Формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся 5-го класса средствами физического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 18.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Брянцев, А. И. Формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся 5-го класса средствами физического воспитания / А. И. Брянцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121890/ (дата обращения: 19.01.2025).

Препринт статьи



Выявлено, что более 50 % российских школьников имеют ослабленное здоровье, около 15 % имеют хронические заболевания и только 30 % признали полностью здоровыми. Наиболее отрицательная динамика наблюдается среди детей среднего школьного возраста. Около 70 % подростков имеют различные нарушения здоровья. С каждым годом показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются.

Уровень здоровья современного поколения можно повысить, прививая здоровый образ жизни с раннего возраста. Для увеличения процента здоровых детей и их привлечения к здоровому образу жизни, важную роль играет физическое воспитание, которое является эффективным способом укрепления здоровья. Использование средств физического воспитания, помогает достичь всестороннего развития школьника и обеспечивает распространение здорового образа жизни среди подростков.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, средства физического воспитания, физическое воспитание, подросток, обучающийся.

It was revealed that more than 50 % of Russian schoolchildren have poor health, about 15 % have chronic diseases, and only 30 % are considered completely healthy. The most negative dynamics is observed among children of secondary school age. About 70 % of teenagers have various health disorders. The health indicators of children and adolescents are deteriorating every year.

The health level of the modern generation can be improved by instilling a healthy lifestyle from an early age. Physical education, which is an effective way to promote health, plays an important role in increasing the percentage of healthy children today and attracting them to a healthy lifestyle. The use of physical education tools helps to achieve comprehensive student development and ensures the spread of a healthy lifestyle among adolescents.

Keywords: healthy lifestyle, means of physical education, physical education, teenager, student.

В наши дни уделяется большое внимание состоянию здоровья молодого поколения. Эти люди — будущее нашей страны, о котором необходимо позаботиться уже сегодня. Если не заняться этим вопросом сейчас, проблема может принять глобальные масштабы и привести к отрицательным демографическим показателям.

Экологическая обстановка — одна из главных причин ухудшения здоровья детей и подростков. Существует множество внешних факторов, влияющих на качество и уровень жизни населения. Концентрация вредных веществ в почве, воде и воздухе увеличивается и в некоторых местах превышает норму. Соблюдение правил здорового образа жизни в такой сложной экологической ситуации особенно важно. Придерживаясь основных аспектов здорового образа жизни, человек помогает своему организму справляться с вредным влиянием, оказываемым внешней средой.

Следующей причиной понижения уровня здоровья школьников является большой поток информации, который поступает в мозг ребенка с еще не до конца сформированной психикой. После внедрения в нашу жизнь интернета количество информации возросло в разы. На фоне этого, множество людей переживают депрессивные состояния, а на детскую, неустоявшуюся психику оказывается еще более пагубное влияние. Правила здорового образа жизни включают в себя контроль эмоциональной нагрузки.

Цифровой век отличается большим скачком технического прогресса. Все сферы нашей жизни так или иначе связаны с цифровыми технологиями, которые делают нашу жизнь легче и помогают тратить меньше времени на повседневные дела, но в то же время, таким образом теряется мотивация к физической нагрузке. Пассивный образ жизни приводит к ожирению, нарушению работы сердца, гиподинамии и многим другим последствиям.

Организм подростка находится под воздействием множества негативных внешних факторов, но также есть и внутренние. Рассматривая проблему формирования культуры здорового образа у пятиклассника, необходимо знать возрастные особенности этого периода. В пятом классе учатся дети в возрасте 10–11 лет. Данный возраст является переходным, происходит резкий скачок роста и активный процесс развития всего организма. С десяти лет ребенок становится подростком, изменения только начинаются, и не каждый школьник может справиться с ними.

Несмотря на всю важность и необходимость решения проблемы формирования культуры здорового образа жизни у школьников, на данный момент не существует целостной системы физического воспитания, которая бы отвечала современным требованиям. Многие известные методы уже не подходят для нынешнего времени. Необходимо новое видение в преподнесении материала.

Для того чтобы популяризировать здоровый образ жизни среди обучающихся пятых классов, требуется понимание об образе жизни подростков данного возраста, нужно знать, чем они интересуются, иметь представление о социальных направлениях.

В пятом классе детям достаточно сложно адаптироваться к переменам. Установка режима дня поможет привыкнуть новому распорядку. Для этого можно оформить расписание на день, где будут прописаны ежедневные дела и время, когда необходимо их выполнять. Такое постоянство позволит подростку справиться с переживаниями и быть более организованным.

В расписание необходимо включить такие пункты как: «подъем», «умывание», «прогулка», «отдых», «сон». В данных пунктах отражаются гигиенические факторы средств физического воспитания, контролирующие здоровый сон, чистоту кожи, уровень физических и психологических сил, являющихся одними из самых главных компонентов здорового образа жизни.

Будет полезно включить в режим дня школьника утреннюю зарядку. Простые, нерезкие, подходящие для данного возраста упражнения, пробуждают молодой организм от сна и положительно влияют на эмоциональное состояние. По желанию, если позволяет состояние здоровья, можно ввести закаливание. Контрастные водные процедуры укрепляют иммунитет и активизируют внутренние процессы.

Полезным будет также составление расписание на неделю, где можно указать посещения различных кружков. Секции спортивного, игрового характера способствуют формированию культуры здорового образа жизни и личностному развитию. Для девочек подойдут танцы, гимнастика, хореография, фигурное катание, а для мальчиков — футбол, хоккей, борьба, тхеквондо, но данное распределение непринципиально, и каждый подросток выбирать секцию по своему желанию и возможности.

Расписание дня может соединять в себе все средства физического воспитания. Постоянное выполнение необходимых действий способствует вхождению их в привычку и более комфортному формированию культуры здорового образа жизни подростка.

Еще одним средством физического воспитания культуры здорового образа жизни является трекер полезных привычек. Обычно трекер выглядят как таблица, рассчитанная на месяц, где можно записать несколько полезных привычек, которые будут формироваться в течении всего времени, и отмечать сделанное. В таблицу можно добавить такие пункты как: «пить 1,5 л воды», «утренняя зарядка», «прогулки», «закаливание», «сон 10 часов», «полезное питание» и т. д. Этот способ отлично подходит для привлечения пятиклассников к здоровому образу жизни, так как наглядно показывает результаты и мотивирует заниматься спортом.

Перечисленные средства физического воспитания формируют культуру здорового образа жизни у обучающихся пятого класса и дают высокие результаты. Самое главное: преподносить материал в интересной, соответствующей требованиям форме и показывать на личном примере пользу здорового образа жизни.

Литература:

  1. Баранов, А. В. Здоровый образ жизни: теория и практика. — Санкт-Петербург: СпецЛит, 2020. — 320 с.
  2. Дудникова, Е. С. Методика формирования культуры здоровья у детей: монография. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. — 150 с.
  3. Ильина, М. В. Физическая активность и здоровье подростков: учебное пособие. — Ярославль: ЯГПУ, 2021. — 160 с.
  4. Морозов, Р. П. Значение физической активности для здоровья детей. — Тверь: ТвГУ, 2021. — 190 с.
  5. Смирнова, И. В. Здоровый образ жизни: Как воспитать? — Нижний Новгород: Литера, 2021. — 130 с.


Задать вопрос