Эмпирическое исследование особенностей профессионального выбора старшеклассников с разным уровнем креативности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 23.01.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Шаблиевский, М. Ю. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выбора старшеклассников с разным уровнем креативности / М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 317-319. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122007/ (дата обращения: 14.03.2025).



В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выбора старшеклассников с разным уровнем креативности.

Ключевые слова: профессиональный выбор, креативность, особенности, старший школьный возраст.

Эмпирическое исследование в данной работе представляет собой сбор данных и математические расчеты, с целью выявления особенностей профессионального выбора старшеклассников с разным уровнем креативности. Также необходимо подтвердить или опровергнуть поставленную ранее гипотезу о том, что существуют особенности профессионального выбора у старшеклассников с разным уровнем креативности, а именно, у старшеклассников с высоким уровнем креативности преобладающим профессиональным направлением будет «человек — художественный образ», а у старшеклассников с низким уровнем креативности преобладающим профессиональным направлением будет «человек — техника».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: диагностика изучаемых групп, определение уровня креативности старшеклассников; проанализировать особенности профессионального выбора старшеклассников с разным уровнем креативности; формулировка выводов.

Необходимо проанализировать сущность методик, примененных с целью достижения поставленных задач. Для определения уровня креативности в выборке был использован «Тест вербальной креативности» за авторством С. Медника в адаптации А. Н. Воронина.

Тест вербальной креативности предназначен для диагностики вербальной креативности путём перекомбинирования респондентом элементов данной ему ситуации.

Для определения профессиональной направленности старшеклассников был использован «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) за авторством Е. А. Климова.

Для поиска статистически достоверных различий был использован Н- критерий Краскела-Уоллиса в программе IBM SPSS Statistics 25.

Перейдем к полученным результатам. Наибольший процент опрошенных (36 %) имеют низкий уровень креативности, что может говорить о преобладании шаблонного мышления, выборе стандартных, знакомых путей и решений в жизненных ситуациях. 26 % исследуемых старшеклассников имеют средний уровень креативности, 29 % показали хороший результат при прохождении методики и получили уровень креативности выше среднего, что говорит об их умении мыслить нестандартно и использовать оригинальные решения и идеи в некоторых ситуациях. 2 человека (6 %) показали высокий уровень креативности, а 1 человек (3 %) — очень низкий уровень.

Можно говорить о том, что чуть больше трети опрошенных старшеклассников не имеют тенденции к креативному подходу в жизненных вопросах. Такие подростки зачастую стремятся в возникающих жизненных ситуациях действовать по уже известному, намеченному плану. Треть старшеклассников, напротив, часто склонны искать креативные подходы ко многим жизненным вопросам и задачам, стремятся мыслить нестандартно и продуцировать новые идеи. Чуть меньше трети опрошенных могут проявлять креативность ситуативно, однако чаще всего все же не склонны к излишне оригинальным идеям, предпочитая жить и действовать по знакомым правилам.

Рассмотрим результаты, полученные при исследовании у старшеклассников выраженности к различным профессиональным сферам. Согласно полученным результатам, у большинства опрошенных старшеклассников средний уровень склонности к профессиям типа «человек — природа», что говорит о том, что они имеют базовые предпосылки к такой деятельности, как работа в саду или огороде, уход за растениями, животными, изучение биологии, однако не являются максимально предрасположенными к такой работе. 19 % человек имеют высокую склонность к сферам работы, связанным с природой. Можно предположить, что эти люди обладают такими качествами, как наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, терпение, настойчивость, а также могут быть готовы работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи. 16 % человек вовсе не имеют склонности к данной профессии, не любят работать с природой и не испытывают потребности в этом.

Большинство старшеклассников (58 %) не имеют никакой склонности к профессиям типа «Человек — техника». Их не привлекает или даже отталкивает такая деятельность, как лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, изготовление моделей, работа с бытовой техникой, машинами, механизмами, станками. 39 % юношей имеют среднюю склонность и базовые предпосылки для работы в данной сфере. Лишь 1 человек (3 %) имеет высокую склонность к данному типу профессии. Скорее всего, для испытуемого характерна хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, чувственное восприятие, развитое техническое мышление, умение концентрировать внимание и наблюдательность, так как эти качества обеспечивают наибольшую эффективность в работе с техникой.

