Талышский регион, расположенный на побережье Каспийского моря и охватывающий территории, разделённые между двумя странами — Азербайджаном и Ираном, на протяжении веков занимал важное место в историко-культурной карте Южного Кавказа. В XIII — XIV веках эта территория находилась под контролем монгольского Ильханата, чья административная политика сочетала элементы централизованного управления с сотрудничеством с местными элитами.
Указ ильхана Абу-Сеида, изданный в 1320 году в отношении наследственных вакуфных земель семьи Шейха Захида, представляет собой редкий исторический документ, освещающий сложные социально-экономические процессы региона, а также реформы и взаимодействие между монгольскими властями и местными духовными лидерами.
Целью данного исследования является реконструкция исторической географии и социально-экономической структуры Талышского региона в эпоху Ильханидов (1256–1335 годы). Основное внимание уделяется анализу взаимодействия между монгольской администрацией и местными религиозными институтами, а также их влиянию на развитие региона.
Ключевые слова : Шейх Захид, Абу-Саид Бахадур-хан, Газан-хан, Испахбадский Гилан, Малик Ахмед, Бадр ад-Дин Махмуд, Мугань, Ленкорань, Астара, Сиявруд, Хилякеран, Шихакеран, вакуфные земли.
Указ Абу-Саида впервые был обнаружен в 1936 году французским археологом Полем Плио в Национальном музее Ирана. [1] Документ был составлен по жалобе Бадр ад-Дина Махмуда, внука Шейха Захида Гилани (1218–1301), основателя ряда суфийских тарикатов, включая Захидийе, Халватийе и Джалватийе.
В своей жалобе Бадр ад-Дин Махмуд указывал, что его дядя Шамс ад-Дин Мухаммад незаконно захватил руководство общиной «седджаде»[1] и владения, оставленные в наследство их знаменитым предком, что привело к финансовым проблемам суфийского ордена. Махмуд ссылался на предыдущий указ монгольской администрации, который, к сожалению, не сохранился.
Указ был подписан не только Абу-Сеидом Бахадур-ханом, но и ещё четырьмя высокопоставленными чиновниками, из которых троих удалось идентифицировать благодаря исследованиям В. Минорского. [2, с. 515]
Шейх Захид Гилани, имя которого упоминается в указе как главное лицо, был выдающимся духовным лидером, чьё влияние простиралось далеко за пределы Талышского региона. Будучи не только религиозным наставником, но и медиатором между духовным и мирским мирами, он стал символом мудрости и социальной справедливости. Его учения привлекали последователей со всех концов региона и оказывали глубокое влияние на местное население.
Шейх Захид пользовался большим авторитетом не только среди своих учеников, число которых превышало 100 тысяч, но и среди светских властей В условиях, когда правители региона зачастую придерживались буддистских взглядов, он внедрял идеи, которые сочетали духовность с практическими аспектами повседневной жизни. Его проповеди подчёркивали важность заботы о семье и общине как формы служения Богу.
Неудивительно, что его влияние ощущалось и на более высоком уровне. Газан-хан (1295–1304), один из выдающихся правителей Ильханата, который провёл крупные реформы в области экономики и управления, встречался с Шейхом Захидом несколько раз. [3] Известно, что Газан-хан перешёл из буддизма в ислам, и хотя это во многом объясняется политическими мотивами, влияние Шейха Захида и его идей на это решение также нельзя исключать.
Газан-хан признавал огромный авторитет Шейха Захида среди народа, что делало его важной фигурой в обеспечении мира и стабильности в регионе. Вакуфные земли, дарованные Шейху и его семье, стали своеобразной формой признания его вклада в поддержание социального порядка.
Несмотря на некоторые разногласия в исследованиях о месте рождения и захоронения Шейха Захида[2], современные исследования подтверждают, что его родной деревней был Сиявруд[3], расположенный между Ленкоранью и Астарой, на побережье Каспийского моря[4].
Впоследствии, из-за изменений уровня Каспия, могила Шейха Захида была перенесена в Хилякеран[5], которая превратилась в место паломничества. Топоним «Хилякеран» был естественным образом заменён на «Шихакеран», что на талышском языке означает «Дома Шейха». [4]
Указ Абу-Сеида от 1320 года, предоставляющий наследникам Шейха Захида обширные территории в форме вакуфных земель, был важным шагом в укреплении социальной и экономической стабильности в Талышском регионе. Вакуфные земли являлись не только экономической базой для религиозных общин, но и инструментом взаимодействия между монгольской администрацией и местной элитой.
Одним из исторических деятелей, упомянутых в тексте ферманов, является Малик Ахмед, правитель Сепахбада Гилана (или Сепахбадада) — территории, простирающейся от Астары до реки Вилешчай. Некоторые исследователи пришли к выводу, что в период правления Илханидов этот сепахбадат обладал полусамостоятельным статусом.
Необходимо отметить, что в Иране прежнее название современного административного центра провинции Гилян, города Решт, было «Дар ал-Марз» или «Дар ал-Аман». До этого город назывался «Бийе», что в словарях интерпретируется как «река» или «место слияния двух рек». Это название, по всей видимости, связано с расположением города между двумя реками — Гохарруд и Зарджуб.
Правая сторона реки Сефидруд, которая служит южной границей территории Талыша, исторически называлась Бийе-Пэс, а левая сторона — Бийе-Пиш.
По утверждению В. Минорского, в период правления Ильханидов существовал Сепахбадский Гилян, чьи владения охватывали область Талыша между Гиляном и Муганью. Таким образом, наряду с историческими районами Бийе-Пэс и Бийе-Пиш, существовала и третья административная единица, известная как Гилян-е Истехбад или «Сепахбадский Гилян», обозначавшая титул правителя.
