Проблемы правового регулирования экстрадиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 22.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Русановская, К. А. Проблемы правового регулирования экстрадиции / К. А. Русановская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/555/121983/ (дата обращения: 31.01.2025).



Вынужденное переселение людей по миру признают одной из самых опасных проблем нового тысячелетия, корни которой уходят далеко в прошлое. Такое переселение, или миграция, как этот процесс называют сегодня, неизбежно приводит к росту преступности и возникновению необходимости сотрудничества государств по вопросам борьбы с ней. Один из инструментов такого сотрудничества — это экстрадиция. В статье автор рассматривает проблемы правового регулирования данного института, существующие на сегодняшний день.

Ключевые слова : экстрадиция, правовое регулирование экстрадиции, международное сотрудничество в уголовном судопроизводстве, сотрудничество по вопросам миграции, международная преступность.

Forced displacement of people around the world is recognized as one of the most dangerous problems of the new millennium, the roots of which go back far into the past. Such resettlement or migration, as this process is called today, inevitably leads to an increase in crime and the need for cooperation between States in combating it. One of the tools of such cooperation is extradition. In the article, the author examines the problems of legal regulation of this institution that exist today.

Keywords : extradition, legal regulation of extradition, international cooperation in criminal proceedings, cooperation on migration issues, international crime.

Для современной человеческой цивилизации развитый миграционный поток является непременным атрибутом, в процессы которого вовлечены большинство стран мира. Цель миграции всегда разная: учеба, поиск работы, создание семьи, чрезвычайные ситуации, побег и т. д. Миллионы людей ежегодно пересекают границы с абсолютно разными целями. Если обратиться к миграционным явлениям, то на их основе можно сделать выводы относительно условий жизни в той или иной стране, уровне ее экономики, степени безопасности для проживания и много другом. Если подходить к миграционным процессам, с точки зрения влияния на развитие стран, то это, безусловно, положительный фактор, так как миграция несет за собой что-то новое — происходит обмен культурой, смешение религий, формирование новых идеологий, соединение капиталов, новые экономические проекты и т. п.

Конечно, как и у большинства явлений, наряду с положительными факторами, есть и отрицательная сторона миграции — рост преступности. С каждым новым этапом развития контроль за процессами миграции становится все сложнее, что приводит к росту преступности, которая находит отражения практически во всех сфера жизни людей.

В современном мире проблема преступности представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества. В связи с усложнением характера преступности актуальным становится вопрос, связанный с сотрудничеством государств в сфере борьбы с преступностью. В последние годы все большее число лиц, обвиняемых в совершении преступлений на территории отдельных государств, скрываются от правосудия на территории зарубежных стран. Сотрудничество государств в области экстрадиции относится к сфере регулирования современного международного уголовного права. Одной из форм международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, реализуемой в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам, является экстрадиция (выдача преступников).

Правовое регулирования сотрудничества в целом и экстрадиции в частности основано на международном и национальном законодательстве.

Сначала рассмотрим международные акты, регулирующие исследуемый институт.

Первый документ — это Европейская Конвенция о выдаче 1957 г. [1]Указанный документ является первым актом, который урегулировал вопрос экстрадиции в международном праве, затронув такие важные вопросы, как распределение расходов во время выдачи, основания отказа в ней и т. д. Помимо регулирования данных вопросов, именно рассматриваемая Конвенция в 1990 г. послужила основанием для формирования типового договора о выдаче преступников.

Отмечается, что создание такого типового договора стало новым шагом в регулировании вопросов экстрадиции, так как она представляет собой не только инструмент международного сотрудничества в борьбе с преступностью, а по сути является двусторонним соглашением.

Помимо общего регулирования вопросы экстрадиции также отражены и в документах, которые направлены на регулирование борьбы с отдельными видами преступлений, например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. В ст. 16 данного документа отражены как раз «вопросы выдачи лиц, принимающих участие в осуществлении организованных транснациональных преступлений, а также преступлений, связанных с коррупцией» [2].

Интересным является условие осуществления экстрадиции на основании указанной статьи. Так, данная Конвенция по вопросу выдачи может быть применена только при условии существования между странами специального двустороннего договора о сотрудничестве по данному вопросу. Однако, как показывает практика, не все страны учитывают данное условие и, например, Мексика в 2003 г. наоборот ратифицировала данный документ для того, чтобы он заменил собой международные договоры.

Считается, что основой правового регулирования вопросов экстрадиции выступают двусторонние договоры, которые основаны на указанных ранее документах. В качестве примера такого договора в исследованиях часто приводят за образец договор между США и Великобританией 2004 г., где перечислен список преступлений, которые влекут выдачу [9, c. 121]. У России заключено множество таких договоров, например с Азербайджаном, Арменией и т. д.

