В статье представлены результаты исследования особенностей профессионального выбора старшеклассников с разным уровнем креативности.
Ключевые слова: профессиональный выбор, креативность, особенности, старший школьный возраст.
Эмпирическое исследование в данной работе представляет собой сбор данных и математические расчеты, с целью выявления особенностей профессионального выбора старшеклассников с разным уровнем креативности. Также необходимо подтвердить или опровергнуть поставленную ранее гипотезу о том, что существуют особенности профессионального выбора у старшеклассников с разным уровнем креативности, а именно, у старшеклассников с высоким уровнем креативности преобладающим профессиональным направлением будет «человек — художественный образ», а у старшеклассников с низким уровнем креативности преобладающим профессиональным направлением будет «человек — техника».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: диагностика изучаемых групп, определение уровня креативности старшеклассников; проанализировать особенности профессионального выбора старшеклассников с разным уровнем креативности; формулировка выводов.
Необходимо проанализировать сущность методик, примененных с целью достижения поставленных задач. Для определения уровня креативности в выборке был использован «Тест вербальной креативности» за авторством С. Медника в адаптации А. Н. Воронина.
Тест вербальной креативности предназначен для диагностики вербальной креативности путём перекомбинирования респондентом элементов данной ему ситуации.
Для определения профессиональной направленности старшеклассников был использован «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) за авторством Е. А. Климова.
Для поиска статистически достоверных различий был использован Н- критерий Краскела-Уоллиса в программе IBM SPSS Statistics 25.
Перейдем к полученным результатам. Наибольший процент опрошенных (36 %) имеют низкий уровень креативности, что может говорить о преобладании шаблонного мышления, выборе стандартных, знакомых путей и решений в жизненных ситуациях. 26 % исследуемых старшеклассников имеют средний уровень креативности, 29 % показали хороший результат при прохождении методики и получили уровень креативности выше среднего, что говорит об их умении мыслить нестандартно и использовать оригинальные решения и идеи в некоторых ситуациях. 2 человека (6 %) показали высокий уровень креативности, а 1 человек (3 %) — очень низкий уровень.
Можно говорить о том, что чуть больше трети опрошенных старшеклассников не имеют тенденции к креативному подходу в жизненных вопросах. Такие подростки зачастую стремятся в возникающих жизненных ситуациях действовать по уже известному, намеченному плану. Треть старшеклассников, напротив, часто склонны искать креативные подходы ко многим жизненным вопросам и задачам, стремятся мыслить нестандартно и продуцировать новые идеи. Чуть меньше трети опрошенных могут проявлять креативность ситуативно, однако чаще всего все же не склонны к излишне оригинальным идеям, предпочитая жить и действовать по знакомым правилам.
Рассмотрим результаты, полученные при исследовании у старшеклассников выраженности к различным профессиональным сферам. Согласно полученным результатам, у большинства опрошенных старшеклассников средний уровень склонности к профессиям типа «человек — природа», что говорит о том, что они имеют базовые предпосылки к такой деятельности, как работа в саду или огороде, уход за растениями, животными, изучение биологии, однако не являются максимально предрасположенными к такой работе. 19 % человек имеют высокую склонность к сферам работы, связанным с природой. Можно предположить, что эти люди обладают такими качествами, как наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, терпение, настойчивость, а также могут быть готовы работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи. 16 % человек вовсе не имеют склонности к данной профессии, не любят работать с природой и не испытывают потребности в этом.
Большинство старшеклассников (58 %) не имеют никакой склонности к профессиям типа «Человек — техника». Их не привлекает или даже отталкивает такая деятельность, как лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, изготовление моделей, работа с бытовой техникой, машинами, механизмами, станками. 39 % юношей имеют среднюю склонность и базовые предпосылки для работы в данной сфере. Лишь 1 человек (3 %) имеет высокую склонность к данному типу профессии. Скорее всего, для испытуемого характерна хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, чувственное восприятие, развитое техническое мышление, умение концентрировать внимание и наблюдательность, так как эти качества обеспечивают наибольшую эффективность в работе с техникой.
У подавляющего большинства старшеклассников (68 %) средняя склонность к профессии «Человек — человек» — они в умеренной степени стремятся к работе с людьми, общению, налаживанию доброжелательных контактов, помощи и сотрудничеству. 19 % опрошенных имеют высокую степень склонности к данному типу профессий, что может говорить о них как о людях, которые стремятся к другим людям, умеют легко вступать в контакт с незнакомыми людьми и испытывают устойчивое хорошее самочувствие при работе с ними, обладают выдержкой, способны контролировать эмоции, обладают развитой речью и коммуникативными навыками, базовыми знаниями психологии людей. 13 % исследуемых юношей предпочитают отказаться от работы с людьми, им не рекомендованы профессии сферы обслуживания, здравоохранения, образования, защиты общества.
Большинство опрошенных (71 %) также имеют средний уровень склонности к работе в сфере «Человек — знаковая система», что говорит об их умеренных и ситуативных возможностях в работе с такими предметами, как тексты на родном или иностранном языках, цифры, формулы, таблицы, чертежи, звуковые сигналы. 22 % старшеклассников не подходит деятельность, связанная с вычислениями, систематизированием информации, программированием, экономикой или статистикой. Наконец, 7 % имеют выраженную склонность к данному типу профессий, обладая такими качествами, как орошая оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания, точность восприятия, усидчивость, терпение и логическое мышление.
Среди старшеклассников оказался наибольший процент тех, кто имеет выраженную склонность к работе в сфере «Человек — художественный образ», 36 % опрошенных получили высокий результат по данной шкале. Люди, предрасположенные к работе с художественным образом, зачастую обладают развитыми художественными способностями и зрительным восприятием, им присуща также развитая наблюдательность, зрительная память, творческое воображение. Как правило, их отличает знание психологических законов эмоционального воздействия на людей. 61 % опрошенных имеют среднюю склонность к работе в художественной и творческой сфере. Один человек, 3 %, не имеет склонности к таким видам деятельности, как создание и проектирование художественных произведений, изготовление различных изделий по образцу или размножение художественных произведений в массовом производстве.
Для подтверждения гипотезы был выполнен поиск значимых различий в преобладании склонности к определенным профессиональным сферам среди старшеклассников с разным уровнем креативности. Для поиска статистически достоверных различий был использован Н-критерий Крускала-Уоллиса в программе IBM SPSS Statistics 2021.
Существуют статистически значимые различия в склонности к профессиональным сферам у старшеклассников с разным уровнем креативности по показателю профессии типа «человек — техника» (Нэмп=10,245, p≤0,05) и «человек — художественный образ» (Нэмп=14.083, p≤0,01).
Так, исходя из полученных данных, можно сказать, что старшеклассники с более высоким показателем креативности чаще других имеют выраженную склонность к профессии «человек — художественный образ». Креативность и творческое воображение, способность создавать что-то новое и уникальное, придумывать идеи является полезными, зачастую необходимым качеством и одной из предпосылок для выбора профессии данного типа.
Литература:
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 2008. — 304 с
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов // — М.: Издательский центр «Академия». — 2007. — 304
- Савенков, А. И. Основные подходы к диагностике креативности [Электронный ресурс] / А. И. Савенков // Наука и школа. — 2014. — № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti.