Агентский конфликт является характерной особенностью современной экономики и может возникать не только в крупных компаниях, а при рассмотрении любого бизнеса. Проблема наиболее полно раскрывается в отраслях и компаниях государственного значения, например, в нефтегазовой отрасли. В работе рассмотрена теоретическая сторона проблемы агентского конфликта, а также способы его разрешения при помощи механизмов финансового управления на примере компании ОАО «Газпром».
Ключевые слова: агентский конфликт, механизм финансового управления, экономика, нефтегазовая отрасль.
Введение
Современная экономика зависит от крупных компаний, которые при проблемах внутри них способен привести к краху целых секторов, а иногда и экономики отдельной страны. Среди множества проблем можно выделить агентский конфликт. Он проявляется, когда агенты, на которых возложена ответственность за обеспечение интересов принципалов, предпочитают использовать власть или полномочия для своей личной выгоды. В корпоративных финансах это можно объяснить как конфликт интересов, который имеет место между руководством компании и ее акционерами.
Подобная проблема в современном мире встречается часто, ее можно наблюдать практически в каждой организации, независимо от того, является ли она церковью, клубом, бизнесом или каким-либо государственным учреждением. Особенно остро этот конфликт проявляется в нефтегазовой отрасли, так как она является критически важной для государств, что характерно и для Российской Федерации. Проблему агентского конфликта можно решить за счет инструментов менеджмента, а именно механизмов финансового управления, которые активно применятся в этих компаниях, например, ОАО «Газпром».
Агентский конфликт — это конфликт интересов, который возникает, когда люди, заинтересованные в выполнении своих обязанностей, злоупотребляют своим авторитетом и властью в личных интересах. Это может быть решено только в том случае, если организации готовы принять сложные решения. У каждой организации есть свой собственный набор краткосрочных и долгосрочных целей и задач, которые они хотят достичь в течение заранее определенного периода времени. В этом контексте следует также отметить, что цели руководства не обязательно могут совпадать с целями акционеров.
Изначально концепцию агентского конфликта, объяснение которой стало эталоном, исследовали М. Дженсен и У. Меклинг в 1976 г в Америке [3]. Но с того времени определение устарело, и оно уже не применимо к объектам в современной экономике, а особенно к локальному рынку.
Поэтому с тех пор выходили новые публикации, которые дополняли концепцию агентского конфликта. Например, в публикации 2023 года за авторством Н. Н. Костенко рассматривается суть данного явления и отмечается, что у руководства организации могут быть цели, которые, вероятно, связаны с мотивом максимизации их личной выгоды, в то время как, с другой стороны, акционеры организации, вероятно, заинтересованы в максимальном увеличении их благосостояния [2]. Этот контраст между целями и задачами руководства и акционеров организации часто может стать основой агентских проблем.
Существует несколько разных типов агентского конфликта. В работе П. Д. Яковлевой рассматриваются корпоративные конфликты и большое внимание уделено противостоянию акционеров и управленцев. Для организации всегда важно отделить управление имуществом от управления, поскольку у них нет причин быть частью управления.
Отделение собственности от управления имеет бесконечные преимущества, поскольку оно не имеет никакого отношения к регулярным бизнес-операциям. Компания часто нанимает профессионалов для управления ключевыми операциями компании. Но наем посторонних может оказаться проблематичным для заинтересованных сторон. Нанятые менеджеры могут принимать несправедливые решения и даже злоупотреблять деньгами акционеров, и это может быть причиной конфликта интересов между ними и, следовательно, проблем с агентством.
Но это не единственная разновидность акционерного конфликта. В частности, в статье Сунь Ци исследован вопрос противостояния акционеров и кредиторов [6]. Акционеры могут выбирать рискованные проекты для получения большей прибыли, и этот повышенный риск может повысить требуемый показатель по долгу компании, и, следовательно, общая стоимость непогашенных долгов может упасть. Если проект провалится, держателям облигаций предположительно придется понести убытки, и это может привести к агентским проблемам с акционерами и кредиторами.