У подавляющего большинства старшеклассников (68 %) средняя склонность к профессии «Человек — человек» — они в умеренной степени стремятся к работе с людьми, общению, налаживанию доброжелательных контактов, помощи и сотрудничеству. 19 % опрошенных имеют высокую степень склонности к данному типу профессий, что может говорить о них как о людях, которые стремятся к другим людям, умеют легко вступать в контакт с незнакомыми людьми и испытывают устойчивое хорошее самочувствие при работе с ними, обладают выдержкой, способны контролировать эмоции, обладают развитой речью и коммуникативными навыками, базовыми знаниями психологии людей. 13 % исследуемых юношей предпочитают отказаться от работы с людьми, им не рекомендованы профессии сферы обслуживания, здравоохранения, образования, защиты общества.

Большинство опрошенных (71 %) также имеют средний уровень склонности к работе в сфере «Человек — знаковая система», что говорит об их умеренных и ситуативных возможностях в работе с такими предметами, как тексты на родном или иностранном языках, цифры, формулы, таблицы, чертежи, звуковые сигналы. 22 % старшеклассников не подходит деятельность, связанная с вычислениями, систематизированием информации, программированием, экономикой или статистикой. Наконец, 7 % имеют выраженную склонность к данному типу профессий, обладая такими качествами, как орошая оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания, точность восприятия, усидчивость, терпение и логическое мышление.

Среди старшеклассников оказался наибольший процент тех, кто имеет выраженную склонность к работе в сфере «Человек — художественный образ», 36 % опрошенных получили высокий результат по данной шкале. Люди, предрасположенные к работе с художественным образом, зачастую обладают развитыми художественными способностями и зрительным восприятием, им присуща также развитая наблюдательность, зрительная память, творческое воображение. Как правило, их отличает знание психологических законов эмоционального воздействия на людей. 61 % опрошенных имеют среднюю склонность к работе в художественной и творческой сфере. Один человек, 3 %, не имеет склонности к таким видам деятельности, как создание и проектирование художественных произведений, изготовление различных изделий по образцу или размножение художественных произведений в массовом производстве.

Для подтверждения гипотезы был выполнен поиск значимых различий в преобладании склонности к определенным профессиональным сферам среди старшеклассников с разным уровнем креативности. Для поиска статистически достоверных различий был использован Н-критерий Крускала-Уоллиса в программе IBM SPSS Statistics 2021.

Существуют статистически значимые различия в склонности к профессиональным сферам у старшеклассников с разным уровнем креативности по показателю профессии типа «человек — техника» (Нэмп=10,245, p≤0,05) и «человек — художественный образ» (Нэмп=14.083, p≤0,01).

Так, исходя из полученных данных, можно сказать, что старшеклассники с более высоким показателем креативности чаще других имеют выраженную склонность к профессии «человек — художественный образ». Креативность и творческое воображение, способность создавать что-то новое и уникальное, придумывать идеи является полезными, зачастую необходимым качеством и одной из предпосылок для выбора профессии данного типа.

Литература:

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 2008. — 304 с
  2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов // — М.: Издательский центр «Академия». — 2007. — 304
  3. Савенков, А. И. Основные подходы к диагностике креативности [Электронный ресурс] / А. И. Савенков // Наука и школа. — 2014. — № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень креативности, работа, художественный образ, IBM, SPSS, старшеклассник, вербальная креативность, выраженная склонность, профессиональный выбор старшеклассников, высокая склонность.


Похожие статьи

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

Профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса

В статье автор исследует профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса.

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности

В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте

В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Также перечень факторов, оказывающих влияние на выбор профессионального пути старшеклассника.

Особенности профессионального выбора старшеклассников

В статье собрана подробная информация об особенностях профессионального выбора старшеклассников.

Сущность креативности и ее проявление в старшем школьном возрасте

В статье представлена теоретическая информация по тематике креативности в старшем школьном возрасте.

Анализ результатов эмпирического исследования динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности

В статье представлен краткий анализ и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на изучение динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Похожие статьи

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Связь учебной мотивации в младшем школьном возрасте и самооценки личности

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации младшего школьника и самооценки.

Профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса

В статье автор исследует профессиональное самоопределение старшеклассников с учетом разной организации образовательного процесса.

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности

В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте

В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Также перечень факторов, оказывающих влияние на выбор профессионального пути старшеклассника.

Особенности профессионального выбора старшеклассников

В статье собрана подробная информация об особенностях профессионального выбора старшеклассников.

Сущность креативности и ее проявление в старшем школьном возрасте

В статье представлена теоретическая информация по тематике креативности в старшем школьном возрасте.

Анализ результатов эмпирического исследования динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности

В статье представлен краткий анализ и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на изучение динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Задать вопрос