Успешные зарубежные практики борьбы с коррупцией на государственной службе и их внедрение в антикоррупционную политику Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 21.01.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Шумский, А. В. Успешные зарубежные практики борьбы с коррупцией на государственной службе и их внедрение в антикоррупционную политику Российской Федерации / А. В. Шумский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122013/ (дата обращения: 22.02.2025).



В настоящей статье рассмотрен лучший опыт борьбы с коррупцией на государственной службе, за пример взяты такие страны, как Королевство Дания и Сингапур. Практики заслуживают внимания и изучения, некоторые из них могут быть заимствованы в законодательство и методологию борьбы с коррупцией на государственной службе Российской Федерации.

Ключевые слова : коррупция, законодательство, антикоррупционная политика, методы борьбы с коррупцией, международная организация, индекс восприятия коррупции.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что согласно индексу восприятия коррупции, составляемый международной неправительственной организацией Трансперенси Интернешнл [4] показатель с целью отражения оценки уровня восприятий коррупции экспертами и предпринимателями по стобалльной шкале, который составляется ежегодно, Российская Федерация находится на 141 месте. Это говорит о том, что нарастает недоверие народа к эффективности власти, и у населения создается ощущение отсутствия заботы о нем. В этом списке стоит отметить и разобрать антикоррупционную политику таких стран, как Королевство Дания, которая занимает первое место и Сингапур, страна, которая за короткий срок стала занимать лидирующие позиции.

Конечно, в этих странах также происходят преступления коррупционного характера, но они достаточно незначительны и это происходит крайне редко. Эксперты это связывают с высокой культурой общественного управления, приверженностью принципам честности и большой степенью вовлеченности общества, небольшим количеством антикоррупционных законов и государственных органов, занимающихся противодействием коррупции, например, в Королевстве Дании таких органа три, в то время как в Российской Федерации их десять.

В Королевстве Дании на самых разных уровнях, от государственной власти, коммерческих структур, гражданского общества, проводится пропаганда нетерпимости к коррупции [5]. Члены датского парламента, общественность и СМИ активно отслеживают возможные коррупционные нарушения. Нередко публикации прессы о подозрениях в коррупции становятся предметом общественных и парламентских дебатов.

Торговый совет Дании проводит масштабную стратегию помощи датским компаниям, предотвращая коррупцию, помогая организациям, оказывая консультации по борьбе с коррупцией от мелких внутренних операций, до вопросов, в которых принимают участие власти.

Подход к работе чиновников в Дании играет также важную роль. Кодекс чести чиновника строг для исполнения, так как важными принципами органов государственной власти является честность и открытость, очень сложно совершить коррупционное преступление, когда система государственной власти прозрачна. Если кто-то будет хотя бы заподозрен в коррупции, он должен быть готов доказать свою непричастность. Стоит отметить, что государственная служба является одной из самых почетных профессий в Дании, чиновники имеют высокий уровень социальной защиты и заработной платы, это значительно снижает рост преступлений среди государственных служащих, так как никто не хочет лишиться хорошего места работы и получить негативный отзыв в свое портфолио. Согласно Уголовному Кодексу Дании, за совершение коррупционного преступления, а именно материального или нематериального обогащения при выполнении своих прямых должностных обязательств, применяется наказание в виде штрафа, размеры которого зависят от уровня и тяжести преступления, а также лишение свободы сроком до 6 лет. Кроме этого, государственные служащие лишаются права заниматься государственной службой до конца своей жизни.

Один из законов в сфере противодействия коррупции на государственной службе оказался особенно эффективен, он был принят в 2002 году. Согласно данному нормативно-правовому акту, все члены датского правительства в обязательном порядке должны публиковать информацию о доходах и имуществе. Именно вышеупомянутый закон стал причиной продажи большого количества акций и ценных бумаг, которые находились в имуществе членов Парламента, что позволило снизить риски их использования своего должностного положения с целью личного обогащения. Стоит отметить, что именно этот датский опыт уже на протяжении определенного времени реализуется на территории Российской Федерации. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 (ред. от 19.09.2017) «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [2] каждый государственный служащий, а также члены его семьи, в обязательном порядке ежегодно предоставляют сведения о своим доходах и о своем имуществе. Также члены датского Парламента, согласно Конституционному регламенту, имеют право на получение информации, которая касается позиции определенного министра по тому или иному вопросу. Который касается деятельности министерства, сотрудником которого он является. Кроме этого, на основании данного нормативно-правового акта сотрудники датских министерств в обязательном порядке отвечают на вопросы своих коллег в устной или письменной форме.

Хоть и Сингапур не находится на первом месте в рейтинге восприятия коррупции, это страна заслуживает отдельного внимания. Сингапур — страна, победившая коррупцию за короткий срок. Сингапур получил независимость в 1965 году будучи Британской колонией. Страна с слабой законодательной базой, низкими зарплатами и образованностью населения за короткий срок стала одной из лидирующих стран мира по всем мировым показателям, в том числе по борьбе с коррупцией.

