Проблема развития педагогических особенностей взаимодействия воспитателя с детьми в дошкольном образовании — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что педагогические особенности взаимодействия воспитателя с детьми в дошкольном образовании следует начинать именно в дошкольном возрасте, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Педагогам (специалистам) была предложена анкета-тест И. А. Романовой.
Оценивание проводилось по десятибалльной шкале. Количественная обработка данных анкетирования проводится с помощью метода перевода «сырых» баллов в процентную шкалу (сумма количества баллов/количество направлении * 100 %). Оценка идет по возрастающей: чем выше педагог оценивает уровень своей компетенции, тем более высокий балл он себе ставит (от 1 до 10).
По данным результатов анкетирования были составлены таблицы эффективности работы педагогов (специалистов) ДОО по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты анкетного опроса педагогов (специалистов) дошкольной образовательной организации.
Таблица 1
Выявление уровня профессиональной компетентности воспитателя ДОО
Направления работы воспитателя |
Уровень оценки профессиональной компетентности (от 1 до 10) |
Обогащение развивающей предметной и пространственной среды в группе |
6 |
Участие в диагностике интеллектуального развития детей |
5 |
Обобщение заданий специалистов (учителя логопеда, педагога-психолога) на основе тетради взаимосвязи |
4 |
Организация самостоятельного детского экспериментирования с учетом индивидуальных познавательных потребностей воспитанников |
7 |
Выполнение исследовательских проектов |
7 |
Создание условий для развития познавательной активности детей в группе (современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса) |
6 |
Организация взаимодействия с родителями с родителями |
6 |
Обобщение и анализ опыта своей работы по интеллектуальному воспитанию детей, презентация его на педагогических советах ДОО, РМО педагогов дошкольного образования |
7 |
Участие в разработке (корректировке) основной общеобразовательной программы — образовательной программы дошкольного образования |
5 |
Участие в разработке авторских технологий развития интеллектуальных способностей воспитанников |
3 |
Таким образом, воспитатели ДОО достаточно критически оценивают качество выполнения своих профессиональных обязанностей и имеют потенциал для повышения уровня своей профессиональной компетентности.
Воспитатели ДОО недостаточно обобщают и анализируют опыт своей работы по интеллектуальному развитию детей, представляя его на педагогических советах ДОО, не транслируют свой опыт педагогическому сообществу на разных уровнях. В педагогической практике воспитателей мало внимания уделяется исследовательской и самостоятельной экспериментальной работе детей. Педагоги недостаточно внимания уделяют проблеме организации предметно-пространственной развивающей среды групп, применения в образовательном процессе современных образовательных технологий. И совсем на низком уровне развития находится стремление к совершенствованию технологий, форм и методов осуществления образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Необходимо активизировать, работу с родителями с целью повышения качества развития познавательных способностей у дошкольников с применением интерактивных форм взаимодействия.
Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что педагогический коллектив МБДОУ № 25 достаточно критически оценивает свой вклад в процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, в соответствии с чем, имеется большой резерв для повышения качества работы педагогов.
После проведения диагностики с воспитателями детского сада обозначилась насущная необходимость разработки программы по улучшению педагогических условий взаимодействия педагога с детьми для увеличения уровня познавательной активности дошкольников.
На базе ДОУ № 25 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 25 г. Киржача Владимирской области нами была разработана программа по улучшению педагогических условий взаимодействия педагога с детьми для увеличения уровня познавательной активности старших дошкольников.
Предполагаемый результат
Дети
В результате проектной деятельности дети приобретут новый детский познавательно-творческий опыт, высокий и средний уровень развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. Развита любознательность желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
Педагоги
Повысят уровень знаний в вопросе познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Материал, который применяется в процессе работы с детьми доступен и понятен ими, и он направлен на решение проблемы.
Главный принцип работы данного проекта — это добровольность, активное участие во всех мероприятиях, беседах, спектаклях, праздниках, соблюдение педагогической этики, взаимопомощь.
А сейчас более подробнее рассмотрим план коррекционно — развивающей работы
Таблица 2
Этап |
Задачи |
Мероприятия |
Подготовительный этап |
– Изучить методическую литературу, интернет-ресурсы; – Подбор информации |
Анкетирование воспитателей |
Основной |
Повысить научно-методическую подготовку педагогов по внедрению программы развития познавательных и творческих способностей детей посредством развивающих игр; |
|
Заключительный этап |
Повторно изучить результаты диагностики |
Повторная диагностика воспитателей |
После проведения эксперимента нами было проведено повторное диагностическое исследование по методику, использованной в констатирующем этапе исследования.
Таблица 3
Выявление уровня профессиональной компетентности воспитателя ДОО
Направления работы воспитателя |
Уровень оценки профессиональной компетентности (от 1 до 10) |
Обогащение развивающей предметной и пространственной среды в группе |
9 |
Участие в диагностике интеллектуального развития детей |
8 |
Обобщение заданий специалистов (учителя логопеда, педагога-психолога) на основе тетради взаимосвязи |
7 |
Организация самостоятельного детского экспериментирования с учетом индивидуальных познавательных потребностей воспитанников |
10 |
Выполнение исследовательских проектов |
8 |
Создание условий для развития познавательной активности детей в группе (современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса) |
9 |
Организация взаимодействия с родителями с родителями |
9 |
Обобщение и анализ опыта своей работы по интеллектуальному воспитанию детей, презентация его на педагогических советах ДОО, РМО педагогов дошкольного образования |
8 |
Участие в разработке (корректировке) основной общеобразовательной программы — образовательной программы дошкольного образования |
7 |
Участие в разработке авторских технологий развития интеллектуальных способностей воспитанников |
7 |
В результате исследования уровня профессиональной компетентности воспитателя ДОО на контрольном этапе экспериментирования, мы видим повышении уровня оценки профессиональной компетентности, особенно в отношении создания условий для развития познавательной активности детей в группе (современные технологии, формы и методы организации педагогического процесса, организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО) и организации самостоятельной исследовательской деятельности детей. Что, на наш взгляд, свидетельствует об эффективности проекта разработанного и внедренного в практику работы ДОО. У педагогов выработалась постоянная потребность в совершенствовании профессионального мастерства, презентации опыта работы на различных уровнях.
Сравнительные результаты позволяют нам сделать вывод, что можно говорить об эффективности выбранных и созданных нами педагогических условий. Отмечается положительная динамика по всем показателям.
Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты позволяют нам сделать следующие выводы: у педагогов повысилось стремление создавать педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. У детей качественно вырос уровень развития познавательной активности по всем компонентам и показателям.
Литература:
- Айрапетов В. А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005.
- Алексеева Е. Е.: Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата; 2020
- Битянова М. Р., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. // Школьный психолог. — 2000. — № 30. — с. 17.
- Битянова М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] — М: Просвещение, 2007. — 125 с.
- Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А. И. Васильева. Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. — М.: Просвещение, 2000. — 321 с.
- Венгер Л. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей [Текст] / Л. Венгер, О. Дьяченко, Тарасова К. // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2. — С.9–14
- Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н. Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. — 2000. — № 1. — С. 21–39.
- Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст) / Л. М. Волобуева. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с.