Деятельность, связанная с повышенной опасностью, предполагает значительные материальные издержки. Железнодорожная перевозка представляет собой такую форму правоотношений, которая имеет связь с повышенной опасностью не только для субъектов, которые вовлечены в данную отрасль национальной экономики, но и для третьих лиц. В рамках настоящей статьи автором сделана попытка проанализировать специфику ответственности по договорам перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: договор, перевозка грузов, железнодорожный транспорт, перевозчик, отправитель, ответственность.
Транспортная стратегия, которая была утверждена на прогнозный период до 2035 года [1], говорит о том, что за последние годы в Российской Федерации был увеличен спрос на грузоперевозки. В частности, отмечается рост грузооборота по всем видам транспорта на 12 %, а по железнодорожному транспорту — на 13 %. При этом средний возраст грузовых вагонов в государстве составляет 12,4 года, а грузовых локомотивов — 24,2 года. Следует обратить внимание и на то, что загрузка большей части российских железных дорог практически равна предельному показателю эффективного использования пропускной способности, часть железнодорожной инфраструктуры требует ремонта (в настоящее время около 17 %).
Лица, являющиеся профессиональными участниками договорных отношений по осуществлению доставки грузов на железнодорожном транспорте, к которым, несомненно, относится ОАО «РЖД» с учетом всех обозначенных обстоятельств, подвержены императивному воздействию множества нормативных правовых актов.
Для того, чтобы защитить права и законные интересы участников правоотношений, связанных с доставкой грузов железнодорожным транспортом, необходимо обращаться к мерам защиты, среди которых можно выделить:
- страхование ответственности перевозчиков, отправителей и получателей грузов;
- сочетание механизмов ограниченной и повышенной ответственности;
- обеспечение единого правового регулирования в части сумм, которые подлежат уплате перевозчиком;
- упрощение процедуры получения отправителем или получателем груза компенсационных сумм.
При этом в научных трудах достаточно часто ученые высказываются о том, что недопустимым представляется установление максимального предела ответственности для перевозчика в связи с тем, что это создает риск длительного судебного разбирательства по каждому спору, вытекающему из доставки грузов, несвоевременной компенсации нарушений, которые были допущены перевозчиком на железнодорожном транспорте в рамках соответствующего соглашения, создаст риск банкротства для перевозчика [2].
Положительно воспринимается в науке нормативный подход, который предполагает определение средне рационального предела ответственности [3]. Это обусловлено тем, что подобный подход обеспечивает возможность учета интересов каждой стороны и позволяет оптимизировать процессы, протекающие в предпринимательской деятельности, связанной с доставкой грузов.
В свою очередь международные акты достаточно часто говорят о том, что пределы ответственности перевозчика в сфере железнодорожного транспорта ограничены таким размером возмещения, который перевозчик должен уплатить в случае утраты груза. Российский законодатель также склонен к обозначенной точки зрения, развивая ее в нормативных правовых актах.
Осуществляя перевозки на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД», будучи перевозчиком, при причинении ущерба грузу должен возместить ущерб в размерах, установленных ст. 96 УЖТ РФ. Если же ОАО «РЖД» допустит просрочку доставки груза, УЖТ РФ возлагает на него ответственность в форме пеней. Законодатель устанавливает, что размер пени исчисляется из платы за перевозку груза и будет составлять 6 % от нее за каждые сутки просрочки. При этом дополнительно УЖТ РФ ограничивает данный вид ответственности 50 % от общей платы за осуществляемую грузоперевозку.
Те обстоятельства, которые составляют основание для возникновения договорной ответственности ОАО «РЖД», должны быть удостоверены коммерческими актами, актами общей формы или же иными актами, о чем говорит ст. 119 УЖТ РФ. При этом не исключается возможность подготовки таких актов не только в письменной, но и в электронной форме.
Акт, подтверждающий наличие оснований для договорной ответственности ОАО «РЖД», должен быть составлен в следующие сроки:
- в день выгрузки или же в день выдачи груза его получателю — в случаях, когда ОАО «РЖД» осуществляет выгрузку в местах общего пользования;
- в день выгрузки — когда ОАО «РЖД» проводит выгрузку в местах необщего пользования, но при этом сам груз должен быть проверен в процессе выгрузки или же сразу после нее;
- в день обнаружения нарушения — при перемещении груза, то есть в пути следования [4].
Если акт не может быть составлен в обозначенные сроки, его необходимо подготовить в течение следующих суток. Подготовка таких актов осуществляется в 3 экземплярах, которые подготавливают для расследования обстоятельств, для выдачи получателю груза и для ОАО «РЖД».
Таким образом, ОАО «РЖД» в доставке грузов выступает в роли перевозчика. В случае нарушения договорных обязательств по грузоперевозке данный перевозчик несет ответственность в таком размере, который определяется на основании положений ст. 96 УЖТ РФ: по стоимости груза определяется ответственность в случае его утраты или недостачи, по сумме, на которую эта стоимость была снижена, ответственность определяют в случае повреждения или порчи груза. Аналогичные правила предусмотрены в случае грузоперевозки с объявленной стоимостью. Если же ОАО «РЖД» допустит просрочку доставки груза, УЖТ РФ возлагает на него ответственность в форме пеней, которые составляют 6 % за сутки просрочки, но всего не более 50 % платы за перевозку груза. Те обстоятельства, которые составляют основание для возникновения договорной ответственности ОАО «РЖД», должны быть удостоверены коммерческими актами, актами общей формы или же иными актами, о чем говорит ст. 119 УЖТ РФ.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ, 13.12.2021, N 50 (часть IV), ст. 8613.
- Кунгурина А. Ю. Защита прав на железнодорожном транспорте // Вестник науки и образования. — 2022. — № 2. — С. 4–11.
- Зурабишвили Л. К. Форма и содержание договора перевозки груза и пассажиров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 9. — С. 102–104.
- Приказ Минтранса России от 27.07.2020 N 256 «Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2020 N 60411) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.10.2020.