В статье поднимается проблема качественного обучения рабочих в области охраны труда. В качестве решения предлагается использование компьютерных технологий для обучения персонала в области охраны труда. Автор рассуждает о методиках обучения и в качестве примера приводит генеративную теорию. В заключении описывается пример использования компьютерного обучения на предприятии.
Ключевые слова: охрана труда, генеративная теория, обучение персонала, технологические инструменты, компьютерное обучение.
Безусловно, в XXI в. произошел перелом в отношении бизнеса к сохранению кадрового состава: собственники, руководители предприятий стали больше вкладывать финансовые средства не только в технику, но и в работников, их обучение охране труда, промышленной безопасности, улучшение условий труда. Большинство руководителей предприятий энергетической промышленности понимают, что сегодня гораздо легче принять профилактические меры в сфере охраны труда по снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, чем нести затраты по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний, возмещению материального ущерба, осуществлять доплаты пострадавшим, нанимать и обучать новых работников. [5]
Почему работники всех уровней управления на опасном производственном объекте допускают отступление от правил безопасности, должностных инструкций и инструкций по охране труда? Ответ простой: недостаточная компетенция, низкий уровень профессиональной подготовки в области обеспечения безопасности ведения технологических процессов на горном предприятии.
Проблемы подготовки и компетентности
Под компетентностью понимается способность работника своевременно и грамотно применить имеющиеся знания, навыки и опыт на практике в любой сложной нештатной ситуации, поэтому необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень в соответствии с изменяющимися условиями производства. [7]
В современных условиях рост требований к компетентности обусловлен внедрением новых технологий производства, ускорением бизнес-процессов, расширением круга ответственности работников [8]. С другой стороны, недостаточное качество профильного образования, временной разрыв между преподаваемыми технологиями производства и реальными, используемыми на предприятиях, создают отставание в получении требуемых компетенций сотрудником для безопасного и правильного выполнения технологических операций.
Ситуация усугубляется тем, что традиционные технологии обучения, используемые в профессиональном образовании, не могут решить проблему нарастания разницы между требуемыми и существующими компетенциями, так как программы обучения не могут изменяться с такой же скоростью, как меняются оборудование и технологические процессы, всегда существует запаздывание из-за подготовки качественных материалов для сопровождения процесса обучения. [1]
Технологическое решение проблемы
Любая случайная или предотвратимая гибель людей, будь то на работе или дома, является ничем иным, как трагедией. Нехватка времени, ресурсов и доступности обучения являются основными причинами недостаточного обучения технике безопасности. [2] Проблемы с коммуникацией, вовлеченностью и текучестью кадров также вносят свой вклад. Поэтому компании часто обращаются к технологическим решениям, чтобы восполнить пробелы и обеспечить доступное и непрерывное обучение технике безопасности для различных групп сотрудников, выполняющих широкий спектр критически важных для безопасности работ.
Использование технологических инструментов для охраны труда и техники безопасности дает множество преимуществ. Во-первых, соблюдение требований по охране труда при обучении сотрудников путем проведения курсов по охране труда и технике безопасности и ведения записей об обучении и несчастных случаях становится намного проще и удобнее с помощью цифровых инструментов. [9] Цифровые платформы эффективно хранят записи работодателей, позволяя легко извлекать данные при необходимости и обеспечивая точность данных при проверках по охране труда.
Кроме того, цифровые обучающие платформы обеспечивают гибкость в планировании учебных занятий, позволяя инструкторам по технике безопасности определять частоту обучения. Поскольку цифровое обучение доступно с мобильных устройств, работники на местах проходят обучение так же эффективно, как и другие сотрудники. Кроме того, эти инструменты позволяют работодателям отслеживать прогресс в обучении сотрудников, помогая им выявлять любые потенциальные проблемы с конкретными людьми.
Цифровое обучение помогает организациям расти. Инструкторы по технике безопасности могут легко отслеживать требования к обучению, статус завершения и понимание сотрудниками их учебных материалов. Оно заменило традиционное ручное обучение, сделав процесс более эффективным, увлекательным и действенным для работодателей и сотрудников.
