россией и странами Каспийского региона, Азии и Ближнего Востока. Для наглядности на рисунке 1 представлена карта расположения порта Махачкала.
Рис. 1. Расположение Махачкалинского торгового порта
В качестве показателей успешной и результативной работы торговых отношений России с Ираном могут выступить статистические данные, представленные в Таблице 1.
Таблица 1
Объем товарооборота между РФ и Ираном (млн долл. США)
2019 |
2020 |
2021 |
|
Импорт |
391 |
796 |
967 |
Экспорт |
1197 |
443 |
3068 |
Торговый оборот |
1588 |
1239 |
4035 |
Из данных видно, что российский импорт вырос с 2019 по 2021 год в 2,5 раза, достигнув 967 млн. долларов. Экспорт из России также увеличился в 2,5 раза, достигнув 3068 млн. долларов. Положительная динамика наблюдается в торгово-экономическом взаимодействии между Россией и Ираном, где объем товарооборота вырос в 2,5 раза, превысив аналогичный показатель 2019 года на 2447 млн. долларов.
Основные товары, экспортируемые Россией в Иран, включают: злаки и зерновые культуры, жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты неорганической химии, древесина и изделия из нее, реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, электрооборудование.
На данный момент, в порту Махачкала работают железнодорожный и автопаромный терминал, также имеются складские помещения и собственный флот. Технические возможности порта позволяют принимать суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м в сухогрузной гавани и до 6,5 м в нефтяной гавани.
По итогам 2022 года обеспечена перевалка сухих грузов в объеме 755,5 тыс. тонн, что на 40 % больше по сравнению с 2021 годом. Перевалка нефти и нефтепродуктов снизилась до 2,3 млн тонн. Общий грузооборот порта составил 3 млн тонн. По итогам 9 месяцев 2023 года наблюдается рост объема перевалки сухогрузов: генеральных грузов — на 32,3 %, зерна — на 18,4 %, цемента — на 39,1 %, удобрений — на 100 %. За этот же период объем перевалки наливных грузов снизился на 5,7 %. Общий грузооборот порта за 9 месяцев вырос на 16,7 % и составил 2,5 млн тонн.
Исходя из статистических данных и описания портовых возможностей, было выявлено ряд факторов, влияющих на грузопотоки между Россией и Ираном:
— политические отношения: совпадение интересов стран;
— географическое расположение: порт Махачкала как незамерзающий порт;
— торговые соглашения: отмена таможенных пошлин;
— экономические условия: Иран имеет возможность наладить стабильные торговые потоки, Россия — экспортировать пищевую и промышленную продукцию.
Внутренние факторы:
— инфраструктура порта: недостаточная пропускная способность порта, отсутствие автомагистралей;
— плотная жилая застройка и отсутствие земли под строительство нового терминала;
— таможенные процедуры: их упрощение поможет снизить сроки проверки грузов.
На рисунках 2, 3 и 4 показан возрастающий объём грузооборота, сухих грузов (без учёта зерна) и перевалки зерна, что влияет на работу порта.
Рис. 2. Возрастающий объём грузооборота России с Ираном
Рис. 3. Возрастающий объём сухих грузов (без учёта зерна)
Рис. 4. Возрастающий объём перевалки зерна
Из графиков и расчетов можно выявить проблемы, которые связаны с возрастающими грузопотоками, которые не может быстро переработать порт в своем нынешнем обустройстве. Проблема нехватки судов, низкая перерабатывающая способность технических средств и нехватка мест хранения также влияют на скорость и качество переработки грузов. Также важным является тот факт, что порт за день может принять всего 9 судов в связи с инфраструктурными ограничениями. Суда могут задерживаться до 12 дней из-за многоэтапных проверок.
Проблема сформулирована следующим образом: Махачкалинский торговый порт хочет повысить объём переработки сухих грузов, но у порта низкая перерабатывающая способность технических средств, нехватка мест хранения, низкая производительность таможенных процедур и ограниченная осадка судов, мешающие повысить скорость и объём переработки.
Результаты
Для решения выявленных проблем необходимо:
— расширение портовой инфраструктуры;
— оптимизация логистических процессов;
— модернизация таможенных процедур;
— увеличение перерабатывающей способности технических средств;
— строительство дополнительных складов и мест хранения;
— увеличение осадки принимаемых судов
Реализация этих решений позволит снизить время обработки грузов, увеличить объемы перевалки, повысить эффективность работы порта и обеспечить его развитие.
Заключение
Рост торгово-экономических отношений между Россией и Ираном создает значительные возможности для порта Махачкала. Однако, для успешной реализации этих возможностей, необходимо преодолеть текущие инфраструктурные ограничения и оптимизировать логистические процессы. Работа с программой имитационного моделирования позволит создать модель транспортных процессов и выявить узкие места в работе порта. На основе анализа данной модели можно предложить решения по оптимизации логистических процессов, что позволит повысить пропускную способность порта и его конкурентоспособность в транспортном коридоре «Север-Юг».
Литература:
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://special.ampastra.ru/mahachkala-morskoj-port-mahachkala/
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru-stat.su/date-Y2022–2022/RU/trade/IR
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gostassistent.ru/doc/84df2961-a16b-4fac-9c08–46eafad2bbbc
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://instructionsrzd.ucoz.ru/load/dlja_dvizhencev/transportno_gruzovye_sistemy_n_p_zhuravlev_o_b_malikov/10–1–0–485
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mmport.ru/махачкалинский-торговый-порт-стал-ли/
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2022/07/19/reg-skfo/mahachkalinskij-port-stanovitsia-sviazuiushchim-zvenom-so-stranami-azii.html