Методы оценки конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Богучарова, П. С. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / П. С. Богучарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/555/121985/ (дата обращения: 23.02.2025).



Конкурентоспособность предприятия — одна из важнейших характеристик его положения на рынке. В статье проведен анализ распространенных методов оценки конкурентоспособности предприятий с выделением их преимуществ и недостатков. Изучены особенности применения данных методов судоходными компаниями в современных условиях. Сделан вывод о том, что правильная оценка конкурентоспособности позволит судоходной компании выявить сильные и слабые стороны, выработать решения по развитию сильных сторон и устранению слабых, обеспечить устойчивые конкурентные преимущества на рынке.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, модель пяти сил конкуренции Портера, SWOT-анализ.

The competitiveness of an enterprise is one of the most important characteristics of its market position. The article analyzes common methods of assessing the competitiveness of enterprises, highlighting their advantages and disadvantages. The peculiarities of the application of these methods by shipping companies in modern conditions are studied. It is concluded that a proper assessment of competitiveness will allow a shipping company to identify strengths and weaknesses, develop solutions to develop strengths and eliminate weaknesses, and ensure sustainable competitive advantages in the market.

Keywords: competition, competitiveness, methods for assessing competitiveness, Porter's five forces of competition model, SWOT analysis.

В современных условиях развития рыночной экономики особое место в управлении деятельностью предприятия отводится повышению конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия является интегральной характеристикой его эффективного функционирования и финансового благополучия. Для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия требуется выбор и использование методов оценки конкурентоспособности предприятия, которые позволяют выявить конкурентные преимущества и конкурентную позицию предприятия на рынке, а также рекомендовать мероприятия по расширению рынка, удержанию покупателей и привлечению новых клиентов. Все вышесказанное обусловило актуальность темы настоящего исследования.

В теории стратегического управления конкурентоспособность в основном рассматривается с двух сторон:

  1. конкурентоспособность товара (продукции). Под данным определением понимается сочетание потребительских свойств товара, обеспечивающих ему успех на рынке по сравнению с аналогичной продукцией других компаний. Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, сроками и технологией производства, объемом продаж;
  2. конкурентоспособность предприятия — это уровень его компетенции относительно других компаний-конкурентов в накоплении и использовании человеческого потенциала, а также технологии, ресурсов, менеджмента и т. п.

К основным факторам, определяющим конкурентоспособность предприятия, относят: стратегию предприятия, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, долю рынка, эффективность менеджмента [1].

Важно отметить, что конкурентоспособность продукции обязательно должна учитываться в целях оценки конкурентоспособности предприятия, поскольку она является одной из базовых ключевых компетенций, без обладания которой невозможно обеспечение конкурентоспособности.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия необходима для определения успешных действий по повышению эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности продукции, работ, услуг и предприятия в целом [2].

Наиболее известные современные методы оценки конкурентоспособности предприятия можно разделить на две группы:

— расчетные (метод рейтинговой оценки, оценка на основе расчета доли рынка, метод оценки на основе теории эффективной конкуренции, метод оценки на основе потребительной стоимости);

— теоретические (матрица БКГ, матрица конкуренции по М. Портеру, SWOT-анализ) [3].

Рассмотрим самые распространенные методы оценки конкурентоспособности.

Матрица БКГ появилась благодаря разработкам экспертов Бостонской консалтинговой группы в конце 1960-х годов, которой руководил Брюс Хендерсон. Чаще всего данный метод используют для оценки конкурентоспособности товара и для оценки жизненного цикла продукции, но также можно использовать для анализа конкурентоспособности бизнес-единиц предприятия. Для оценки применяются показатели темпов роста рынка и рыночной доли [4].

Одним из главных преимуществ модели БКГ является возможность наглядного представления стратегических проблем организации и простота использования.

К недостаткам можно отнести сложность сбора объективных данных о темпах роста рынка и относительной рыночной доли, а также то, что оценка выставляется на сегодняшний день и невозможно спрогнозировать дальнейшее положение товаров и бизнес-единиц [5].

Следующий метод оценки конкурентоспособности предприятия — модель пяти конкурентных сил Портера, которая была предложена Майклом Портером в 1979 г.

Данный метод предполагает проведение анализа в разрезе пяти факторов, оказывающих влияние на предприятие:

— покупатели (клиенты);

— поставщики;

— действующие конкуренты;

— новые конкуренты;

— товары-заменители.

Модель Портера помогает не только определить слабые и сильные стороны фирмы, но и конкурентную стратегию компаний. Она объясняет, почему разные отрасли способны поддерживать разные уровни прибыльности. Понимание этого анализа позволяет компаниям корректировать свои бизнес-стратегии, чтобы лучше использовать свои ресурсы для получения более высоких доходов [6].

В качестве недостатка модели Портера выступает факт невозможности применения результатов анализа в краткосрочном периоде [7].