Передача знаний является одной из самых основных целей обучения, и преподаватели и тренеры потратили много времени и усилий на разработку методов повышения этого уровня среди обучаемых. [5]
Тренеры могут легко недооценить, насколько хорошо учащиеся смогут использовать знания, полученные в ходе обучения, на рабочем месте. Это может быть серьезной проблемой для компьютерного обучения, где существует большая дистанция между разработчиком тренинга и обучаемым. Исторически сложилось так, что существовало три подхода к увеличению передачи: общая передача, конкретная передача и конкретная передача общих знаний. Общая передача относится к подходу, который пытается улучшить общую способность субъекта к обучению. Специфический перенос относится к идее о том, что обучение должно обучать навыкам точно так, как они используются в реальном мире. Философия специфического переноса лежит в основе многих учебных проектов; однако сложность «реальных» ситуаций затрудняет их воспроизведение в учебной среде, и этот тип обучения был не очень успешным.
Считается, что предпочтительным способом обеспечения передачи навыков является компромисс между этими двумя подходами. Если учащихся обучают базовым концепциям, которые помогают им разрабатывать ментальные модели функционирования систем, они с большей вероятностью будут использовать новую информацию в условиях «реального мира». Концептуальные представления, или ментальные модели, систем представляют собой структуры знаний, содержащие конкретную информацию, которая может быть использована для выполнения различных задач, но также достаточно гибка для использования в сложных условиях «реального мира». [3]
Компьютеры могут быть мощными инструментами для разработки ментальных моделей благодаря их способности передавать множество типов информации в различных режимах, таких как изображения, звук, анимация, фильмы и текст. Поскольку возможно так много различных комбинаций информации, разработчикам необходимы эмпирически полученные рекомендации, которые помогли бы им определить, какой вид информации будет наилучшим в конкретной учебной ситуации, и избежать добавления информации, которая может показаться занимательной или мотивирующей, но может привести к снижению уровня обучения. Наилучшее сочетание компонентов обучения описывает генеративная теория.
Генеративная теория
Генеративная теория мультимедийного обучения описывает систему обработки информации, которая имеет как вербальные, так и невербальные компоненты. [8] Вербальные компоненты обрабатывают язык, а невербальный компонент обрабатывает другие типы информации, такие как изображения. Информация, представленная как в визуальной, так и в вербальной формах, может быть обработана более эффективно, чем информация, которая в большей степени ориентирована на ту или иную систему обработки. [7] Информация, представленная как в визуальном, так и в вербальном формате, будет легче запоминаться, поскольку между визуальной и вербальной информацией устанавливаются связи, что делает любую из них поисковой подсказкой.
Как вербальные, так и невербальные системы могут быть перегружены; разработчики должны тщательно продумать, как информация преподносится учащимся. Важно структурировать то, как информация преподносится новичкам. Повествование с картинками или анимацией использует как вербальные, так и невербальные возможности обработки. [4] Ожидается, что текст с картинками и повествованием приведет к снижению уровня обучения, поскольку невербальная система должна использоваться как для изучения картинок, так и для чтения слов на экране.
Разработчикам компьютерного обучения технике безопасности и охране труда следует рассмотреть возможность представления мультимедийных материалов с последовательными визуальными и вербальными элементами.
Бурное развитие видеоинформационных технологий подачи информации открывает широкие возможности по разработке современных подходов к цифровому обучению охране труда и промышленной безопасности, среди которых необходимо выделить направленные на непрерывное (без отрыва от производства) развитие и контроль компетенции работников.
Применение на практике
Рассмотрим один из вариантов цифрового управления процессом непрерывного обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ и формирования у работников стереотипов безопасного поведения.
Такой подход впервые применен на предприятиях АО «СУЭК-Кузбасс» с участием Ассоциации «НП «Кузбасс-ЦОТ» путем внедрения видеоинформационного комплекса массового развития и непрерывного контроля компетентности работников в сфере безопасности труда, где доказал свою эффективность [6].
На практике данный комплекс реализуется в виде своеобразного конвейера повышения компетентности работников.
Инновационная идея — частично перенести обучение из учебного центра на рабочее место и сделать его непрерывным. Для этого используются следующие приемы обучения, обеспечивающие развитие компетентности работника в сфере безопасности труда.
Перед началом смены с использованием компьютерного терминала каждому работнику с учетом его профессии ставится задача, которую он должен решить, выбрав правильный ответ из трех предложенных вариантов.
