Историческая география и социально-экономическая трансформация Талышского региона в эпоху Ильханидов (на основе монгольского указа 1320 года и исследований В. Минорского) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 19.01.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Алиев, Д. А. Историческая география и социально-экономическая трансформация Талышского региона в эпоху Ильханидов (на основе монгольского указа 1320 года и исследований В. Минорского) / Д. А. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121940/ (дата обращения: 31.01.2025).



Талышский регион, расположенный на побережье Каспийского моря и охватывающий территории, разделённые между двумя странами — Азербайджаном и Ираном, на протяжении веков занимал важное место в историко-культурной карте Южного Кавказа. В XIII — XIV веках эта территория находилась под контролем монгольского Ильханата, чья административная политика сочетала элементы централизованного управления с сотрудничеством с местными элитами.

Указ ильхана Абу-Сеида, изданный в 1320 году в отношении наследственных вакуфных земель семьи Шейха Захида, представляет собой редкий исторический документ, освещающий сложные социально-экономические процессы региона, а также реформы и взаимодействие между монгольскими властями и местными духовными лидерами.

Целью данного исследования является реконструкция исторической географии и социально-экономической структуры Талышского региона в эпоху Ильханидов (1256–1335 годы). Основное внимание уделяется анализу взаимодействия между монгольской администрацией и местными религиозными институтами, а также их влиянию на развитие региона.

Ключевые слова : Шейх Захид, Абу-Саид Бахадур-хан, Газан-хан, Испахбадский Гилан, Малик Ахмед, Бадр ад-Дин Махмуд, Мугань, Ленкорань, Астара, Сиявруд, Хилякеран, Шихакеран, вакуфные земли.

Указ Абу-Саида впервые был обнаружен в 1936 году французским археологом Полем Плио в Национальном музее Ирана. [1] Документ был составлен по жалобе Бадр ад-Дина Махмуда, внука Шейха Захида Гилани (1218–1301), основателя ряда суфийских тарикатов, включая Захидийе, Халватийе и Джалватийе.

В своей жалобе Бадр ад-Дин Махмуд указывал, что его дядя Шамс ад-Дин Мухаммад незаконно захватил руководство общиной «седджаде»[1] и владения, оставленные в наследство их знаменитым предком, что привело к финансовым проблемам суфийского ордена. Махмуд ссылался на предыдущий указ монгольской администрации, который, к сожалению, не сохранился.

Указ был подписан не только Абу-Сеидом Бахадур-ханом, но и ещё четырьмя высокопоставленными чиновниками, из которых троих удалось идентифицировать благодаря исследованиям В. Минорского. [2, с. 515]

Шейх Захид Гилани, имя которого упоминается в указе как главное лицо, был выдающимся духовным лидером, чьё влияние простиралось далеко за пределы Талышского региона. Будучи не только религиозным наставником, но и медиатором между духовным и мирским мирами, он стал символом мудрости и социальной справедливости. Его учения привлекали последователей со всех концов региона и оказывали глубокое влияние на местное население.

Шейх Захид пользовался большим авторитетом не только среди своих учеников, число которых превышало 100 тысяч, но и среди светских властей В условиях, когда правители региона зачастую придерживались буддистских взглядов, он внедрял идеи, которые сочетали духовность с практическими аспектами повседневной жизни. Его проповеди подчёркивали важность заботы о семье и общине как формы служения Богу.

Неудивительно, что его влияние ощущалось и на более высоком уровне. Газан-хан (1295–1304), один из выдающихся правителей Ильханата, который провёл крупные реформы в области экономики и управления, встречался с Шейхом Захидом несколько раз. [3] Известно, что Газан-хан перешёл из буддизма в ислам, и хотя это во многом объясняется политическими мотивами, влияние Шейха Захида и его идей на это решение также нельзя исключать.

Газан-хан признавал огромный авторитет Шейха Захида среди народа, что делало его важной фигурой в обеспечении мира и стабильности в регионе. Вакуфные земли, дарованные Шейху и его семье, стали своеобразной формой признания его вклада в поддержание социального порядка.