При оценке конкурентоспособности предприятия изучают среду, в которой оно функционирует, а наиболее распространенным методом для этого является SWOT-анализ. Данный метод известен благодаря своей способности полностью оценить сильные и слабые стороны предприятия, выявить возможности и угрозы, при этом обладая простотой и функциональностью. SWOT-анализ является универсальным методом оценки конкурентоспособности предприятия, так как может быть использован любыми организациями, независимо от их размера в отрасли. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 1, так называемой «матрицы SWOT-анализа».

Общий вид матрицы SWOT-анализа [8]

Рис. 1. Общий вид матрицы SWOT-анализа [8]

Основное преимущество SWOT-анализа заключается в его наглядности, универсальности и простоте, а также в широком спектре применения. Однако этот анализ недостаточен для анализа целесообразности выхода компании на международный рынок и должен быть дополнен другими аналитическими инструментами [6].

На основании вышеизложенного следует отметить, что на сегодняшний день существует большое количество различных методов оценки конкурентоспособности предприятия, которые обладают своими достоинствами и недостатками. Но, несмотря на это, каждое предприятие должно применять те методы, которые наиболее точно подходят под его специфику, запросы и текущую ситуацию.

Опираясь на представленные методы оценки конкурентоспособности предприятия, можно провести SWOT-анализ применительно к судоходным компаниям РФ.

Для оценки влияния факторов внутренней и внешней среды на состояние судоходных компаний РФ проведен SWOT-анализ, результаты которого представлены на рисунке 2.

SWOT-анализ судоходных компаний РФ

Рис. 2. SWOT-анализ судоходных компаний РФ

Проанализировав данный рисунок, можно отметить противоречивое состояние внутренней среды, а именно: российские судоходные компании имеют многолетний опыт в области разработки новых технологий, включают значительный кадровый потенциал, располагают необходимыми средствами производства. Но в то же время, высокая степень износа основных фондов, преобладание устаревших технологических нормативов, превалирование сотрудников старших возрастов несёт риск сокращения материальной базы и потери ключевых кадров.

Рассматривая возможности внешней среды, следует отметить гарантированное получение заказов от государства, наличие федеральных целевых программ, повышение общего спроса на продукцию отрасли. Из угроз и ограничений внешней среды необходимо выделить слабое технологическое состояние предприятий из смежных отраслей, нехватку финансирования, нестабильную политическую ситуацию, в особенности введение санкций, все это приводит к низкой конкурентоспособности предприятий.

Таким образом, результаты анализа позволили выявить противоречивость текущего уровня развития судоходных компаний РФ. Для того, чтобы повысить качество услуг, судоходным компаниям необходимо проводить глубокую модернизацию технологического уклада отрасли. Благоприятно повлияет на повышение конкурентоспособности то, что в настоящее время судоходные компании РФ широко используют инструментарий стратегического менеджмента: формулируют миссию компании, разрабатывают стратегии и планы развития на долгосрочную перспективу, выполняют SWOT-анализ деятельности и т. д.

В заключении следует отметить, что многообразие существующих методов оценки конкурентоспособности позволяет предприятиям выбрать самый эффективный метод оценки, который поможет спланировать дальнейшую деятельность, обосновать выбор адекватной рыночным тенденциями и внутреннему потенциалу стратегию, обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества.

Литература:

  1. Семейко Е. В. Конкурентоспособность предприятия и особенности ее определения в современных условиях // Форум молодых ученых. 2019. № 1–3 (29).
  2. Чебурахина Д. И., Субботина Т. Н. Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5–3.
  3. Грибанова М. С. Понятие конкурентоспособности предприятия и пути ее достижения / М. С. Грибанова, Т. В. Хромцова // Вектор экономики. — 2016. — № 5(5). — С. 48.
  4. Перовская М. Е. Методы оценки конкурентоспособности предприятия и способы ее совершенствования / М. Е. Перовская // Экономический форум: сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 июня 2023 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2023. — С. 98–100.
  5. Гайфуллина М. М., Щербаков А. М. Методы оценки конкурентоспособности компании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5–4.
  6. Уколова Э. В. О методах анализа целесообразности выхода компаний на международные рынки в условиях нестабильности мировой экономики / Э. В. Уколова // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 5–2(74). — С. 12–16.
  7. Локтионов Н. Е. Методология и инструментарий оценки внутренней и внешней среды компании: преимущества и недостатки / Н. Е. Локтионов // Вестник науки. — 2023. — Т. 2, № 8(65). — С. 20–26.
  8. Щербакова О. Р. Современные методы оценки конкурентоспособности предприятия / О. Р. Щербакова // Символ науки: международный научный журнал. — 2020. — № 10. — С. 50–55.
Основные термины (генерируются автоматически): судоходная компания РФ, конкурентоспособность предприятия, внешняя среда, SWOT, компания, конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность товара, метод оценки, повышение конкурентоспособности, результат анализа.


Ключевые слова

конкурентоспособность, конкуренция, SWOT-анализ, методы оценки конкурентоспособности, модель пяти сил конкуренции Портера

Похожие статьи

Задать вопрос