Что касается историографии вопроса, В. Минорский отмечает, что Ибн Хурдадбек (не позднее 885 года) употреблял термин «сепахбад» в описаниях Мугани. По мнению иранского исследователя Касрави, это слово также встречается в произведении Кетрана Тебризи «Падишахан-и Кум-нам», а также в ряде источников, относящихся к эпохе Сельджукидов.
В своих исследованиях, основываясь на данных из книги Ибн Баззаза «Суффат ал-Сафа», В. Минорский высказывает мнение, что столицу Сепахбада следует искать вблизи села Сиявера, места рождения и становления шейха Захида, недалеко от современного поселка Арчиван в Астаринском районе или в Шиндане, находившемся на азербайджано-иранской границе. Ибн Баззаз прямо подтверждает, что шейх Захид родился и вырос именно в сепахбадской части Гиляна.
В статье В. Минорского подробно разбираются три деревни — Кенлеча, Сидил и Аради, упомянутые в указе как часть дарованных земель. Эти поселения, которые в названиях современных деревень и городов региона не сохраняются, обладали важным значением для местной экономики. Минорский предполагает, что одно из этих поселений, Аради, может соответствовать современному топониму Орaнд в Лерикском районе. [2, с. 521]
Примечательно, что такие дарования земли, как в случае с семьёй Шейха Захида, обеспечивали социальную стабильность и укрепляли связь между местными сообществами и центральной властью. Вакуфные земли были экономически продуктивными территориями, поддерживавшими как религиозные учреждения, так и общины, зависящие от их благосостояния.
Географические реалии, описанные в указе, помогают восстановить картину исторической топонимики Талышского региона.
Ещё одним важным топонимом является упомянутая в указе область Хан-Били, расположенная между Ленкоранью и Астарой. Согласно более ранним источникам, эта территория могла охватывать значительно большую зону, доходя до современного Билясувара.
Весьма интересно, что в «Ахбарнаме», который написан в конце XIX века, этот ойконим, в форме «Хонбили», упоминается рядом с селом Юхары Нуведи, расположенным недалеко от Ленкорани. [5]
Минорский, исследуя ойконим «Уранкад», который в качестве параллельное название Хан-Били дважды встречается в «Силсиле», отмечает, что это слово, звучащее как монгольское и упоминаемое в рукописи Рашид ад-Дина, напоминает название монгольского племени Уранкат. Он связывает это с монгольскими нашествиями и делает осторожный вывод, что название может указывать на временное присутствие монгольских вождей в регионе.
Потому что кажется маловероятным, что они могли бы выживать в течение длительного времени в жарком и влажном климате побережья Ленкорани.
Минорский также упоминает о Даштвенде, который, по его мнению, представлял собой равнинную часть Северного Талыша, охватывающую область от долины реки Виляж до Билясувара.
Предоставление земель в форме вакуфов подчёркивало руководство лидеров в поддержании порядка и стабильности в регионах. Такие меры регулирования монгольской власти опираются на авторитетные элиты, минимизируя сопротивление и укрепляя свои позиции в отношениях.
Вакуфные земли, переданные семье Шейха, не только поддерживали религиозную общину, но и служили экономическим ресурсом для развития региона, и управление территориями.
Анализ монгольского указа 1320 года и исследования В. Минорского позволяет рассматривать Талышский регион как уникальный пример взаимодействия между монгольской администрацией и местной элитой. Шейх Захид и его потомки сыграли ключевую роль в обеспечении социальной стабильности и сохранении культа.
Исторические топонимы, такие как Хилякеран, Сиявруд и Шихакеран, не только отражают географические реалии эпохи, но и отражают глубокие культурные и духовные корни, связанные с территорией семьи Шейха Захида. Эти топонимы стали свидетельством устойчивости исторической памяти и этнокультурной преемственности региона, несмотря на влияние внешних сил.
Литература:
- Documents mongols du Musée de Téhéran. Revue d'études iraniennes.1936 № 3, с. 208–218
- Minorsky Vladimir. A Mongol Decree of 720/1320 to the Family of Shaykh Zâhid, Bulletin of the School of Oriental and African Studies, Vol. 16, No. 3, 1954, с. 515, 521
- N. Musalı.Şeyx Zahid Geylani və onun menakıbı.Kastomonu 2009, с. 45
- Quliyev Samid Qənbər oğlu, Vəliyev Etibar Babalı oğlu.Azərbaycanda multikulturalizm və onun Lənkəran qaynaqları Bakı, «Orxan» NPM-2018,с. 67.
- Mirzə Əhməd Mirzə Xudaverdi oğlu.Əxbarnamə (переводчик А. Байрами). Баку 2020, с. 202
[1] Седджаде — буквально, место, где совершается земной поклон во время молитвы. По мнению известного ираниста У. Хеннинга, здесь оно относится к руководству религиозной общины.
[2] Например, иранский исследователь Саид Нафиси, российский академик Б. Дорн и английский дипломат и ученый Х. Робино на основании сведений, полученных от местного населения, приписали мавзолей в поселении Сейидеваран близ Лахиджана (Иран) шейху Захиду.
[3] Сияруд, координаты которого указаны в исторических источниках, совпадает с селом Сиявар в современном Ленкоранском районе Азербайджанской Республики.
[4] Профессор Б. В. Миллер, дважды побывавший в научной командировке в Талышском крае, тоже поддерживает эту точку зрения. «Талышский язык» (Москва, 1953)
[5] Хилекара́н (Hilekaran) в переводе с талышского означает «дома, построенные из дерева и тростника»