Цифровая экономика — это сфера хозяйственной деятельности, в которой ключевым фактором производства является данные в оцифрованном виде, обработка больших объемов информации и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [5].
С точки зрения принятия управленческих решений концепция цифровой экономики относится к текущей трансформации экономической деятельности в результате использования цифровых технологий, которые обеспечивают доступ, обработку и хранение информации таким образом, чтобы быть более удобным, дешевым и простым [3].
Необходимость совершенствования механизма правового регулирования инвестиционной деятельности обусловлена происходящей цифровизацией экономических отношений, основанных на новых цифровых технологиях, а также на возникающих новых видах инвестиционной деятельности, осуществляемых с использованием интернет-платформ.
Ключевую роль в формировании благоприятных условий для привлечения инвестиций играет государство, поскольку оно не только формирует инвестиционную политику на территории страны, но и устанавливает базовые требования и ограничения к инвестиционной деятельности в виде нормативных актов, выявляет проблемы и пробелы действующего законодательства в сфере привлечении инвестиций, определяет ключевые точки в экономике для дальнейшего роста и развития, а также стимулирует дальнейшее инновационное развитие всей цифровой инфраструктуры.
Необходимо понимать, что государство, обладая необходимым административным ресурсом, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сферу инвестиций, поскольку в силу различных социально-экономических либо политических факторов краткосрочные выгоды могут быть в большем приоритете по отношению к целям долгосрочного развития. Регулятивное воздействие государства на процесс инвестирования носит косвенный характер, являясь, в зависимости от выбранных целей ограничивающим либо стимулирующим.
Анализируя основы инвестиционной деятельности необходимо учитывать два основополагающих аспекта: инвестиционный климат и инвестиционную политику государства. Инвестиционный климат в свою очередь напрямую зависим от факторов, которые, так или иначе, влияют на потенциальных инвесторов, выбирающих сферу и объект для своих инвестиций. К таким факторам можно отнести уровень развития действующего законодательства в сфере инвестиций, политическую ситуацию, инвестиционную политику, а также состояние экономики в стране и общий уровень социально-экономического развития. Влияние инвестиционного климата значительно сказывается на рейтингах странового риска, которые определяют степень надежности вложений иностранных инвесторов [1].
В Российской Федерации инвестиционная политика формируется правительством, основываясь на нормах действующего законодательства и подзаконных нормативно-правовых актах.
В качестве основных целей инвестиционной политики можно указать следующие:
— создание благоприятного делового климата;
— поддержка и развитие предпринимательской активности;
— улучшение социальной сферы;
— приоритетное выполнение программ и проектов, которые имеют особое значение для государства;
— снижение рисков для частных инвесторов и компаний;
— формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности страны [2].
Ключевыми направлениями совершенствования инвестиционной политики являются улучшение инвестиционного климата, совершенствование законодательной базы в области цифровизации экономики и использования инвестиций, создание новых форм цифровых активов, поддержка коллективного цифрового финансирования проектов, трансформация страховых финансовых услуг в цифровой среде и применение искусственного интеллекта в финансовой и инвестиционной среде.
Совершенствование законодательной базы в сфере цифровизации экономики и привлечения инвестиций в первую очередь связано с двумя ключевыми направлениями: обновлением нормативно-правовых актов до уровня ведущих стран с наибольшими объемами инвестиций и созданием конкурентоспособной среды для российских юрисдикций, в том числе для высокотехнологичного ИТ-бизнеса.
Одним из важнейших направлений стимулирования инвестиционной активности является создание общей правовой базы для рынка краудфандинга. Это относительно новое направление в сфере цифровых инвестиций для нашей страны имеет большое значение на фоне резкого роста числа физических лиц-инвесторов. Регулятивная функция государства в этой сфере реализуется с помощью закона о краудфандинге [4]. Закон не только регулирует отношения между операторами цифровой платформ и их участниками, но и устанавливает правила взаиморасчетов, определяет размеры собственных средств операторов и другие важные аспекты взаимодействия между сторонами. Принятие такого закона подчеркивает пристальное внимание государства к сфере краудфандинга и признание важности дальнейшего развития цифровых инструментов для инвестирования.
По мнению экспертов, для эффективного регулирования взаимоотношений участников краудфандинга необходимо разработать единые правила и создать нормативно-правовую базу, которая будет регулировать взаимодействие всех сторон и участников рынка, а не только отдельных его частей [6].
Для упрощения взаимодействия между сторонами в сфере краудфандинга со стороны государства возможно инициировать разработку типовых форм документов, обязательных для использования операторами цифровых платформ. К таким формам можно отнести следующие документы: соглашение между пользователями платформы о взаимоотношениях с участниками; договор, регулирующий процессы приёма платежей; соглашение об обработке персональных данных пользователей платформы. Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом специализации цифровых инвестиционных платформ.
Типовые формы документов должны размещаться на сайте каждой цифровой платформы, и пользователи должны быть ознакомлены с ними на этапе регистрации и подтвердить своё согласие с условиями в установленной форме.
В заключении хотелось бы отметить, что правовое регулирование инвестиций в условиях цифровой экономики требует системного подхода, направленного на разработку методов решения специфических задач, возникающих в этой сфере. Это направление нуждается в детальном анализе и соответствующих корректировках, поскольку законодатель не всегда успевает оперативно реагировать на появление новых инструментов и механизмов для привлечения инвестиций.
Литература:
- Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2019. 384 с.
- Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Инвестиционно-инновационный потенциал российских регионов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8, № 4 (s). С. 667–681.
- Мельников А. А. Цифровая экономика. Проблемы и возможности: Монография. — М.: Изд-во «Спутник+», 2019. — 236 с
- О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 31, ст. 4418.
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»
- Якушева, А. Е. Перспективы развития краудфандинга в России / А. Е. Якушева // Развитие экономики регионов: пространственная трансформация, глобальные вызовы и перспективы экономического роста: Материалы Межрегиональной научно-практической онлайн-конференции, Красноярск, 28 октября 2021 года / Под общей редакцией С. А. Самусенко, отв. за выпуск С. А. Козлова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. — С. 311–317.