Стимулирование двигательной деятельности дошкольников посредством различных форм и методов работы в условиях детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 23.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Расторгуев, А. В. Стимулирование двигательной деятельности дошкольников посредством различных форм и методов работы в условиях детского сада / А. В. Расторгуев, А. А. Мезенок, Е. В. Филоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — URL: https://moluch.ru/archive/555/122039/ (дата обращения: 24.01.2025).

Препринт статьи



В статье авторы рассматривают различные подходы и методы, которые могут быть использованы для стимулирования интереса детей к физической активности.

Ключевые слова: ребенок, двигательная активность, семья, физическая культура

Сегодня одним из ключевых направлений стратегического развития страны является сохранение и укрепление здоровья детей. Это направление регулируется и поддерживается рядом нормативно-правовых актов, включая законы Российской Федерации «Об образовании» (в частности, статья 51), закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольного образования. Кроме того, важную роль в этом процессе играют указы Президента России, такие как «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Эти документы создают правовую основу для реализации программ и инициатив, направленных на улучшение здоровья подрастающего поколения, что является важным фактором для устойчивого развития общества в целом.

Детский сад служит стартовой площадкой, предоставляя каждому ребенку возможность осознать свои интересы и определить, в каком направлении он хочет развиваться в будущем. Важным аспектом этого процесса являются занятия физической культурой, которые требуют не только физической активности, но и эмоционального настроя, а также внутренней мотивации. Эмоциональная поддержка и вдохновение играют ключевую роль в том, чтобы дети могли с радостью и увлечением заниматься спортом, что в дальнейшем способствует формированию здоровых привычек и активного образа жизни.

Анализ анкетирования родителей показал, что для детей дошкольного возраста характерны частые пропуски по болезни, слабая мотивация к занятиям физическими упражнениями и низкий уровень физической подготовленности. Кроме того, «изнеженное» воспитание в семье и низкая мотивация родителей к двигательной активности формируют отставание в развитии двигательных способностей детей, быструю утомляемость при физической нагрузке.

Одной из наших первостепенных задач было повышение мотивации двигательной активности дошкольников.

Основными мотивами двигательной активности у детей на этапе начальной физической подготовки мы выделили:

— положительное отношение к инструктору по физической культуре,

— общение со сверстниками (развитие положительных спортивных традиций группы; стимулирование дошкольников поощрениями; отражение в наглядной агитации успехов воспитанников детского сада);

— разнообразие досуговой деятельности;

— привлечение родителей к активному участию в совместных мероприятиях.

Отношение дошкольников к инструктору по физической культуре определяется его личностными качествами и поведением. Таким образом, поведение и деятельность инструктора является важнейшим фактором формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям физкультурой и спортом.

Для повышения мотивации дошкольников педагоги используют свои авторские находки, которые помогают заинтересовать детей и достичь эффективных результатов. Это различные нетрадиционные физкультурное оборудование, а сменно пособия для развития координационных способностей.

Координационный круг , координационное поле направлены на развитие скорости, смену направления движения, координацию, скорость принятия решения, а также каких-то специфических навыков, характерных для того или иного вида спорта.

Игра «крестики-нолики» с использованием игрового поля направлена на соединение двигательных умений и умственных способностей, умение быстро переключиться и грамотно выстроить план действий. Чтобы было интереснее для детей, делаем (рисуем или наклеиваем) два поля, расположенные рядом.

Берем фишки в количестве 9 шт., по три разных цвета., раскладываем на площадку. Пример раскладки под названием «БЫЛО» (Рис.1)

Правила: Ребенок стоит на расстоянии 10 метров от поля с фишками, по сигналу начинает движение, выполняя задания двигаясь до фишек (бег, прыжки и т. д.) подбегая к полю он за один раз может переставить фишки местами по горизонтали или вертикале, после возвращаясь на стартовую линию и начинает круг заново пока не получится по три одинаковых полоски в ряд как на картинке «СТАЛО» (рис. 1).

Игровое поле для игры «крестики-нолики»

Рис. 1. Игровое поле для игры «крестики-нолики»

Использование современного физкультурного оборудования, как степ-платформа, повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик. Но самое главное достоинство степ-аэробики — её оздоровительный эффект.

Степ-платформы могут быть эффективным инструментом для стимулирования двигательной активности у детей дошкольного возраста. Вот несколько способов их применения:

— Игровые упражнения: использование степ платформы в различных играх;

— Балансировка: хождение по краю платформы, чтобы развивать чувство равновесия и координацию. Можно использовать платформы разных высот для разнообразия;

— Эстафеты: с использованием степ-платформ, с выполнением различных заданий;

— Танцевальные активности: дети могут выполнять танцевальные шаги, поднимаясь на платформу и спускаясь с нее.