Первым шагом стало создание и наделение полномочиями Бюро по расследованию коррупции. Создание бюро сопровождалось лишением неприкосновенности чиновников, их семей и ужесточением законов. Таким образом, Бюро по расследованию коррупции было уполномочено проверять банковские счета, ценные бумаги, имущество и информацию о покупках, если в следствии проверки появлялись подозрения о коррупционных действиях, начиналось расследование. В 1989 году сумма штрафа выросла до 100 тыс. сингапурских долларов. Человек, уличенный в незаконном обогащении, должен был уплатить штраф в размере полученной взятке, в дополнение к остальным мерами наказания, определенным судом. Важной поправкой в Акт было принятие Комиссией по расследованиям Акта о коррупции и конфискации 1989 года, который предусматривал конфискацию собственности, полученную в результате коррупционных действий [6].

Вторым шагом антикоррупционной политики стало снижение стимула совершения коррупционного действия путем повышения зарплат госслужащим. Ли Куан Ю — первый премьер-министр Республики Сингапур утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. Повышение зарплаты и улучшение условий труда госслужащим, кроме снижения стимулов к коррупции, помогло привлечь лучших специалистов на государственную службу, а не в частный сектор. В октябре 1994 года парламенту Сингапура представили официальную позицию по конкурентоспособным зарплатам для честного и компетентного правительства. В ней оправдывалось искусственное поддержание зарплаты министров и высокопоставленных госслужащих на уровне средних зарплат шести наиболее высокооплачиваемых профессий. Предлагалось установить критерии зарплаты министров и чиновников высокого уровня, премии для политических назначений, а также ежегодно индексировать зарплаты сотрудникам госслужб Сингапура. Принятие долгосрочной стратегии, изложенной в этом документе, позволило радикально изменить принцип формирования зарплат министров, которые устанавливались заново с каждым пересмотром. Кроме того, способствовала построению эффективной госслужбы и института честных и компетентных политиков, что было принципиально важно для успешного развития Сингапура. Изменение политики зарплат госслужащим привело к тому, что сингапурские госслужащие стали получать больше, чем почти все их коллеги в мире.

Важным фактором также являлось появление независимых средств массовой информации, которые широко освещали коррупционные правонарушения.

Успешный опыт Королевства Дании и Сингапура может и должен быть использован в антикоррупционной политики Российской Федерации. Важным фактором противодействию коррупции на государственной службе должен стать изменение менталитета, отношения к коррупции и доверие граждан к антикоррупционной политике власти. Таким шагом может стать создание аналогичной службы по расследованию коррупции, как в Сингапуре, наделением их расширенными полномочиями с возможностью проводить проверки в отношении госслужащих и их семей и в случае нарушения лишать имущества всех членов семьи, которое нажито незаконным образом. На данный момент в Российской Федерации борьбой с коррупцией занимаются Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. При таком списке могут возникать конфликты интересов, а также недоверие граждан к органам, так как госслужащие этих органов уже были замешены в коррупционной деятельности.

Несмотря на повышения заработной платы, улучшения социальных гарантий, уровень обеспеченности госслужащих остается на низком уровне, что стимулирует к совершению коррупции. Требуется пересмотреть политику зарплат госслужащих. Повышение уровня жизни госслужащих привлечет в эту сферу новые, молодые, компетентные кадры, а также повысит престиж государственных служащих.

Рассмотрение презумпции виновности в расследованиях, касающихся коррупции. Государственный служащий должен быть честным гражданином и всегда быть готовым доказать свою невиновность в случае расследования.

Подводя итог, нужно выделить успешный опыт антикоррупционной политики этих двух стран, который позволил им достичь высокого уровня по борьбе с коррупцией. Это изменение общественного мнения по отношению доверия к властям органам, занимающимся борьбой с коррупцией, изменение менталитета всего общества на непереносимость коррупции, повышение условий службы, чтобы талантливые, перспективные кадры в первую очередь рассматривали госслужбу для трудоустройства.

Применение всех этих практик не означает, что страна, их применившая, достигнет успеха, это может быть связано в силу географических, экономических, политических факторов. Важно, чтобы была сильная политическая воля лидеров для борьбы с коррупцией.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  2. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 26.06.2023) «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87845/;
  3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/;
  4. Электронный ресурс — Режим доступа: https://www.transparency.org/en;
  5. «О коррупции в Дании» Электронный ресурс — Режим доступа: https://denmark.mid.ru/ru/o-danii/o_korruptsii_v_danii/
  6. Куракин А. В. Антикоррупционная политика Сингапура. Административно-правовые и уголовно-правовые аспекты.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Сингапур, государственная служба, коррупция, антикоррупционная политика, государственная власть, Дания, высокий уровень, короткий срок, обязательный порядок.


Похожие статьи

Задать вопрос