В статье подчеркивается актуальность проблемы современного общества, связанной с математической грамотностью, владением навыками ее обработки, которые закладываются еще в начальной школе.
Авторы рассматривают важные вопросы управления процессом формирования математической грамотности младших школьников, анализируют содержание управленческих функций в контексте изучаемой проблемы, взаимодействие семьи и педагога в формировании математической грамотности.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы одной из основных целей обозначено обеспечение качества образования. Особый акцент в данном документе сделан на сохранении и усилении позиций России в международных рейтингах (PIRLS, TIMSS, PISA), обеспечении глобальной конкурентоспособности отечественного образования.
Согласно отчету 2018 года по итогам исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет (PISA) уровень функциональной, в том числе и математической грамотности российских школьников за 3 года снизился: с 23-й на 30-ю позицию, что демонстрирует уменьшение степени сформированности мыслительных операций у учащихся подросткового возраста, неумение использовать математические навыки для решения практических задач и успешной деятельности в целом.
Поэтому на сегодняшний день перед нашей образовательной системой поставлена задача к 2025 г. занять место не ниже 20-го в рейтинге PISA.
Современной школе необходимо создать такие условия, в которых дети смогут интерпретировать математические методы не только в учебной деятельности, но и в других сферах жизни, в том числе в контексте благополучной социализации.
Н. Ф. Виноградова дает следующее определение функциональной грамотности: «функциональная грамотность — это базовое образование личности, способность сознательно использовать усвоенные знания, умения, навыки для решения широкого спектра задач в различных сферах жизнедеятельности».
Математическая грамотность подразумевает функциональную грамотность, позволяющую использовать знания математики для личных и общественных потребностей. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить, предсказать явления. При подборе содержания заданий учитываются основные темы школьного курса математики, в рамках которых большое внимание уделяется вопросам, имеющим большую практическую значимость.
Ведущим компонентом выступает математическая грамотность, определяемая как «способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI в». [4].
Именно у детей начальной школы активизируются познавательные способности, формируются понятия и мировоззрение, что становится прочной основой для развития у личности математической грамотности.
Вопросы развития математической грамотности обучающихся начальной школы рассматривали Лубсанова Л. Б., Шадаров Б. Г. [5], Худякова М. А., Власова И. Н., Селькина Л.В [8].
Для изучения функций управления формированием математической грамотности детей младшего школьного возраста остановимся на понятии «управление».
Определение «управление» в научной литературе рассматривается как функция организованной системы, которая обеспечивает сохранение ее определенной структуры, поддерживает режим ее деятельности, способствует достижению целей и задач в процессе реализации разнообразных программ развития. Г. Л. Ильин рассматривает управление как «процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого для организации его функционирования по заданной программе» [4, с. 30]. Он представляет собой системный процесс и состоит из определенных подсистем, направленных:
— на организацию различных отношений в рамках определенного коллектива;
— установление режима функционирования организации на основе определенных механизмов, требующих определенного контроля в соответствии с определенными нормами;
— развитие организации по разработанной программе с учетом поставленных целей.
В соответствии с этим в процессе управления выделяются следующие функции: сбор информации, проведение анализа сложившейся ситуации, принятие решения по выявленной проблеме, контроль за ходом выполнения программы развития, ее корректировка и мониторинг дальнейшего формирования [6].
И. П. Гришан утверждает, что управление представляет собой реализацию некоторых взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля [4].
С. Ю. Трапицын выделяет следующие функции управления: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную функции [6].
Н. В. Бордовская отмечает, что процесс управления всегда целенаправлен и прогнозируем, а в его основе всегда лежит процесс взаимодействия и общения между людьми [2].
Рассмотрим реализацию функций управления в процессе формирования математической грамотности младших школьников на уровне «педагог — школьник».
Информационно-аналитическая функция. Реализация этой функции заключается в создании системы сбора необходимой информации, а также проведении исследования, в процессе которого анализируются данные об уровне сформированности математической грамотности детей младшего школьного возраста и на этой основе дается оценка сложившейся ситуации.
Мотивационно-целевая функция. Она включает применение со стороны учителя эффективных способов мотивации младших школьников в процессе формирования у них математической грамотности: благодарность; похвала; награждение.