Несмотря на некоторые разногласия в исследованиях о месте рождения и захоронения Шейха Захида[2], современные исследования подтверждают, что его родной деревней был Сиявруд[3], расположенный между Ленкоранью и Астарой, на побережье Каспийского моря[4].

Впоследствии, из-за изменений уровня Каспия, могила Шейха Захида была перенесена в Хилякеран[5], которая превратилась в место паломничества. Топоним «Хилякеран» был естественным образом заменён на «Шихакеран», что на талышском языке означает «Дома Шейха». [4]

Указ Абу-Сеида от 1320 года, предоставляющий наследникам Шейха Захида обширные территории в форме вакуфных земель, был важным шагом в укреплении социальной и экономической стабильности в Талышском регионе. Вакуфные земли являлись не только экономической базой для религиозных общин, но и инструментом взаимодействия между монгольской администрацией и местной элитой.

Одним из исторических деятелей, упомянутых в тексте ферманов, является Малик Ахмед, правитель Сепахбада Гилана (или Сепахбадада) — территории, простирающейся от Астары до реки Вилешчай. Некоторые исследователи пришли к выводу, что в период правления Илханидов этот сепахбадат обладал полусамостоятельным статусом.

Необходимо отметить, что в Иране прежнее название современного административного центра провинции Гилян, города Решт, было «Дар ал-Марз» или «Дар ал-Аман». До этого город назывался «Бийе», что в словарях интерпретируется как «река» или «место слияния двух рек». Это название, по всей видимости, связано с расположением города между двумя реками — Гохарруд и Зарджуб.

Правая сторона реки Сефидруд, которая служит южной границей территории Талыша, исторически называлась Бийе-Пэс, а левая сторона — Бийе-Пиш.

По утверждению В. Минорского, в период правления Ильханидов существовал Сепахбадский Гилян, чьи владения охватывали область Талыша между Гиляном и Муганью. Таким образом, наряду с историческими районами Бийе-Пэс и Бийе-Пиш, существовала и третья административная единица, известная как Гилян-е Истехбад или «Сепахбадский Гилян», обозначавшая титул правителя.

Что касается историографии вопроса, В. Минорский отмечает, что Ибн Хурдадбек (не позднее 885 года) употреблял термин «сепахбад» в описаниях Мугани. По мнению иранского исследователя Касрави, это слово также встречается в произведении Кетрана Тебризи «Падишахан-и Кум-нам», а также в ряде источников, относящихся к эпохе Сельджукидов.

В своих исследованиях, основываясь на данных из книги Ибн Баззаза «Суффат ал-Сафа», В. Минорский высказывает мнение, что столицу Сепахбада следует искать вблизи села Сиявера, места рождения и становления шейха Захида, недалеко от современного поселка Арчиван в Астаринском районе или в Шиндане, находившемся на азербайджано-иранской границе. Ибн Баззаз прямо подтверждает, что шейх Захид родился и вырос именно в сепахбадской части Гиляна.

В статье В. Минорского подробно разбираются три деревни — Кенлеча, Сидил и Аради, упомянутые в указе как часть дарованных земель. Эти поселения, которые в названиях современных деревень и городов региона не сохраняются, обладали важным значением для местной экономики. Минорский предполагает, что одно из этих поселений, Аради, может соответствовать современному топониму Орaнд в Лерикском районе. [2, с. 521]

Примечательно, что такие дарования земли, как в случае с семьёй Шейха Захида, обеспечивали социальную стабильность и укрепляли связь между местными сообществами и центральной властью. Вакуфные земли были экономически продуктивными территориями, поддерживавшими как религиозные учреждения, так и общины, зависящие от их благосостояния.

Географические реалии, описанные в указе, помогают восстановить картину исторической топонимики Талышского региона.

Ещё одним важным топонимом является упомянутая в указе область Хан-Били, расположенная между Ленкоранью и Астарой. Согласно более ранним источникам, эта территория могла охватывать значительно большую зону, доходя до современного Билясувара.

