В статье представлена теоретическая информация об особенностях самоотношения личности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: самоотношение, особенности, подростковый возраст.
Самоотношение — это в первую очередь некое личностное образование, задача которого отражена в общении с окружающими людьми, их оценкой индивида и обратной связью на его действия. Несмотря на схожесть данного понятия с самооценкой, это далеко не тождественные термины. Самоотношение не несет в себе основной функции в критическом отношении к самому себе, своей внешности и личности. Самоотношение также не подразумевает сравнения собственных ресурсов с требованиями, выдвигаемыми социумом. Поприщем для формирования самоотношения в личности человека становится подростковый возраст, в процессе проживания которого ребенок может становиться более нервозным, снижая свою уверенность в себе. В данном возрасте характерно влияние эмоций на личность и поступки подростка более сильно, чем в другие периоды. И. И. Чеснокова, в своих трудах описывает данный процесс как эмоционально- ценностное образование [1].
В конце XX века, в 1974 году, понятие самоотношения было впервые было употреблено психологом Н. И. Сарджвеладзе. Автор описывал данный термин в рамках отношения субъекта, его потребностей и ситуации, в которой они могут быть удовлетворены, а также действия, направленные на удовлетворение этих самых потребностей. Ученый был выходцем школы Д. Н. Узнадзе. Данное направление рассматривало отношение индивида к себе как особый конструкт личности, его устойчивое новообразование.
Самоотношение в трудах Сарджвеладзе рассматривается как некий центр личности, в котором, автор смог выделить несколько основных компонентов: эмоциональный, когнитивный, конативный. Эмоциональный компонент самоотношения трактуется, как эмоциональное отношение человека к себе. Когнитивный компонент самоотношения раскрывается за счет познавательных психических функций человека, сюда же относится самооценка. Конативный компонент понимается как непосредственные действия, направленные человеком на самого себя, а также сама готовность к данным действиям. В данной теории также выделяется два способа отношения к себе: 1) Я как объект (объективный); 2) Я, как субъект (субъективный) [6].
В направлении самоотношения, одно из наиболее разработанной теорией можно считать концепцию В. В. Столина. В своих трудах, автор объясняет понятие самоотношения, как лежащее на поверхности сознания, представленность личностного смысла «Я». Основой самоотношения по мнению автора является процесс, в котором собственное «Я», черты и качества оцениваются личностью по отношению к собственным мотивам, выражающим потребность в самореализации. Автор отмечает, что самоотношение состоит из нескольких компонентов, аспектов: 1) самоуважение; 2) аутосимпатия; 3) эмоциональное пространство, в котором осуществляются действия-установки [7].
В исследованиях многих психологов подростковый возраст выступает как весьма благополучный для развития самоотношения, адекватной и здоровой самооценки, целостной и ясной «Я-концепции» [2]. Особенности самоотношения и самооценки имеют непосредственное отражение во внешних проявлениях личности в данном возрасте. Так, при снижении самооценки подростка, можно наблюдать склонность принижать собственные шансы на успех, то ведет к исполнению лишь базовых и не сложных целей. Такое положение может препятствовать развитию ребенка в данном возрасте. При повышенной самооценке наоборот, наблюдается тенденция к переоценке собственных ресурсов и возможностей.
В подростковом возрасте самоотношение формируется, прежде всего, вследствие учебной деятельности, а также продуктов данной деятельности. Суть в том, что оценка данных показателей поступает от окружающих подростка людей, значимых взрослых или сверстников. Подобные оценки преподавателей сильно влияют на формирование самоотношения.
Процесс формирования самоотношения можно назвать весьма тонким и хрупким, имеющим большое количество граней. Формирование самоотношения начинается с межличностных отношений, в которых действия и черты подростка оцениваются положительно, в соответствии с его поступками. В противном случае, подростку будет необходима помощь в формировании благоприятных социальных взаимоотношений, для положительной и справедливой оценки его деятельности. Чем лучше подросток ощущает себя в своем коллективе, который его поддерживает и поощряет, тем выше он начинает оценивать свои силы и личностные черты, повышая уровень самоотношения [4].
Основным переживанием для подростка в его возрасте является эмоционально-ценностное отношение к себе. Компоненты самоотношения в данном возрасте полностью соответствуют составляющим во взрослой личности. К данным компонентам можно отнести: когнитивный, поведенческий, эмоциональный компоненты. Ученые И. В. Дубровина и Е. И. Савонько сходятся во мнении о том, что в данном возрасте у детей происходит изменение ориентации с оценки внешнего, на оценку себя самого и собственного внутреннего мира. В данном возрасте человеку характерна эмоциональная нестабильность, внутренние противоречия, а также радикальное оценивание собственных черт личности и внешности. И. В. Дубровина механизмом самосознания выдвигает личностную рефлексию [3].
Также, одним из аспектов самоотношения, некоторые исследователи выделяют завершение половой идентичности. Подкреплено это формированием на данном этапе комплекса знаний и оценок о себе, как о представителе того или иного пола, в соответствии с эталонами поведения и менталитета общества [3].
А. М. Прихожан отмечала, что важнейшим образованием самосознания в подростковом возрасте является эмоционально-ценностное отношение подростка к самому себе. По ее теории, в возрасте 12–13 лет в структуру личности ребенка встраиваются как положительные, так и отрицательные отношения к себе и окружающим. Данные оценки зависят в первую очередь от мнения и влияния ценных людей, окружающих ребенка. Далее, к 13–14 годам у подростка формируется оперативная самооценка, которая определяет отношение ребенка к себе, на данном возрастном этапе [5].
Самоотношение в подростковом возрасте прямым образом зависит от внешней оценки и обратной связи окружающего общества. Люди, окружающие подростка прямым образом влияют на формирование его собственных суждений о самом себе. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что подростковый возраст является самым благоприятным поприщем для формирования самоотношения. Корректировка самоотношения в данном возрасте возможна при формировании собственного «Я», принятия недостатков своего тела, а также понимания собственных достоинств.
Литература:
- Campbell J. D. Self-Esteem and Clarity of the Self-Concept // Journal of Personality and Social Psychology. 1990, 59(3), 538–549. https://doi.org/ 10.1037/0022–3514.59.3.538.
- Жданов, А. А. Особенности Я-концепции обучающихся подросткового возраста. Психология человека в образовании. [Текст] / А. А. Жданов // т. 2, № 3, — 2020. — С. 230–235.
- Рифер Ю. С. Аллея науки. Т. 2. [Текст] / Ю. С. Рифер //Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул № 5 (32). — 2019. — С. 203–208
- Соколова, Е. Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей [Текст] / Е. Т. Соколова // Вопросы психологии. — 2015. — № 2 31–42 с.
- Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. // М.: Изд-во МГУ. — 1983. — 284 с.
- Фоменко, Н. В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка [Текст] / Н. В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2014. — 201–204 с.
- Фролов, А.А Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах. [Текст] / А. А. Фролов // Вестник краснодарского университета МВД России. — 2015. — № 4, 287–292.