Анализ нормативно-правовых актов управления материально-техническим обеспечением муниципальной собственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 24.01.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Лопатин, С. В. Анализ нормативно-правовых актов управления материально-техническим обеспечением муниципальной собственности / С. В. Лопатин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122018/ (дата обращения: 22.02.2025).



Изучение функционирования муниципальных образований полномочий в сфере управления муниципальной собственностью. Раскрыто понятие управления муниципальной собственностью. Определены цели управления муниципальной собственностью.

Ключевые слова: муниципальное имущество, управление.

The functioning of municipal authorities in the field of municipal property management has been studied. The concept of municipal property management is revealed. The objectives of municipal property management are defined.

Keywords: municipalproperty, management.

В исследовании и использовании возможностей проектирования путей, содействующих оптимизации управления муниципальным имуществом, прежде всего, следует обратиться к рассмотрению вопроса о том, каково нормативно-правовое обеспечение этого процесса.

Особенно стоит отметить, что нормативно-правовое обеспечение, в сравнении с другими видами обеспечения, в управлении выступает одним из фундаментальных его видов. Практическая значимость нормативно-правового обеспечения заключается в том, что оно устанавливает четкие границы управления социальными объектами, конкретизирует субъективные возможности участников управленческого процесса, формирует и сохраняет порядок управленческого процесса, определяет характер его динамики и сберегает его от нежелательных негативных отклонений.

Муниципальное имущество — первостепенная составляющая основа местного самоуправления. Институт муниципального имущества получил свое закрепление в Конституции Российской Федерации, в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданском и Земельном кодексах, в других федеральных законах, в ряде нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Институт местного самоуправления выделяет несколько групп правовых установлений, регулирующих те или иные аспекты такого сложного и многогранного явления. К первой группе следует отнести нормы, устанавливающие понятие имущества, в общем, и его содержание, а также нормы, раскрывающие понятие имущества муниципального. Это, в первую очередь, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Вторая группа — это нормы, характеризующие круг объектов муниципального имущества. Здесь в качестве основных следует назвать нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Третья группа — нормы, устанавливающие субъектов муниципального имущества [1]. Таким образом, в содержательном плане нормативно-правовое обеспечение процесса управления муниципальными унитарными предприятиями включает в себя комплекс документов федерального, регионального, муниципального организационного уровней управления. Наиболее значимыми из них являются нормы Основного закона Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

Муниципальное имущество подлежит разделению между органами, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, но при этом данные участники гражданского оборота не являются собственниками данного имущества, а лишь фактически владеют им.

В широком значении под управлением муниципальной собственностью следует понимать соответствующую систему способов, форм и методов управления муниципальной собственностью. Под управлением муниципальной собственностью в узком значении можно понимать порядок принятия решений компетентных муниципальных органов, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности.

Управление муниципальной собственностью является предметом ведения органов местного самоуправления, гарантированным Конституцией Российской Федерации [2], Гражданским Кодексом Российской Федерации [3], Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] и законодательными актами соответствующего субъекта Федерации.

В практике функционирования муниципальных образований полномочия в сфере управления муниципальной собственностью распределяются следующим образом.

– Нормотворческими полномочиями в области установления порядка владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью наделен местный представительный орган.

– Исполнительно-правоприменительными полномочиями в области управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования наделен исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления — администрация муниципального образования [5, с.156].

Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами [6, с. 178].

Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения — на праве оперативного управления. Оба эти производны от муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усеченные копии [7, с.107].

Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности [8, с.104]. Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности.

Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества.

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципальной собственности, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению.

Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение [9, с.30].

Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципальной собственности в аренду. Стремясь повысить привлекательность муниципальной собственности для реальных и потенциальных арендаторов, увеличить эффективность его использования в интересах жителей, органы местного самоуправления прибегают к практике предоставления льгот арендаторам муниципальной собственности. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Доходы от использования и приватизации муниципальной собственности поступают в местные бюджеты.

Важным признаком целей управления муниципальной собственностью является включение следующих целей:

– формирование и внедрение мониторинга эффективности управления муниципальной собственностью;

– обеспечение прозрачности руководства и установление стандартов обслуживания;

– использование механизмов и структур, основанных на конвергенции принципов муниципального менеджмента [10, с. 219].

Таким образом, под управлением собственностью муниципального образования подразумевается социально-экономическая деятельность органов местного самоуправления по реализации правомочий владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в интересах населения. Главная или стратегическая цель управления муниципальной собственностью — повышение качества жизни населения муниципального образования. В основу управления муниципальной собственности положен программно-целевой метод управления.

Главная или стратегическая цель управления муниципальной собственностью — повышение качества жизни населения муниципального образования. В основу управления муниципальной собственности положен программно-целевой метод управления

Литература:

  1. Гутников О. В. Государственные организации как субъекты корпоративных отношений: о допустимости участия в корпоративных отношениях унитарных юридических лиц // Журнал российского права. 2016. № 7 (235). С. 44–52.
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022).
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022)»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).
  5. Кожокарь И. П. Правовые формы опосредствования имущественной обособленности унитарных предприятий и учреждений // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 1 (102). С. 156–166.
  6. Кузнецов А. А., Цукарев С. С. Эффективное управление муниципальным имуществом как фактор устойчивого развития муниципального образования // В сборнике: Прикладные аспекты студенческой науки сборник научных трудов по материалам XV Региональной научной студенческой конференции аграрных вузов Сибирского федерального округа. Ответственный за выпуск:Гаврилец Н. В. 2020. С. 414–418.
  7. Маркварт Э. Э., Завьялов А. А. Управление II муниципальным имуществом. Москва, 2016.
  8. Мкртчан Г. А. Особенности правового положения казенных предприятий на современном этапе // Форум молодых ученых. 2016. № 4 (4). С. 653–656.
  9. Комов В. Э. Влияние факторов внутренней и внешней среды на эффективность управления муниципальным имуществом // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 11. С. 140–147.
  10. Ларинов А. В. Субъекты муниципальной собственности // Местное право. — 2014. — № 3/4. — С.37–51.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная собственность, местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное имущество, муниципальное образование, орган, управление, недвижимое имущество, нормативно-правовое обеспечение, общий принцип организации.


Похожие статьи

Задать вопрос