Некоторые вопросы защиты прав осужденных в местах лишения свободы и осуществления прокурорского надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 22.01.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Третьякова, М. С. Некоторые вопросы защиты прав осужденных в местах лишения свободы и осуществления прокурорского надзора / М. С. Третьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 439-440. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122055/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье автор исследует некоторые особенности соблюдения прав осужденных лиц и реализации прокурорского надзора за пенитенциарной системой России.

Ключевые слова: права, человек, осужденный, места лишения свободы, прокурор, надзор, контроль, пенитенциарная система.

В современной пенитенциарной системе Российской Федерации, несмотря на постоянное реформирование, существует множество проблем в вопросах содержания осужденных лиц, что обусловлено множеством факторов, в том числе сложностью самой системы и недостаточным контролем со стороны уполномоченных органов. Таким образом, одним из постоянно актуальных вопросов современности является вопрос о соблюдении прав человека, отбывающего наказание в местах лишения свободы.

Права и свободы человека являются наивысшей ценностью современного демократического правового государства. В Российской Федерации указанные права закреплены в Конституции государства и распространяются абсолютно на каждого человека с его рождения, не является исключением и тот факт, что человек отбывающий наказание в местах лишения свободы также сохраняет все свои конституционные права, так как по своей сущности они являются неотделимыми от личности. Вместе с тем, физические лица, находящиеся в местах лишения свободы имеют некоторого рода «уязвимое положение» с точки зрения соблюдения законности, в связи с их отдаленностью от общества и изоляцией в связи с чем, органы прокуратуры с повышенным интересом осуществляют прокурорский надзор за пенитенциарной системой России. В соответствии с нормами права исследуемый вид надзора непосредственно осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами. Несмотря на законодательную проработку положений о прокурорском надзоре по исследуемой теме, в настоящее время в доктрине права и в законодательстве является дискуссионным вопрос о его пределах и предмете. В данной связи В. Н. Белик указал на то, что: «соблюдение прав и свобод осужденного лица, возложено на органы пенитенциарной системы и существует во взаимодействии с целями уголовно-исполнительного законодательства нашего государства, когда органы прокуратуры являются только вспомогательным элементом» [1, с. 95]. Вместе с тем, нельзя в полной мере разделять указанную позицию, в связи с особой ролью органов прокуратуры в механизме защиты прав человека в Российской Федерации. В специальной литературе под предметом прокурорского надзора исследуемого направления принято понимать: «контроль за обеспечением соответствия порядка содержания лиц в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы установленным законом требованиям, а также соблюдение определенных национальным законодательством прав и обязанностей лиц, лишенных свободы, порядка и условий их содержания в местах социальной изоляции» [2, с. 147]. С целью реализации надзора прокурор наделен не только общими полномочиями, но также в соответствии с нормами законодательства закреплены специальные полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Согласно данным статистики и анализа судебной практики, при осуществлении надзора прокурорами выявляется множество нарушений прав осужденных, совершаемых именно должностными лицами администраций исправительных учреждений, самым распространенным видом нарушений является несоблюдение санитарных норм, оказание несвоевременной медицинской помощи, проблемные вопросы режимного характера и другие [3, с. 27]. Указанные нарушения чаще всего выявляются при осуществлении проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры, а также при содействии уполномоченного по правам человека. Однако в большинстве случаев нарушения в пенитенциарной системе возникают из-за ее недостаточного финансирования, недостаточности кадров и сложностями кадровой политики, что не позволяет в полной мере реализовывать необходимые мероприятия и приводят к нарушениям прав осужденных лиц.

В условиях современной реальности, исходя из политической ситуации в мире, в частности из-за выхода нашего государства из Совета Европы и невозможностью защиты прав в Европейском суде по правам человека вопрос о защите прав, отбывающих наказание в местах лишения свободы, приобрел наибольшую актуальность, так как осужденные, как и другие лица лишились права на обращение в международную юрисдикцию, что по своей сущности обуславливает на необходимость создания механизма (органов) которые по своим полномочиям могли заменить ушедший институт, таким органом может стать именно прокуратура, исходя из ее базовых принципов деятельности.

В данной связи органы прокуратуры должны быть подвергнуты кардинальным изменениям, исходя из необходимой проработки деятельности, базовых принципов и полномочий, а также их расширения в целях восстановления прав не только осужденных лиц, но и любого нуждающегося человека на территории нашего государства. Вместе с тем, восстановление нарушенных прав не должно являться приоритетным направлением в связи с тем, что необходимо искоренять не «последствия», а искоренить причины, таким образом необходимым является именно проведение реформ в сфере совершенствования пенитенциарной системы, важным является вопрос увеличения ее финансирования, разработке новой кадровой политики, повышение уровня заработных плат сотрудников и другое.

Подводя итог ко всему вышесказанному, важно прийти к выводу о том, что по своей сущности прокурорский надзор за пенитенциарной системой является одним из специальных видов надзорной деятельности, которой в свою очередь присущи определенные особенности. Современные реалии диктуют необходимость реформирование пенитенциарной системы и органов прокуратуры в связи с необходимостью соблюдения и гарантированности конституционных прав человека, предложенные изменения позволят улучшить существующую систему.

Литература:

  1. Акчурин, А. В. Обеспечение прав осужденных средствами прокурорского надзора / А. В. Акчурин, С. В. Расторопов, А. П. Скиба. — Текст: непосредственный // Уголовно-исполнительное право. — 2023. — № 2. — С. 274–278.
  2. Карабанова, Е. Н., Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы / Е. Н. Карабанова, А. Г. Чобанаян — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы российского права. 2023. — № 3. — (148). — С. 146–154.
  3. Никитин, Е. Л. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, мест содержания задержанных и заключенных под стражу / Е. Л. Никитин, М. Н. Кустов. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2023. — 67 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): пенитенциарная система, место лишения свободы, прокурорский надзор, орган прокуратуры, Российская Федерация, кадровая политика, лицо, осуществление надзора, пенитенциарная система России, полная мера.


Похожие статьи

Задать вопрос