Инклюзивные проекты в ДОУ детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Ташкинова, П. Ю. Инклюзивные проекты в ДОУ детьми с ограниченными возможностями здоровья / П. Ю. Ташкинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121927/ (дата обращения: 03.04.2025).



Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к инклюзивному образованию, который обеспечит возможность получения качественного образования детям с ОВЗ. Люди с ограниченными возможностями здоровья в современном Российском обществе часто по разным причинам исключены из социально-культурной и социально-бытовой сфер жизни, что связано, в первую очередь, с неразвитостью инфраструктуры для их передвижения по городу, и актуально, главным образом для детей с особыми потребностями. Для решения этой проблемы, и включения таких детей в социально-культурную и образовательную среду, реализуются попытки внедрения системы инклюзивного образования, то есть обучения детей с особыми потребностями наравне со здоровыми детьми в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: инклюзия, проект, дети с ОВЗ, семья, личность, взаимодействие, воспитание, интеграция.

One of the important problems of education today is the development of new approaches to inclusive education, which will provide an opportunity to receive high-quality education for children with disabilities. People with disabilities in modern Russian society are often excluded from the socio-cultural and social spheres of life for various reasons, which is primarily due to the lack of infrastructure for their movement around the city, and is relevant mainly for children with special needs. To solve this problem and include such children in the socio-cultural and educational environment, attempts are being made to introduce a system of inclusive education, that is, teaching children with special needs on an equal basis with healthy children in general education institutions.

Keywords: inclusion, project, children with disabilities, family, personality, interaction, upbringing, integration.

Мы просто обязаны, создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.

Д. А. Медведев

В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед МБДОУ является инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.

Л. С. Выготский один из первых обосновал идею инклюзивного обучения. В своих работах ученый указывал, что коррекционная школа, воспитывающая детей с ограниченными возможностями здоровья, создает условия, в котором фиксирует внимание ребенка на своем недостатке, и не вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья в настоящую жизнь. Можно отметить, что главной задачей воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются его интеграция в общество, обеспечивая ребенку равные условия для полноценного развития, и получения образования.

В настоящее время остро встает проблема организации инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, где на равных условиях совместно воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме. Развитие инклюзивных проектов, основанных на интеграции образовательных областей, может стать эффективным подходом в организации инклюзивного образования. Интеграция способствует формированию у ребёнка целостного восприятия мира, где все элементы взаимосвязаны. Она также требует активного использования обоих полушарий мозга, что обеспечивает полноценное развитие. Кроме того, можно отметить, что различные ступени познания могут взаимозаменять и компенсировать друг друга, учитывая сохранные анализаторы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая по данному направлению, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Создание адаптивной образовательной средыобеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

2. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.

3. Создание и апробация инклюзивного проекта, основанного на интеграции образовательных областей.

4. Установление доверительных отношений между семьями воспитанников и сотрудников детского сада,

5. Оказание помощи семьям в развитии и образовании детей, охране и укреплении их здоровья,

6. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности.

Реализуя эти задачи, использую активные методы и формы работы с детьми ОВЗ.

– Наблюдения,

– Целевые прогулки,

– Демонстрации,

– Использование ИКТ,

– Рассказы, беседы,

– Конкурсы,

– Круглые столы,

– Мастер–классы,

– Дидактические игры, сюжетно ролевые игры.

Реализовали педагогический инклюзивный проект по безопасности дорожного движения «Знатоки ПДД».

Целью нашего проекта являлось:

Создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения детей с ОВЗ правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, формирование и закрепление положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

По статистическим данным, у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), если сравнить с их нормотипичными ровесниками, очень высок риск попасть в дорожно-транспортное происшествие. Однако актуальность проблемы недооценивается, отсутствует комплексный подход к воспитанию транспортной культуры, с навыками безопасного поведения, обучающихся с ОВЗ.

Дошкольникам не хватает знаний об окружающем мире, особенностях дорожного движения, осознания потенциальных угроз, у них нет опыта по реальному самостоятельному поведению на дороге. Отсюда повышенный риск детского дорожно-транспортного травматизма.

Особенно важна работа с группой детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу объективных причин они уязвимы в большей степени, поскольку испытывают затруднения с передвижением, реагированием на опасность.

Проект — состоял в интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, различных содержательных видов деятельности, которые осуществляется в проекте в заданной последовательности.

Разработали кейсы по ПДД: фото-кейс, кейс-игра «Азбука дорог», Кейс-развлечение «Путешествие в страну «Светофорию», Кейс-спектакль «Знатоки дорожного движения», которые позволили детям самостоятельно выделять основную проблему, предлагать варианты её решения и аргументировать свои предположения. Благодаря чему они не только быстро запоминают правила дорожного движения, но и начинают их осмысленно применять на практике. Кейс-технологии в дошкольном образовании — это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

В рамках проекта провели мероприятия по ПДД: «Единый день дорожного движения», «Безопасная дорога», «ЗЖК», Викторина «Пешеход на улице» и многое другое, в которых дети принимали активное участие.

Привлекли родителей, совместно организовали и провели «Единый день родительского патруля. Для закрепления полученных знаний мы предложили родителям совершить целевые прогулки с детьми к пешеходному и подземному переходу, а также совершили экскурсии к светофору, и прошли по спланированному маршруту безопасности до участка.

