Статистические данные о росте количества детей в дошкольных образовательных организациях со стёртой формой дизартрии приводит в своей статье «Актуальные проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи детей» на сайте «Логопроект» Е. Ф. Архипова. Согласно её данным, среди детей дошкольного возраста с речевым нарушением — общее недоразвитие речи 50 % имеют стёртую форму дизартрии, а среди детей с фонетико-фонематическим недоразвитием этот процент достигает показателя 35 %.
Научные разработки в области изучения стёртой формы дизартрии связаны с именами таких исследователями, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, О. А. Токарева, Н. В. Артамонова, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская.
Н. В. Артамонова определяет стертую дизартрию как легкое расстройство фонетического и просодического компонентов речи, которые образовались вследствие негрубого нарушения иннервации артикуляторных органов. Ученый также считает, что причиной такого диагноза могут быть такие предположительные явления, как заболевания матери различными инфекциями или другими сложностями здоровья во время беременности, осложнениями в родовой деятельности, а также заболевания ребенка инфекциями, связанные с повреждением ЦНС [1].
А. А. Фахретдинова применяет в своем исследовании следующее определение данному термину: стертая дизартрия — это патология развития речи в виде расстройства фонетического и просодического компонентов речевых функций из-за микроорганического поражения головного мозга [5]. Автор выделяет три группы детей с данной патологией.
Таблица 1
Группы нарушений при стёртой форме дизартрии (классификация А. А. Фахретдиновой)
Группы нарушений при СФД |
Параметры |
1 группа — нарушения звукопроизношения и просодики |
— хороший уровень развития речи в целом; — недостатки в дифференциации предлогов; — ошибки в образовании приставочных глаголов; — нарушения слоговой структуры слова, а именно слова со сложной слоговой структурой (пуговица, сковорода, снеговик и т. д.). |
2 группа — нарушения звукопроизношения и просодической части речи, дополненное незаконченным процессом формирования фонематического слуха. |
— единичные лексико-грамматические ошибки; — трудности при восприятии заданий на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками; — словарь ниже возрастной нормы. |
3 группа — полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи; недоразвитие фонематического слуха |
— бедный словарь; — выраженные ошибки грамматического строя; — отсутствие связного высказывания; — трудности в усвоении слов различной слоговой структуры. |
Главной особенностью стертой дизартрии является факт обнаружения данного диагноза, который можно более точно определить у ребенка в возрасте 5 лет, подтвердить данный диагноз поможет невролог, и лечение должно быть комплексным (медицинским, психолого-педагогическим и логопедическим) [2].
Анализ специфики речевого развития при стертой форме дизартрии позволяет говорить о том, что всегда нарушенным в той или степени является звукопроизношение, фонематические компетенции, просодическая сторона речи.
Фонематические компетенции можно представить в форме фонематической системы, которая более широкая, в отличие простого фонематического слуха и восприятия. В фонематическую систему входят четыре фонематические функции, где кроме фонематического восприятия присутствуют фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления [3].
Особенности фонематических компетенций у детей со стертой дизартрией описаны автором учебного пособия «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» Е. Ф. Архиповой.
Таблица 2
Характеристика фонематических компетенций у детей со стёртой формой дизартрии (по Е. Ф. Архиповой)
Фонематические компетенции |
Характеристика |
Звукопроизношение |
— нечеткое артикулирование звуков; — смешение, искажение, замены, пропуски звуков; — частое межзубное или боковое произнесение звуков; — трудности в произношении сложно-слоговых слов. |
Фонематическое восприятие |
— трудности в различении близких по звучанию слов (слов-квазиомонимов); — неумение подобрать картинки на заданный звук, узнавание слогов; — неустойчивость слухового внимания; низкий уровень слухоречевой памяти. |
Фонематический слух |
— трудности в определении граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков — ошибки в дифференциации слогов с оппозиционными гласными: твёрдые — мягкие, звонкие — глухие. — в некоторых случаях трудности в дифференциации неречевых звуков. |
Фонематические анализ |
— ошибки в вычленения первого и последнего звуков в слове; — сложности в определение местоположения звука в слове. |
Фонематический синтез |
— несфомированнсть умения соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков |
По мнению Л. В. Лопатиной, дети с данной речевой патологией не подмечают все вышеперечисленные особенности в процессе говорения, с другой стороны, схожие дефекты в чужой речи или в записи, распознаются легче.
Е. Ф. Архипова отмечает: «Для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи». Следует отметить, что у детей со стёртой формой дизартрии нарушение фонематической системы является вторичным и степень их недоразвития зависит от выраженности дизартрического компонента.
Таким образом, к особенностям фонематических компетенций у детей со стёртой формой дизартрии можно отнести несформированность слуховой и произносительной дифференциации фонем, причем эти трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающих тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.
Кроме того, минимальные дизартрические нарушения ограничивают формирование тех умственных операций, которые являются составляющими фонематического восприятия (отсюда неспособность осуществлять фонематический анализ в умственном плане).
Нарушения в формировании фонематических компетенций приводят к тому, что дети со стертой формой дизартрии имеют недоразвитие нескольких компонентов речи, так как, кроме неспособности воспринимать на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи они приобретают отставание в развитии словаря, так как он не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.
Литература:
- Артамонова Н. В. Стертая дизартрия // Красота и медицина. — [М.] — 2023. — URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/erased-dysarthria (дата обращения 07.12.2024).
- Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2008. — 254 с.
- Васильева Н. С. Роль развития фонематических функций у детей со стертой дизартрией для дальнейшего обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2011. — № 11. — С. 177–181.
- Развитие фонематической компетенции // Русских Анна Викторовна. Учитель-логопед. — [Б. м.] — 2015–2024. — URL: https://govorun-nfds61.edumsko.ru/folders/category/19561 (дата обращения 07.12.2024).
- Фахретдинова А. А. Особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2024. — Т. 20. — С. 2931–2935.