Ключевые слова: государственная власть, гражданское общество, информационная политика.
В настоящее время достаточно развиты информационные сети, где основой выступает информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. В связи с прогрессивностью различных информационных технологий и увеличения количества пользователей сети Интернет, органы государственной власти вынуждены переводить все взаимодействие с населением в электронный формат.
Данные вопросы являются особо актуальными и затрагивают не только государственные структуры, но и все общество в целом. Важность развития данной сферы отмечает тот факт, что в Российской Федерации были приняты различные нормативные правовые акты, которые стали основой создания информационного общества. Впервые об использовании информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии органов государственной власти с населением было упомянуто в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Также на внедрение информационных технологий во взаимодействии органов власти с населением направлены цели государственной программы «Информационное общество», реализуемой до 2030 года, национальный проект «Цифровая экономика» и входящий в состав национального проекта федеральный проект «Цифровое государственное управление».
Одной из самых важных форм информационной политики органов государственной власти является поддержание коммуникации между гражданским обществом и органами власти. В рамках информационной политики должны осуществляться основные задачи: формирование единого информационного пространства, обеспечение информационной безопасности и становление информационных услуг. Их решение требует эффективного управления информационными ресурсами, государственной поддержки информационных технологий и регулирования деятельности государственных электронных и печатных средств массовой информации [2].
Информационно-коммуникационные технологии имеют все большую роль в современном обществе. Они поспособствовали развитию электронных форм коммуникации населения с органами власти. Это обусловлено активным внедрением телекоммуникационной сети Интернет в повседневную жизнь граждан Российской Федерации. В 2020 году количество пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Российской Федерации среди населения старше 15 лет составила 79,8 %. По данным отчета We Are Social и Hootsuite за 2022 год, россияне проводят в интернете 7 часов 48 минут ежедневно, находясь на 9 месте в рейтинге стран мира по ежедневному времени, проведенному в интернете [3].
Особое внимание со стороны авторов уделяется проблемам открытости органов государственной власти при взаимодействии с гражданским обществом. Данная проблема освещается в научных работах Е. И. Бутаковой и М. А. и Чаплыгиной, О.Н. [4], Митрофановой и Д. А. Маркиной [5], Э. А. Зориной и П. Б. Кононенко [6], И. Е. Каришиной и В. М. Железновой [7]. Они выделяют проблему открытости со стороны органов власти перед институтами гражданского общества, а также отсутствие эффективного взаимодействия государства и населения в современной России. При этом, авторы описывают новые возможности политической коммуникации и взаимодействия благодаря интернет-технологиям.
Также, данная проблема была упомянута в работе А. С. Сабаниной и Л. И. Комаровой [8], они рассматривали метод использования социальных сетей с целью обеспечения открытости органов государственной власти и улучшения взаимодействия между ними и гражданским обществом.
Более подробно тема личного бренда государственных гражданских служащих раскрыта в исследовании Ю. Г. Лесных [9]. Он проанализировал социальные сети Губернатора, министра культуры и министра спорта Краснодарского края и доказал отсутствие контакта с населением из-за неэффективного ведения социальных сетей органами власти. Данное исследование послужило основой для выдвижения гипотезы об отсутствии обеспечения открытости органов государственной власти перед гражданским обществом.
Проанализировав ряд научных работ, можно сделать вывод, что данное направление развития предполагает прозрачность, открытость и подотчетность органов государственной власти перед населением, которые выступают в роли потребителя. В этом случае информационное взаимодействие помогает получать гражданам достоверную информацию о деятельности органов государственной власти, которые, с помощью этого, получают обратную реакцию населения на свою деятельность и принятые решения.
Одной из главных проблем в реализации информационной политики является отсутствие полного удовлетворительного информационного взаимодействия между органами государственной власти и гражданским обществом.
Таким образом, у населения существует определенная потребность в электронном взаимодействии с властью, а власть, в свою очередь, должна совершенствовать формы информационного взаимодействия с населением. В настоящее время этому вопросу уделяется много внимания, ведь процесс развития информационной политики государства неразрывно связан с развитием всего общества.
Литература:
- Сильченко, А. В. Теоретические подходы к исследованию информационной политики / А. В. Сильченко // Инновация. Наука. Образование — 2021. — № 29 — С. 1252–1255.
- Digital 2022: октябрьский глобальный отчет statshot // Глобальная цифровая аналитика. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-october-global-statshot.
- Бутакова, Е. И. Повышение информационной открытости органов государственной власти / Е. И. Бутакова, М. А. Чаплыгина // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика — 2018. — № 2 — С. 10–14.
- Митрофанова, О. Н. Информационная открытость органов власти / О. Н. Митрофанова, Д. А. Маркина // Инновационная экономика и право — 2019. — № 13 — С. 41–49.
- Зорина, Э. А. Информационная открытость органов власти субъектов Российской Федерации в сравнительной перспективе / Э. А. Зорина, П. Б. Кононенко // Студенческие Смольные чтения — 2020. — № 13 — С. 124–138.
- Каришина, И. Е. Особенности применения цифровых технологий как средства повышения информационной открытости органов государственной власти / И. Е. Каришина, В. М. Железнова // Налоги и финансы — 2020. — № 45 — С. 45–52.
- Сабанина, А. С. Социальные сети как инструмент обеспечения открытости органов власти / А. С. Сабанина, Л. И. Комарова // Вестник научной мысли — 2021. — № 3 — С. 46–50.
- Лесных, Ю. Г. Личные бренды государственных гражданских служащих как инструменты управления информационной политикой / Ю. Г. Лесных // Коррекционно-педагогическое образование — 2021. — № 27 — С. 130–133.