В статье описываются основные аспекты жизни художницы, сложный творческий путь и непростая семейная жизнь с Диего Риверой.
Ключевые слова : Фрида Кало, Диего Ривера, Мексика, автопортреты.
Фрида Кало — национальное достояние Мексики.
Она была яркой и спорной, откровенной и несчастной. Вместо нее говорят ее картины, полные жизни и стремления достичь высоких целей вопреки всему, особенно физическому недугу. Густые черные брови, множество драматических автопортретов и очень экзотических картин. Непростая история жизни, Южная Америка, коммунизм — все это ассоциируется у большинства людей с Фридой Кало. Она прожила тяжелую жизнь, умерев в 47 лет, но осталась в истории искусства как самобытный художник. Ее творчество — это удивительная смесь мексиканских народных мотивов наивного искусства и сюрреализма. Она была увлечена идеями Зигмунда Фрейда, а сами сюрреалисты называли ее «лентой, обернутой вокруг бомбы». Как она говорила, в ее жизни произошли две трагедии: первая — трамвай, вторая — Диего. Они и стали главными темами ее картин. Жизненный девиз этой смелой, сильной женщины можно выразить одной-единственной фразой — «Зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать?».
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года. В детстве девочка мечтала стать доктором. В пятнадцать лет она начала обучение в Национальной подготовительной школе «Препаратория», где на протяжении двух лет изучала медицинское дело [1].
Когда ей было семнадцать лет, она попала в страшнейшую автокатастрофу. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Было много жертв, поручень сломался и пронзил Фриду на уровне таза. Позвоночник молодой девушки был сломан в трех местах, ребра были переломаны, повреждены оба бедра, а правая нога была поломана в одиннадцати местах. Будучи совсем юной, она перенесла более тридцати операций и целый год лежала прикованная к постели. Именно в это время, после трагедии, она впервые попросила у отца кисти и краски, чтобы как-то справиться с болью. Для Фриды сделали специальный подрамник, который ей позволял работать лежа, под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Так она и писала свои картины. Фрида Кало в первую очередь известна своими автопортретами, это был ее любимый жанр. Из 143 картин 55 — портреты. Сама Фрида говорила так: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». При всей своей авангардной манере письма она всегда тесно чувствовала связь с мексиканской культурой и искусством народов Америки. В ее автопортретах можно встретить экзотические растения, животных, национальные костюмы, которые она очень любила.
Как для картин Фриды, так и для Мексики характерен культ смерти [2].
Она смерти не боялась, и в этом было некое театральное страдание. В ее работах часто встречаются маски черепа, танцующие скелеты или цомпантли — ацтекские инсталляции из черепов принесенных в жертву пленников.
В 1928 году у Фриды назревают отношения с мексиканским художником Диего Риверой. Он был старше ее на 20 лет, очень известный художник, создатель национальной школы монументальной мексиканской живописи. В 1929 году она стала его третьей женой. Совместная жизнь складывалась тяжело. Постоянные скандалы, измены, расставания, но при всем этом хаосе Фрида испытывала к нему какую-то болезненную привязанность. В своем дневнике она писала: «Диего — начало, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего — художник, Диего — мой отец, Диего — мой возлюбленный, Диего — мой супруг, Диего — моя мать, Диего — я сама».
Сегодня Фриду называют иконой феминизма, хотя сама себя такой она не считает. В многочисленных изменах Диего художница винила себя и считала себя недостаточно мудрой, красивой, верной, хорошей женой. Ибо отношение в семье зависит только от женщины [3].
Всю жизнь ее преследовали последствия ужасной аварии, она не могла иметь детей и, пережив несколько неудачных беременностей, стала первой художницей, которая обратилась в творчестве к теме потере ребенка, невозможности стать матерью. Самая драматичная картина — «Госпиталь Генри Форда». Фрида изобразила на кровати себя соединенной красными нитями «пуповинами» с различными предметами. Плод — потерянный ребенок, орхидея — увядшее материнство, улитка — мучительно тянущееся время, металлическое устройство — болезненные процедуры, через которые прошла девушка.