Праздники, развлечения, соревнования — это самый активный метод работы с семьей, где родители являются непосредственно самыми главными участниками: это и подготовка к мероприятиям (одежда, приготовление костюмов.). Тандем между родителями, родителями и детьми, родителями и педагогами, залог успешных и результативных занятий — правильный старт, заданный в дошкольном возрасте.

Большое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды. В групповой комнате оформили содержательный, красочный, мобильный уголок по безопасности по ПДД «Светофорчик», куда вошли: картотеки (дидактические, развивающие, настольно-печатные игры); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители», «Проезжая часть» (макеты машин, жезл, свисток, рули и др.); атрибуты для подвижных игр по ПДД; макет улицы с транспортными средствами, а также демонстрационный материал «Транспорт», «Дорожные знаки», подборка иллюстраций, сюжетных картинок, плакатов; подборка мультфильмов, презентаций по ПДД, подборка художественной литературы, лэпбук «Советы Светофорчика».

Оборудование носит развивающий характер, что позволяет сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть различными мыслительными операциями. В холле оформлен информационный уголок «Уголок безопасности» для родителей. Информация в уголке периодически меняется. Ежегодно оформляется выставка детских рисунков по ПДД.

Закреплялись знания по ПДД в подвижных играх таких как «Передай жезл», «Светофор», «Будь внимателен», «Кого назвали тот и ловит» и др., в настольных играх и в играх с макетом дороги.

В совместно — продуктивной деятельности дети делали пластилиновые дорожные знаки, разгадывали кроссворды, рисовали рисунки и плакаты по ПДД. Была организована выставка детских рисунков «Будь осторожен на дорогах».

Установлено взаимодействие с Отделением ГИБДД МО МВД России Железнодорожного района г. Екатеринбурга.

Участвовали всероссийском педагогическом фестивале меж предметных проектов по безопасности дорожного движения, где представили свой проект на высоком уровне и стали участниками финального этапа.

Разработанный проект раскрывает не только многоаспектную проблему приобщения детей с ОВЗ к основам транспортной культуры, но и показывает важность разработки личного образовательного контента с учётом уровня здоровья, интеллектуального развития каждого ребёнка. Реализация данного проекта позволяет развивать инклюзивность в дошкольном образовании и уделять особое внимание адаптации и социализации детей с ОВЗ в социуме на примере формирования культуры поведения на дорогах.

Разработка и реализация таких проектов в совокупности позволяет повышать качество дошкольного образования в целом на уровне государства и реализовывать развитие инклюзивной среды.

Литература:

1. Баринова, Е. Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях: учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–13878–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519666

2. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.]; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–15151–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519938

3. Козловская Е. А. Козловский С. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ.ред. В. А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.

4. Козырева, О. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании: учебное пособие для вузов / О. А. Козырева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 118 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–14959–3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520108

5. Кобзева Т. Г. и др. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. — Волгоград, Учитель, 2010

6. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.

7. Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. — Екатеринбург «Азбука безопасности на дороге». Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях–: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. — 75 с.

8. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т. Ф. Саулина. — М.: Просвещение, 1989. — 62 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, дорожное движение, ребенок, инклюзивное образование, дошкольное образование, проект, безопасное поведение, качественное образование, полноценное развитие, транспортная культура.


Похожие статьи

Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном образовательном учреждении

Статья посвящена исследованию особенностей социальной адаптации детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в специальном образовательном учреждении. В работе рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на процесс интеграции детей в образов...

Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы.

Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно прогрессирующее число детей с проблемами здоровья. Ранее дети, имеющие ограниченные возможности здоровья обучались исключительно в специализированных, коррекционных учреждениях. Находясь в к...

Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми познавательными потребностями

В данной статье дается теоретический анализ проблемы интеграции в новое образовательное пространство детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Данная проблема актуализирована не только необходимостью реформирования современной сист...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья

Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предпо...

Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: перспективы и проблемы его реализации

Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека,...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Коррекционно-развивающая среда как механизм, обеспечивающий процесс социального взаимодействия родителей и детей

Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занят...

Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющ...

Похожие статьи

Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном образовательном учреждении

Статья посвящена исследованию особенностей социальной адаптации детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в специальном образовательном учреждении. В работе рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на процесс интеграции детей в образов...

Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы.

Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно прогрессирующее число детей с проблемами здоровья. Ранее дети, имеющие ограниченные возможности здоровья обучались исключительно в специализированных, коррекционных учреждениях. Находясь в к...

Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми познавательными потребностями

В данной статье дается теоретический анализ проблемы интеграции в новое образовательное пространство детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Данная проблема актуализирована не только необходимостью реформирования современной сист...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Волонтерство как средство социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья

Данная работа рассматривает вопросы такого способа социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как волонтерство, а так же затрагивает особенности работы и помощи детям, которым повезло чуть меньше, чем остальным детям — предпо...

Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: перспективы и проблемы его реализации

Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека,...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Коррекционно-развивающая среда как механизм, обеспечивающий процесс социального взаимодействия родителей и детей

Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занят...

Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющ...

Задать вопрос