В данной статье рассматриваются методики диагностики коммуникативных навыков, применимые в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии аутистического спектра. Все представленные методики имеют свои особенности в применении: некоторые применимы к детям, не овладевшим языковыми средствами коммуникации, другие — концентрируют свое внимание на вербальных навыках общения. Статья поможет разобраться, какие методики вам удобней применять при диагностике речи у детей с расстройством аутистического спектра, и в каких случаях.
Согласно данным российского мониторинга, проведенного в 2022 году Министерством образования совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС [4], а также Центра по контролю и профилактике заболеваний США, опубликованных в 2023 году [9], наблюдается тенденция роста численности детей, имеющих расстройства аутистического спектра. Что подтверждают исследования, проведенные еще в 37 странах мира. [5] Именно это рождает потребность в более обширном изучении данного расстройства и способов работы с такими детьми.
По мнению ассоциации психиатров и психологов России «Расстройства аутистического спектра (РАС) — это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий». [2, с. 2] Данные расстройства делают работу логопеда особенно длительной и трудоемкой. К таким детям сложнее найти подход, тем более на начальной стадии — на стадии диагностики. У детей с РАС часто возникают трудности в общении, что делает диагностику их речевых навыков особенно важной. В последние годы разработано множество методик для оценки и диагностики речи у данной категории детей.
Основоположниками клинических исследований раннего детского аутизма в России являются С. С. Мнухин, А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев (1967). Проблемами развития детей с РАС занимались такие знаменитые ученые, как С. А. Морозов (2014), А. В. Хаустов (2007), К. С. Лебединская (1989), О. С. Никольская (1989), Е. Р. Баенская (1989), при их участии напечатаны несколько весомых коррекционных изданий, затрагивающих проблемы коммуникации таких детей. Неоценимую роль внесла Л. Г. Нуриева (2022), ее методические разработки позволяют развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь детей с РАС. Работы этих специалистов широко известны и могут применяться в качестве основы для дальнейшего изучения и практического применения для работы с этой группой детей. Многие из этих авторов работали над проблемой обследования коммуникативных навыков у детей с РАС.
Так С. А. Морозов рекомендует «проводить диагностику речевых нарушений у детей с РАС с самого начала пребывания ребёнка в учреждении. Сама диагностика должна быть комплексной (активное участие специалистов разного профиля, родителей, ближайшего окружения ребёнка, использование разных методов) и динамической (направленной на планомерное уточнение диагноза с учётом особенностей онтогенетического развития ребёнка, степени адаптации и коррекционной работы)». [3, с. 23]
В статье мы рассмотрим применение методик диагностики коммуникативных навыков детей с РАС, разработанные А. В. Хаустовым, Марком Сандбергом, Д. А. Щукинной, Чарити Роулендем.
Методика исследования коммуникативных навыков представлена А. В. Хаустовым в учебно-методической разработке «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». В ней описаны методы оценки: беседа, моделирование ситуаций общения, интервьюирование, соблазны и провокации вызывающие коммуникативное взаимодействие. Также представлена таблица уровней типичного развития, позволяющая оценить степень сформированности навыков общения. Оценивается результат по балловой шкале: «0» — навык не сформирован, «1» — навык частично сформирован (диагностируемый пользуется навыком не регулярно или частично), «2» — навык сформирован (используется в различных условиях). В итоге баллы суммируются. В графе «комментарии» записываются особенности, выявленные в процессе диагностики. В таблицу вносятся баллы на начало коррекционного периода и на конец периода, что позволяет отследить динамику коррекционной работы. Коммуникативные навыки разделены на 3 уровня:
1) Низкий уровень характеризуется способностью с помощью жестов, движений и мимики обозначать свои желания и эмоции, обращать на себя внимание.
2) Средний уровень представлен возможностью называть предметы, имена знакомых людей, действия, задавать и давать ответ на простые вопросы.
3) Высокий уровень присвоен умению строить более сложные высказывания, излагать события в прошедшем и будущем времени, описывать свои переживания, формировать диалог.
Опросник дает возможность наглядно увидеть проблемные области коммуникации у диагностируемых, и, соответственно, наметить дальнейшие направления работы. [7]
Интересна работа Марка Сандберга. В 2008 году Марк Сандберг разработал VB-MAPP (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program), для обследования навыков речи и социального коммуникации у детей имеющих расстройства в аутистическом спектре. [6] В основе программы лежит разбор речевого развития Б. Ф. Скиннера. VB-MAPP позволяет: понять, степень сформированности навыков ребёнка относительно типового развития; определить помехи в развитии нарушенных навыков, и какое вмешательство поможет скорректировать аномалию; проследить динамику процесса; разработать индивидуальную схему для развития ребенка. Навыки подлежат оценки в соотношении с 3 уровнями, основанными на ступенях развития нормотипичных детей:
- Первый уровень развития: от 0 до 18 месяцев. Оценка сформированности навыков этого уровня занимает 2–3 часа.
- Второй уровень развития: от 18 до 30 месяцев. Тестирование развития навыков 2 уровня продолжается 4–6 часов.
- Третий уровень развития: от 30–48 месяцев. Диагностика сформированности навыков третьего уровня занимает 10–12 часов.