Весьма интересно, что в «Ахбарнаме», который написан в конце XIX века, этот ойконим, в форме «Хонбили», упоминается рядом с селом Юхары Нуведи, расположенным недалеко от Ленкорани. [5]

Минорский, исследуя ойконим «Уранкад», который в качестве параллельное название Хан-Били дважды встречается в «Силсиле», отмечает, что это слово, звучащее как монгольское и упоминаемое в рукописи Рашид ад-Дина, напоминает название монгольского племени Уранкат. Он связывает это с монгольскими нашествиями и делает осторожный вывод, что название может указывать на временное присутствие монгольских вождей в регионе.

Потому что кажется маловероятным, что они могли бы выживать в течение длительного времени в жарком и влажном климате побережья Ленкорани.

Минорский также упоминает о Даштвенде, который, по его мнению, представлял собой равнинную часть Северного Талыша, охватывающую область от долины реки Виляж до Билясувара.

Предоставление земель в форме вакуфов подчёркивало руководство лидеров в поддержании порядка и стабильности в регионах. Такие меры регулирования монгольской власти опираются на авторитетные элиты, минимизируя сопротивление и укрепляя свои позиции в отношениях.

Вакуфные земли, переданные семье Шейха, не только поддерживали религиозную общину, но и служили экономическим ресурсом для развития региона, и управление территориями.

Анализ монгольского указа 1320 года и исследования В. Минорского позволяет рассматривать Талышский регион как уникальный пример взаимодействия между монгольской администрацией и местной элитой. Шейх Захид и его потомки сыграли ключевую роль в обеспечении социальной стабильности и сохранении культа.

Исторические топонимы, такие как Хилякеран, Сиявруд и Шихакеран, не только отражают географические реалии эпохи, но и отражают глубокие культурные и духовные корни, связанные с территорией семьи Шейха Захида. Эти топонимы стали свидетельством устойчивости исторической памяти и этнокультурной преемственности региона, несмотря на влияние внешних сил.

Литература:

  1. Documents mongols du Musée de Téhéran. Revue d'études iraniennes.1936 № 3, с. 208–218
  2. Minorsky Vladimir. A Mongol Decree of 720/1320 to the Family of Shaykh Zâhid, Bulletin of the School of Oriental and African Studies, Vol. 16, No. 3, 1954, с. 515, 521
  3. N. Musalı.Şeyx Zahid Geylani və onun menakıbı.Kastomonu 2009, с. 45
  4. Quliyev Samid Qənbər oğlu, Vəliyev Etibar Babalı oğlu.Azərbaycanda multikulturalizm və onun Lənkəran qaynaqları Bakı, «Orxan» NPM-2018,с. 67.
  5. Mirzə Əhməd Mirzə Xudaverdi oğlu.Əxbarnamə (переводчик А. Байрами). Баку 2020, с. 202

[1] Седджаде — буквально, место, где совершается земной поклон во время молитвы. По мнению известного ираниста У. Хеннинга, здесь оно относится к руководству религиозной общины.

[2] Например, иранский исследователь Саид Нафиси, российский академик Б. Дорн и английский дипломат и ученый Х. Робино на основании сведений, полученных от местного населения, приписали мавзолей в поселении Сейидеваран близ Лахиджана (Иран) шейху Захиду.

[3] Сияруд, координаты которого указаны в исторических источниках, совпадает с селом Сиявар в современном Ленкоранском районе Азербайджанской Республики.

[4] Профессор Б. В. Миллер, дважды побывавший в научной командировке в Талышском крае, тоже поддерживает эту точку зрения. «Талышский язык» (Москва, 1953)

[5] Хилекара́н (Hilekaran) в переводе с талышского означает «дома, построенные из дерева и тростника»

Основные термины (генерируются автоматически): Талышский регион, Ленкорань, монгольская администрация, шейх, Иран, местная элита, место рождения, период правления, развитие региона, социальная стабильность.


Ключевые слова

Ленкорань, Шейх Захид, Абу-Саид Бахадур-хан, Газан-хан, Испахбадский Гилан, Малик Ахмед, Бадр ад-Дин Махмуд, Мугань, Астара, Сиявруд, Хилякеран, Шихакеран, вакуфные земли

Похожие статьи

Задать вопрос