В данной статье идет речь о краудлендинге — новом инструменте цифровой трансформации сельского предпринимательства, выступающим как альтернатива краткосрочного финансирования сельского предпринимательстввРеспублике Адыгея.
Ключевые слова: сельское предпринимательство, продовольственная безопасность, финансирование, краулдлендинг.
Среди основных целей ведения предпринимательства можно выделить две основных: получение прибыли и удовлетворение спроса общества на конкретном рынке. Конкретизируя термин «предпринимательство» как сельское предпринимательство, цель удовлетворения спроса общества имеет более широкое значение, так как, в отличие от любого другого вида предпринимательства, сельское предпринимательство учитывает спросы каждого участника общества, независимо от того, где он проживает (город или сельская местность), какой ведет вид деятельности (наука, производство, образование и пр.), какой уровень дохода имеет, какой занимает социальный статус. А все потому, что результатом предпринимательской деятельности в селе являются, прежде всего, продукты питания (зерно, мясо, овощи, фрукты и пр.). Принимая во внимание современное геополитическое положение Российской Федерации, вопрос продуктовой или продовольственной безопасности страны очень актуален.
Продовольственная безопасность РФ, согласно Указу Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» определяется как «состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [1].
Республика Адыгея расположена на юге Российской Федерации, в центральной части Северо-Западного Кавказа. Площадь Адыгеи — 7790 км 2 [2]. Земельный фонд Адыгеи — около 780 тысяч гектар, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения приходится около половины земельного фонда: 343 тысяч гектар. Одновременно с этим, общая посевная площадь Республики Адыгея в 2024 году составила 233 тыс. га (увеличилась на 5,3 % к 2023 году) [3]. Таким образом, 110 тыс. га, или 32 % земельного фонда республики не используется.
Для развития сельского предпринимательства в Республики Адыгея, в том числе, для расширения посевной площади, требуется популяризация финансовых инструментов среди субъектов предпринимательства, расширение/обновление ресурсной базы, а также увеличение кадрового состава предприятий сельского предпринимательства квалифицированными специалистами отрасли АПК. В данной статье автор акцентирует внимание на новом для Республики Адыгея, как, впрочем, и для Российской Федерации, цифровом механизме финансирования сельского предпринимательства на цели пополнения оборотных средств — на краудлендинге.
Краудлендинг —финансовый инструмент и сегмент финансового рынка по привлечению финансирования в форме займа от нескольких инвесторов при помощи посредника — инвестиционной платформы [4]. Операторы инвестиционных платформ работают в сфере краулендинга — на достаточно молодом рынке привлечения инвестиций, который начинался со стихийного народного финансирования проектов, а с 2020 года регулируется Центральным банком РФ, соответствии с Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ.
Участниками этого финансового инструмента являются: заемщик, инвестор, инвестиционная платформа. Как видно, звено банка явно отсутствует в данной цепочке финансирования бизнеса, ему отводится лишь роль расчетного центра на этапе пополнения/вывода средств с платформы.
Схема финансирования бизнеса выглядит следующим образом:
Рис. 1
Основным заёмщиком является представитель сегмента малого и среднего бизнеса, которому по каким-либо причинам сложно получить кредит в банке, в том числе на исполнение государственных контрактов: например, для сельхозпроизводителей, осуществляющих поставки своей продукции (молоко, мясо, овощи, фрукты) бюджетным организациям (школы, детские сады). Обозначим наиболее явные причины сложностей в привлечении банковского финансирования:
— короткий срок существования бизнеса — зарегистрирован не менее 12 месяцев, но финансовые показатели еще не видны в декларациях по Единому сельскохозяйственному налогу ввиду длительного производственного цикла, зачастую несоответствующего календарному году;
— отсутствие необходимого залога — сельскохозяйственный бизнес посредством инвестиционных платформ может найти средства для пополнения оборотных средств, в том числе на исполнение государственных контрактов, без залога (в большинстве случаев, займы обеспечены только поручительством собственников бизнеса);
— скромные финансовые показатели или маленькие суммы контрактов, что снижает вероятность кредитования бизнеса в банках. Для сельскохозяйственных предпринимателей, даже имеющих залог: коммерческую недвижимость (склады для хранения зерна, ангары для техники, земли с/х назначения), оборудование и технику , необходимые для ведения хозяйства, может быть недоступен банковский кредит при отсутствии официального денежного потока, что присуще индивидуальным предпринимателям-главам крестьянско-фермерским хозяйств;
— сжатые сроки финансирования — максимальный срок сбора денежных средств на инвестиционной платформе составляет в среднем 10 дней, но чаще всего он завершается в течение двух суток.
Инвестором на инвестиционной платформе может стать как физическое, так и юридическое лицо. В краудлендинге инвесторов привлекает высокая доходность, в несколько раз превышающая ставки по депозитам. Таким образом, краудлендинг выступает не только как инструмент привлечения финансовых ресурсов, но и как инструмент размещения свободных ресурсов субъектов предпринимательства для получения большей прибыли. Однако, нужно отметить, что и риск потери данных вложений выше риска от вложений в банковские депозиты. Данный риск нивелируется при наличии в штате предприятия экономиста/финансиста, способного осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика на инвестиционной платформе.
Как видно из схемы на рис. 1, представленной выше, весь финансовый процесс построен на инвестиционной платформе, которая представляет собой информационную систему в сети Интернет, используемую для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы Центральным банком РФ. За свои услуги инвестиционное платформы получают комиссию от заемщиков в размере до 1 % от суммы займа. По состоянию на 15.01.2024 в реестре ЦБ 93 операторов инвестиционных платформ, две из которых расположены в соседнем регионе — в Краснодарском крае.
Цифровая трансформация источников финансирования позволит расширить масштабы сельского предпринимательства в Республике Адыгея, что, в свою очередь, увеличит вклад региона в эконмическое развитие страны.
Литература:
- Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году». Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [Электронный ресурс].2019. URL: https://2019.ecology-gosdoklad.ru/report/17/96/97/
- Итоги посевной кампании 2024 года//Краснодарстат [Электронный ресурс]. 2024.URL:https://23.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Sev_24_79.pdf (Дата обращения: 16.01.2025).
- Аллало З. А. Краудлендинг// Энциклопедия Знание.Вики. [Электронный ресурс]. 2023.
- URL: https://znanierussia.ru/articles/Краудлендинг (Дата обращения 16.01.2025).