После перенесенной операции она оставалась в больнице несколько недель. В этот период Диего ее поддерживал как мог, но тема о детях была для них запретной. Многие считают, что Фрида помешалась, создав свидетельство о рождении своего воображаемого сына, которого назвала Леонардо. В своем дневнике она писала, что он родился в 1925 году, в больнице Красного Креста, где Фрида работала после аварии. Таким образом она выразила свое желание в том, что не могло случиться в ее жизни.
Финальной точкой в отношениях с Диего стал его жуткий роман с ее младшей сестрой. Диего вступил в отношения с сестрой Фриды, которую она очень любила и с которой была близка. После этого случая она написала картину в 1935 году «Немного маленьких уколов». Картина была написана по мотивам не только истории Фриды, но и нашумевшей тогда криминальной истории. «Я всего лишь ткнул ее несколько раз» — так говорил некий мужчина, который зарезал свою жену. Узнав об этой истории, Фрида написала драматичную картину: залитая кровью кровать, над окровавленным телом женщины стоит совершенно невозмутимый мужчина в шляпе, точно такой же, как у Диего, и с чертами его лица, а сверху над мужчиной и женщиной парит лента с названием, которую держат голуби, так раньше украшали свадьбы в Мексике. Работа является циничной и одновременно драматичной.
Несмотря на то, что ее история жизни — это две больших аварии, невозможность стать матерью, 33 операции, она была очень живой, энергичной, раскрепощенной, активной. У нее не было никаких комплексов по поводу роли женщины в обществе, она вела себя как хотела и считала нужным, была остра на язык, упряма, но всегда оставалась душой компании. Фрида жила ярко, и люди чувствовали в ней не только внутренний стержень, но и огонь, к которому тянулись, чтобы погреться. В 1939 году она едет в Париж, где ее творчество становится сенсацией. Проходила выставка тематического мексиканского искусства, на которой одна из картин Фриды была приобретена Лувром. В 1940-х годах ее картины появляются на заметных выставках. 40-е годы — период расцвета художницы, время ее самых интересных и смелых работ, таких как «Думай о смерти», «Маска смерти» [4].
Фрида страдала от физической боли, и тема успеха была ей чужда. Ее первая персональная выставка в Мексике прошла только в 1953 году. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели. На открытие выставки ее принесли на кровати. Художница была нарядная, красивая, разговаривала с публикой, но не могла передвигаться.
Образ смерти в живописи Фриды Кало неоднозначен. Смерть и жизнь неразрывны. И если жизнь бессмысленна, то смерть — это всего лишь прекращение жизни. Она ни хороша, ни плоха, поскольку есть отражение жизни. А в обычной жизни смерть — постоянный попутчик. Она «оплодотворяет жизнь» [5].
За неделю до смерти Фрида, будто предчувствуя свой уход, написала в дневнике: «Надеюсь, в этот раз уход будет удачным и я больше не вернусь». Некоторые из-за этой фразы, оставленной в дневнике, предполагают, что она покончила жизнь самоубийством, что ее смерть не случайна, но, по официальным данным, она умерла от воспаления легких.
После ее смерти голубой дом, в котором она проживала, стал музеем ее памяти. Ее признали в Мексике как национальную художницу.
В 2002 году на телеэкраны вышел фильм Джули Теймор «Фрида», главную роль в котором сыграла Сальма Хайек. В фильме показана биография художницы, ее жизнь, любовь, смерть.
В целом история Фриды Кало очень трагичная. Невозможно абстрактно воспринимать ее жизнь. Это история очень смелой духом женщины, с непростыми картинами, которые являлись сублимацией ее переживаний и внутреннего мира.
Литература:
- Эррера Х. Фрида Кало. М. : ЭКСМО-Пресс, 2011. — 192 с.
- Нохлин Л. Почему не было великих художниц? М. : РОССПЭН, 2005. — С. 15–46.
- Альчук А. Роль женщины в истории визуального искусства ХХ века / Спецвыпуск, 200. — С. 23–25.
- Андреев Л. Г. Сюрреализм. М. : Высшая школа, 1972. — 230 с.
- Громова Е. М. Образ смерти в живописи Фриды Кало // Культура и цивилизация. — 2019. — Т. 9, № 5А. — С. 12–22.