При неправильном ответе ему демонстрируются последствия его ошибочных действий, в том числе возможные повреждения различных органов, и подсказывается правильное решение, за счет этого идет корректировка компетентности.
Вопрос повторяется. При правильном ответе работнику демонстрируются те опасности, реализации которых он избежал, правильно решив задачу, что является скрытой похвалой работнику. На предсменное экспресс-обучение и тестирование работники тратят в среднем 30 с, но делают это ежесменно. [9]
Для работников с низкой успеваемостью ежемесячно автоматически назначаются дополнительное экспресс-обучение и тестирование, которое состоит из пяти задач. После долгого отсутствия на работе им автоматически назначается одна задача в виде последовательности правильных действий при выполнении трудовых операций, которая заканчивается цепочкой запоминания. Нарушителям трудовой дисциплины автоматически следует выполнить пять задач, связанных с разбором несчастных случаев, или показывается шоковый видеоролик. [9]
Для всех работников, в соответствии с графиком, назначаются периодические и целевые видеоинструктажи. Нарушителям трудовой дисциплины внеплановые видеоинструктажи предписываются руководителями различного уровня, установившими факт нарушения.
Заключение
Применение технологий цифрового обучения доказало высокую эффективность. На предприятиях АО «СУЭК-Кузбасс» проведено более 3 млн экспресс-обучений и тестирований работников. Произошло резкое повышение их компетентности в области безопасности труда. По мере роста компетентности работников травматизм на предприятиях, где установлен видеоинформационный комплекс, начал резко снижаться. В то время как на других предприятиях показатели травматизма существенно не изменились, что свидетельствует о значимом влиянии технологий цифрового обучения на производственный травматизм.
По мере дальнейшего развития технологий и рабочих мест работодателям и работникам необходимо будет совместно адаптировать свои программы обучения технике безопасности. Темпы изменений и объем информации, требуемой сотрудникам и заинтересованным сторонам на рабочем месте для безопасного выполнения критически важных задач, также будут увеличиваться.
Работодатели и работники должны постоянно использовать технологии для содействия обучению технике безопасности, но тип и количество используемых ими технологий также будут развиваться. Приведенные выше тенденции — это лишь часть постоянно меняющейся головоломки, о которой работодателям и сотрудникам следует знать, поскольку они продолжают использовать технологии для улучшения обучения технике безопасности на рабочем месте.
Литература:
- Gendler S. G., Grishina А. М., Kochetkova E. А. Optimization of expenditures for labor protection at deep mining// Eurasian Mining. — 2017. — № 2. — P. 35–39.
- Analysis of regularities and reasons of acciedents/ W. Sheng, Z. Sheng, M. Gao et al.// Progress in mine safety. — 2014. — 800 p.
- Gendler S. G., Kochetkova E. A., Samarov L.Yu. Assessment of efficiency of inputs for labor safety in coal mines// Gornyi Zhurnal. — 2014. — № 4. — P. 50–53.
- Pillay M. What have we learned about learning from accidents? Postdisasters reflections// Safety Science. — 2013. — Vol. 46 (4). — P. 566–584.
- Грызунов В. В., Гришина А. М. Система предсменного контроля поведенческой безопасности на угледобывающих предприятиях// Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2017. — № 7. — С. 45–50.
- Гендлер С. Г., Гришина А. М. Повышение эффективности обучения горнорабочего безопасным приемам труда — основа для снижения производственного травматизма и аварийности// Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2017. — № 4. — С. 318–325.
- Фомин А. И., Седельников Г. Е. Видеоинструктажи по охране труда — новый подход к повышению компетентности работников// Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах: сб. материалов VII Междунар. науч-практ. конф. Т. І. — Кемерово: КузГТУ, 2011. — С. 254–257.
- Фомин А. И., Седельников Г. Е. Мультимедийные стереоскопические технологии как инструмент повышения компетентности работников в области охраны труда// Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах: сб. материалов ІX Междунар. науч-практ. конф. — Кемерово: КузГТУ, 2011. — С. 121–125.
- Краткий анализ производственного травматизма с учетом человеческого фактора на производственных единицах АО «СУЭК-Кузбасс»/ Ю. М. Иванов, Хи Ун Ли, А. С. Ворошилов и др.// Безопасность труда в промышленности. — 2017. — № 2. — С. 79–83.