Планово-прогностическая функция. Реализация данной функции предполагает создание системы работы по формированию математической грамотности детей младшего школьного возраста. Это составление планов работы, которые включают в себя формы работы, направленные на формирование математической грамотности обучающихся во всех видах деятельности. В этот период существенная помощь исходит от родителей. По этой причине на родительских собраниях и индивидуальных консультациях учителю важно говорить о сотрудничестве при реализации данной работы.
Организационно-исполнительская функция. Эта функция в управлении формированием математической грамотности детей младшего школьного возраста должна быть основана на едином подходе к ее реализации всех уровней управления при использовании в работе различных форм и методов. Она включает в себя: организацию работы с детьми (диагностику, формирование мотивации, вовлечение в различные виды деятельности); организацию эффективной работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации); психологическое обеспечение управления формированием математической грамотности детей младшего школьного возраста (разработку процедуры диагностики, подготовку информации о психологических особенностях).
Контрольно-диагностическая функция. Данная функция основана на получении информации о результатах достигнутого уровня развития математической грамотности обучающихся и прогноза деятельности по ее дальнейшему формированию.
Одним из показателей этого процесса можно считать качество организации различных видов деятельности младших школьников, способствующих развитию у них математической грамотности.
Регулятивно-коррекционная функция. Включает в себя создание условий для формирования математической грамотности детей младшего школьного возраста и предполагает трансформацию организационной структуры управления. При осуществлении данной функции управления может быть разработана программа развития математической грамотности младших школьников в конкретной образовательной организации, создан диагностический инструментарий для оценки уровня его сформированности, проведения повторной диагностики.
Управление формированием математической грамотности детей младшего школьного возраста в образовательной организации происходит при решении ими поставленных задач. Задания могут быть разными:
- задания на знание — типовые задания базового уровня, формирующие элементарные умения из планируемых результатов обучения;
- задания на применение — ориентированные на формирование умений применять знания в простых ситуациях, вариативные или измененные условия которых требуют осознания и анализа младшими школьниками;
- задание на рассуждение в ситуации определенности с аргументацией, обоснованием выбора того или иного варианта ответа.
Следует учитывать, что сформировать математически грамотную личность может лишь взрослый, сам обладающий ею.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы отобрать содержание программы в целом, отдельной темы и конкретного урока в контексте формирования математической грамотности, адаптировать общие положения математической грамотности к преподаваемому предмету, наполнить их предметной составляющей. Учитель при этом обязан стать не столько мастером педагогических технологий, рассматривающих обучение с точки зрения организации учительской деятельности, сколько фасилитатором образовательных технологий, рассматривающих учение со стороны ученика. При обучении математике надо должное внимание обратить на работу по формированию математической грамотности как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, также в межличностном общении и социальных отношениях.
Здесь свою роль могут сыграть и родители. Важно не только обучать детей математической грамотности, но и отрабатывать ее на практике. Ребенка нужно включать в различные жизненные процессы с применением математической грамотности, например, рассказывать ему как правильно спланировать бюджет семьи, свой личный бюджет, привлекать ребенка к планированию каких-либо семейных событий: организовать день рождения, семейную поездку, произведя расчеты на покупки, рассмотрев самые выгодные варианты, произведя анализ и прийти к общему решению.
Литература:
- Андреева С. Г. Психологические основы управления персоналом. — СПб.: Питер, 2015. — 247 с.
- Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н. В. Бордовская. — М.: КНОРУС, 2016. — 432 с.
- Гришан И. П. Менеджмент образовательных учреждений. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2014. — 65 с.
- Ильин Г. Л. Инновации в образовании. — М.: Прометей, 2015. — 425 с.
- Лубсанова Л. Б., Шадаров Б. Г. Учебные задачи как средство формирования математической грамотности младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye-zadachi-kak-sredstvo-formirovaniya-matematicheskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 23.02.2024).
- Трапицын С. Ю. Менеджмент в образовании: учебник и практикум / под ред. С. Ю. Трапицына. — М.: Юрайт, 2021. — 478 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. А. Сафронова, М. П. Антонова. — М.: Просвещение, 2014. — 48 с.
- Худякова М. А., Власова И. Н., Селькина Л. В. Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 23.02.2024).
- Шипилина Л. А. Менеджмент в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 44.04.04 — Профессиональное обучение (по отраслям) / Л. А. Шипилина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. — 312 с.