Как мы указывали ранее, экстрадиция регулируется не только международным, но и национальным законодательством.

В первую очередь необходимо выделить нормы Конституции РФ. Так, в ст. 61 основного закона государства указана «невозможность высылки гражданина РФ за ее территорию, а также невозможность его выдачи» [3].

Помимо этой нормы, можно также выделить ст. 63 Конституции РФ: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

Такие же нормы можно найти и в основных законах других стран, и здесь выделяется первая проблема — разный подход к определению гражданина страны, который не может быть выдан. Так, в Норвегии невыдаваемым гражданином является лицо, которое постоянно проживает на территории государства. Отметим, что такая оговорка существует в законодательстве всех Скандинавский стран. Законодательство Нидерландов, в свою очередь, включает следующее: «включило в термин «гражданство» как собственных граждан, так и иностранцев, интегрированных в сообщество данного государства» [7, c. 85].

Такую же норму можно найти и в Уголовном кодексе РФ, где ст. 13 закрепляет: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству» [4].

Помимо двух указанных актов, отдельного внимания заслуживают нормы Уголовно-процессуального Кодекса РФ, где данному вопросу посвящена отдельная глава 54, где закреплено: «процессуальный порядок и основания направления запроса об экстрадиции, его содержание, пределы уголовной ответственности лица, выданного РФ и пр». [5].

Если говорить о проблема правового регулирования процессуального порядка выдачи, то в первую очередь, можно обозначить, что указанная глава не закрепляет каких-либо форм документов и в связи с этим возникает проблема несоответствия содержания подаваемых документов о выдаче.

В целом, в доктрине отмечают ограниченность правового регулирования процесса выдачи в УПК РФ, обозначая, например, что данный документ не содержит точного указания на то, кто должен составлять запрос и отправлять его в Генеральную прокуратуру РФ. Недостаточное законодательное регулирование процедуры экстрадиции порождает противоречия и коллизии между государствами в связи с чем институт экстрадиции не реализуется на практике. С целью усовершенствования процедуры экстрадиции необходимо выработать единый механизм обеспечения выдачи лица другому государств.

Для разъяснения определенных возникающих вопросов было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания», где закреплено: «если в международном договоре РФ с конкретными государствами закреплены иные правила осуществления экстрадиции, чем в Европейской Конвенции, то преимущественной силой будет обладать именно Конвенция, также если международный договор между РФ и конкретным государством отсутствует, то Россия может выдать иностранному государству лицо на основе принципа взаимности, вытекающего из смысла ч. 2 ст. 462 и ст. 469 УПК РФ» [6].

Ш. Д. Содиков пишет, что «несмотря на, казалось бы, основательное и полное урегулирование вопросов выдачи в современном международном праве, на самом деле существует одна существенная проблема, которая не решена до сих пор — это выдача лиц с двойным гражданством» [8, c. 85].

Как мы уже обозначали выше, практически каждое государство закрепляет невозможность выдачи своего гражданина, но на практике может возникнуть следующая ситуация: «преступление совершено лицом с двойным гражданством, и, например, национальное законодательство одной страны позволяет выдать его, а другого — нет».

Представляется, что данная проблема должна решаться по законодательству места проживания лица. Однако, данный вопрос должен быть закреплен законодательно, как на международном, так и на национальном уровне.

Исходя из проведенного исследования можно выделить необходимость корректировки международного национального законодательства России и других стран по вопросам экстрадиции.

Литература:

  1. Европейская конвенция о выдаче: заключена в г. Париже 13.12.1957 (изм. от 20.09.20212) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Конвенция против транснациональной организованной преступности: принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «Консультант Плюс».
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС «Консультант Плюс».
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 18.12.2001 № 147-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СПС «Консультант Плюс».
  6. О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 № 11// СПС «Консультант Плюс».
  7. Киикбаева А. Р.Основные проблемы правового регулирования и правоприменения экстрадиции / А. Р. Киикбаева, О. А. Трофимова // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире. сборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). — 2019. — С. 85–86.
  8. Содиков Ш. Д. Принцип взаимности по вопросам экстрадиции / Ш. Д. Содиков // Юридическая наука. — 2018. — № 6. — С. 85.
  9. Тукубашева А. И. Особенности правового регулирования экстрадиции в международном праве / А. И. Тукубашева, Э. Э. Габайдулина // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. — 2022. — Т. 22. — № 3. — С. 120–123.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, экстрадиция, выдача лиц, государство, документ, национальное законодательство, рост преступности, РФ, двойное гражданство, Российская Федерация.


Ключевые слова

международная преступность, экстрадиция, правовое регулирование экстрадиции, международное сотрудничество в уголовном судопроизводстве, сотрудничество по вопросам миграции

Похожие статьи

Задать вопрос