— Креативные задания: дети сами придумывают свои собственные способы использования платформ, что способствует развитию креативности и воображения.

— Командные игры: где детям нужно сотрудничать, чтобы выполнить задания с использованием степ платформ, что развивает навыки командной работы.

— Сюжетно-ролевые игры: включение платформы в сюжетные игры, например, как «острова» в море, по которым дети должны передвигаться, чтобы не упасть в «воду».

— Дыхательная гимнастика: после активных игр можно провести занятия по дыхательной гимнастике на степ платформах, что поможет детям научиться расслабляться и восстанавливать дыхание.

За продолжительный период работы в группах нашего учреждения сложились спортивные традиции, которые являются одним из мотиваторов повышения двигательной активности дошкольников и привлечения их к занятию спортом:

— проведение ежегодных шахматных и шашечных турниров,

— проведение спортивного праздника ко дню Защитников Отечества,

— осенние и весенние туристические походы;

— «Неделя здоровья»;

— семейная фотовыставка «Мои спортивные выходные»

Традиционными формами стимулирования дошкольников являются: грамоты, дипломы, памятные подарки, наклейки, детские медали, главная роль в любимой подвижной игре, звание «Лучший игрок…», пожатие руки, место на пьедестале.

Большим стимулом для дошкольников являются фотографии со спортивными достижениями сверстников. В старших и подготовительных группах широко используется педагогическая технология «Звезда дня». Педагог с воспитанниками своей группы определяют последовательность выступления детей. Один раз в неделю проходит выступление одного из детей группы «Звезда дня». Ребенок вместе с родителями готовит папку-портфолио. В ней содержатся фото, рисунки и все, о чем ребенок хочет рассказать о себе. В назначенный день ребенок рассказывает о своей семье, о друзьях, о достижениях (в том числе спортивных), о путешествиях, об активном отдыхе и т. д. После выступления дети задают вопросы выступившему ребенку и делятся своими эмоциями по поводу услышанного. Дети узнают о названиях видов спорта и секциях, о достижениях, о здоровом образе жизни в семьях.

Используем и другие способы мотивации воспитанников: фотовыставка спортивных достижений воспитанников, включение спортивных номеров в праздники детского сада, оформление презентаций о спортивных достижениях детей.

Досуговые мероприятия позволяют повышать эмоциональную насыщенность, актуализировать положительные эмоции у дошкольников, поскольку радость и удовольствие — одни из наиболее значительных факторов привлечения детей к двигательной активности.

Многолетней традицией является проведение осенних и весенних туристических походов на территории детского сада. А в последние два года практикуем туризм выходного дня. Несколько подготовительных групп (дети вместе с родителями и педагогами) совершают походы в горы, в лес, где все участники походов имели возможность установить палатки, развести костер, посоревноваться в скорости в соревнованиях. Ширится и семейный туризм. Многие воспитанники делятся впечатлениями, фото и видео отчетами в рамках выставки «Мои спортивные выходные».

В спортивные праздники и развлечения включаем совместные с родителями игры-эстафеты, соревнования. Детям нравится участие на равных со взрослыми. С желанием и интересом ждут следующих спортивных праздников, готовятся к ним.

Реализация детско-родительских проектов направлена на формирование мотивации к занятиям спортом, физическим упражнениям, воспитанию волевых качеств, укреплению здоровья. Спортивным проектом «Спорт в моей семье» смогли вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Были реализованы проекты по следующим направлениям: «Моя семья — моя команда», «Наши достижения в спорте», «На зарядку становись», «Наш спортивный образ жизни», «Активный отдых в моей семье».

Новые формы физкультурной работы с дошкольниками способствуют стимуляции активности и самостоятельности в двигательной деятельности детей, действуют на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес к физкультурной деятельности и положительно влияют на развитие ребёнка.

Литература:

1. Виноградова Н. А. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья: учебное пособие / Н. А. Виноградова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 144 с

2. Дьяченко, Г. Б. Развитие координации движений у детей 3–6 лет с использованием легкоатлетических упражнений: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Б. Дьяченко. — С.-Пб., 1992. — 19 с

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 304 с.

4. Ошкина, А. А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / А. А. Ошкина. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. — 72 с.

5. Рунова, М. А. Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке — М., 1988. — С. 7–11.



Задать вопрос