Существуют агентские конфликты, как указано в публикации К. В. Самохваловой [5]. Например, когда акционеры выступают против других заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны компании могут иметь конфликт интересов с другими заинтересованными сторонами, такими как клиенты, сотрудники, общество и сообщества. Например, сотрудники могут просить о повышении своей заработной платы, что, если заинтересованные стороны откажутся, может привести к возникновению агентских проблем.
Таким образом, проблема агентства — это конфликт интересов, который возникает, когда агенты не в полной мере представляют интересы директоров, так как у них могут быть собственные интересы.
Агентский конфликт очень часто проявляется в нефтегазовой отрасли. Можно привести в пример историю с Enron, которая была американской энергетической компанией, работавшей в период с 1985 по 2001 год. Его бухгалтерский скандал стал достоянием общественности в 2001 году, ознаменовав крах энергетического гиганта и означив одно из крупнейших банкротств предприятий в истории.
В 1992 году он стал позиционировать себя как ведущего поставщика газа в Соединенных Штатах. Это привилегированное положение на газовом рынке было обусловлено его действиями, поскольку Enron предоставила финансирование лобби для оказания влияния на Конгресс Соединенных Штатов. Благодаря этому была одобрена дальнейшая либерализация энергетического рынка. В рамках их практики бухгалтерского учета обязательства были преобразованы в активы, а ссуды — в доходы. Аналогичным образом, прибыль компании выходила за рамки бухгалтерского учета и была завышена.
Руководство использовало пробелы в регулировании бухгалтерского учета, проводя творческий учет. Благодаря этому стоимость акций компании увеличилась на 56 % в 1998 году и на 87 % в 2000 году. Таким образом, в 2000 году компания оценивалась более чем в 60 миллиардов долларов. Когда проблема неправильного учета стала известной, акционеры понесли серьезные финансовые убытки, что привело к серьезному агентскому конфликту.
Подобные проблемы не являются редкостью. Российская компания ОАО «Газпром» на общем собрании акционеров приняла решение приостановить выплату дивидендов за 2021 финансовый год «с учетом сложившейся ситуации», что привело к резкому падению акций компании, которые потеряли до 32,8 % своей прибыли.
«Акционеры приняли решение, что в сложившейся ситуации нецелесообразно выплачивать дивиденды за 2021 год, — заявил заместитель председателя совета директоров компании Фамиль Садыгов в своем Telegram-канале.
Большая часть уставного капитала компании (38 %) находится в руках государства. Именно этим эксперты объясняют такое спорное решение — правительство за счет привлечения дополнительных средств со стороны компании смогло пополнить бюджет в сложных условиях.
Как показывают приведённые примеры, агентские конфликты не являются редким явлением в нефтегазовой отрасли и могут серьезно повлиять на стоимость акции компании и экономику государства в целом.
Для решения агентского конфликта можно применять механизмы финансового управления. Финансовый менеджмент относится к процессу управления личными или организационными финансовыми ресурсами с целью максимизации прибыли и снижения затрат.
В целом, это процесс анализа доходов, расходов, активов, инвестиций и обязательств компании. Это позволяет предпринимателям принимать финансовые решения, которые позволят им достичь своих целей.
Управление финансами является неотъемлемой частью ведения бизнеса. Это набор решений, которые необходимо принять для обеспечения долгосрочного успеха. Важно тщательно оценить имеющиеся ресурсы и те, которые необходимы для достижения бизнес-целей. Хорошее финансовое управление также помогает предпринимателям анализировать финансовые риски, составлять и соблюдать бюджет.
Но это касается только хороших решений в этой области. В частности, ранее в работе речь шла о ранее крупнейшей нефтегазовой компании Америки. В попытке решения своей проблемы Enron начала применять сразу несколько механизмов финансового управления. В частности, руководство активно пыталось увеличить эффективность сотрудников, за счет покупки новых систем контроля за рабочим временем. К сожалению, это не приводило к повышению уровня ответственности, так как внедрение этих систем было совершено с ошибками. В частности, можно указать на тот факт, что по итогам оценки сотрудники штрафовались, но это было сделано без учета того факта, что они могли работать сразу на двух направлениях.