Отслеживанию подвергаются 16 групп навыков. Всего оцениваются 170 пунктов. В программу включены более 30 страниц анализа возможных задач и подсобных навыков, необходимых для проведения коррекционной работы. Предназначена методика для работы с детьми до четырехлетнего возраста, но может применяться и к детям старшего возраста, если их общий уровень развития сопоставим с уровнем 4-летнего ребенка.
С точки зрения дефектологии интересна «Матрица общения» разработанная доктором Чарити Роуленд (Charity Rowland). [1] Методика была представлена Миру в 1990 году. На сегодняшний день существует интерактивный вариант матрицы, который по простоте использования доступен не только специалистам, но и сторонним от коррекционной работы людям. Предназначена разработка для документирования коммуникативных навыков у детей с множественными или тяжелыми нарушениями развития, чьи коммуникативные навыки находятся на ранних стадиях развития. Матрица делит коммуникацию на семь ступеней:
- Ненамеренное поведение. Поведение не контролируемое, но отражающее состояние диагностируемого. (От 0 до 3 месяцев)
- Намеренное поведение. Поведение контролируемое, но не используемое для общения. (От 3 до 8 месяцев)
- Нестандартное общение. Досимвольное поведение не применяемое для дальнейшего общения: (движение тела, выражения лица, простые жесты, намеренно издаваемые неречевые звуки). (От 6 до 12 месяцев)
- Стандартное общение. Досимвольное поведение, применяемое при дальнейшем общении: (Указывание пальцем, кивок головы, указывание взглядом, объятие). (От 12 до 18 месяцев)
- Конкретные символы. Звукоподражания, образные жесты, картинки для обозначения предмета. (От 18 до 24 месяцев)
- Абстрактные символы. Жесты, слова, шрифт Брайля. (От 12 до 24 месяцев)
- Язык. Грамматически верно составленные, словосочетания из 2–3 слов. (24 месяца)
Матрица описывает все виды коммуникации: досимволическую (выражение лица, направление взгляда, жесты, звуки, движения тела); вербальную (речь и её альтернативы). Результаты, полученные с помощью матрицы общения, могут помочь выделить как общую цель воздействия (к какому уровню общения стремиться), так и конкретные цели (к овладению какими видами коммуникации держать курс). Матрица не подходит детям с хорошо развитой языковой формой общения.
Из более современных разработок интересна работа Д. А. Щукиной: «Логопедическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра», в которой, представлена подробная схема вербального развития детей имеющих расстройство аутистического спектра. [8] В пособии разработан материал для обследования детей с РАС. Методика протестирована на большом количестве подопечных, и содержит в себе необходимый инструментарий для оценки не только речевых нарушений, но и когнитивных и сенсомоторных отклонений. Однако, разработка предназначена для детей владеющих вербальным средством общения. Полученные данные позволяют выявить структуру отклонения и выделить направления работы логопеда.
Методики диагностики речи у детей с РАС продолжают развиваться и адаптироваться к новым требованиям и вызовам. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и комбинировать различные подходы для достижения наилучших результатов. Будущие исследования в этой области должны сосредоточиться на интеграции различных методик и использовании мультидисциплинарного подхода.
Литература:
- Ветрова М. А., Ветров А. О., Мигачев А. С. Использование диагностического инструмента «Матрица коммуникации» в работе с ребенком с тяжелой осложненной формой аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 58–67. DOI: 10.17759/autdd.2024220108 DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220108
- Клинические рекомендации — Расстройства аутистического спектра — 2020 (14.08.2020) — Утверждены Минздравом РФ http://disuria.ru/_ld/10/1008_kr20F84mz.pdf
- Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. Учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования]Издательство: [Б. и.], 2014 г.
- Московский Государственный психолого-педагогический Университет. Федеральный ресурсныый центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Аналитическая справка о состоянии образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в субьектах Российско Федерации в 2022г. -23с https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/4263/analiticheskaya_spravka_monitoring_ras_2022_29_12_2022.pdf
- Научно-популярный журнал для всех, кто с вязан с темой аутизма в жизни или в профессии «Аутизм — это». Исследования превалентности аутизма и их связь с системой помощи. Часть 1 Текст: К.Новицкая, редактор: Юля Азарова https://autismjournal.help/articles/issledovaniya-prevalentnostirasstroystv-autisma-i-ih-svyaz-s-sistemoy-pomoschi?preview-access-token=sBDUFQFNuL2pk8EF6bkiLO8dZWwouhaaIYV7a8lZm3Y .
- Нигматуллина И. А., Борисова Н. С., Фролова А. С. Оценка базовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с помощью методики VB-MAPP // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 25–33. doi:10.17759/autdd.2021190103 DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190103
- Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст]: учебно-методическое пособие / Хаустов А. В. — Москва: ЦПМССДиП, 2010. — 88 с.; 21 см. — (Методическая библиотека); ISBN 978–5–904877–01–9
- Щукина Д. А. Логопедическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра: Учеб. –метод. Пособие. — М.: Редкая птица, 2019. — 192с. — (Логопед-практик).
- CDC Распространенность и характеристики расстройств аутистического спектра среди детей в возрасте 8 лет — Сеть мониторинга аутизма и нарушений развития, США, 2020 г. https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/72/ss/ss7202a1.htm?s_cid=ss7202a1_w ,