Правильное внедрение подобной системы может помочь с большей эффективностью выстроить процессы и компенсировать ущерб от ошибок со стороны сотрудников. Кроме того, она же может оценить решения руководства компании в конкретном финансовом выражении, а также установить взаимосвязь с ценой акции компании.
Еще одним механизмом финансового управления является проработка возможных сценариев. Финансовая команда разработает различные гипотетические сценарии, от самых оптимистичных до самых пессимистичных, чтобы оценить, сколько денег компания заработает, если эти условия будут выполнены. Основываясь на этих сценариях, финансовая команда оценит наилучший ответ и разработает наиболее подходящие планы, прогнозы и бюджеты.
Часто финансовая команда будет работать в сотрудничестве с другими отделами (такими как отделы продаж, отдела кадров, управления проектами или закупок) для разработки моделей, включающих данные о прогнозах продаж, расходах на персонал и стоимости запасов. Эта задача известна как связанное планирование. В случае с «Газпромом», руководство изначально хотело выплатить дивиденды, так как проведенный анализ показал, что это хорошо повлияет на репутацию. Но произошло вмешательство со стороны государства, у которого был контрольный пакет, так что нанятые менеджеры не смогли повлиять на дальнейшее падение акций.
Заключение
Причин агентских проблем может быть несколько. Эти причины отличаются от положения человека в компании. Основная причина этих проблем одна и та же во всех случаях несоответствия или конфликта интересов. Когда повестка дня акционера вступает в противоречие с повесткой дня других групп, проблема агентства определенно возникнет. В случае сотрудников причиной может быть невыполнение акционерами ожиданий сотрудников в отношении заработной платы, стимулов, рабочего дня.
Акционеры могут испытывать проблемы с менеджментом организации, когда решение руководства является спорным и приносит убытки вместо прибыли.
В случае клиентов причиной может быть неспособность акционеров соответствовать их ожиданиям, таким как продажа некачественной продукции, плохие поставки, высокие цены. В случае управления причинами проблем с агентом могут быть несоответствие целей, разделение собственности и управления.
Компании нефтегазовой отрасли имеют приоритетное значение для стран их нахождения, но в текущей реальности они сталкиваются с фундаментальными решениями относительно своей роли в мировой энергетической и экономической системе. Сложные времена порождают множество негативных факторов, которые сильно влияют на стоимость акций, повышают цену ошибки руководства и становятся причиной появления агентских конфликтов.
От правильного проведения финансового менеджмента зависит положение компании на рынке, существует список возможных решений по нормализации этой ситуации. Но даже самые эффективные инструменты, при неправильном внедрении могут привести к отрицательному результату, как это было в ситуации с Enron.
Литература:
- Грицай И. И. Агентская проблема в корпоративном управлении // Образование и право. — 2023. — № 2.
- Костенко Н. Н. Агентская проблема в корпоративном управлении: сущность, причины, основные подходы к разрешению // ЭСГИ. — 2023. — № 1 –C.37.
- Меджидова Г. Н. Концепции агентских конфликтов в финансовом менеджменте // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2017. — № 11.
- Равшанов А. С. Агентская проблема: проблема между собственниками (акционерами) и менеджментом компании // Экономика и финансы — 2020.
- Самохвалова К. В. Проблема агентских отношений в корпорациях, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в условиях рынка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 10 –C. 2.
- Сунь Ци Субсидиарная ответственность за ущерб акционеров, не внесший вклад перед кредиторами общества // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 4 — C. 184.
- Шевченко И. В., Пучкина Е. С., Толстов Н. С. Акционеры и менеджеры: конфликт интересов в российских корпорациях // Экономический журнал ВШЭ. — 2019. — № 1.