В статье представлены полученные в ходе эмпирического исследования данные по тематике связи временной перспективы и саморегуляции поведения в юношеском возрасте.
Ключевые слова: временная перспектива, саморегуляция, связь, юношеский возраст.
В ходе исследования была поставлена гипотеза, которая заключается в том, что существует связь между временной перспективой и саморегуляцией поведения в юношеском возрасте, а именно: чем выше показатели гедонистического настоящего, тем выше показатель гибкости чем выше показатель восприятия будущего, тем выше уровень программирования, чем выше показатель восприятия фаталистического будущего, тем ниже общий уровень саморегуляции, показатели моделирования и оценивания результатов.
Выборку эмпирического исследования составили 30 человек юношеского возраста (16–17 лет), учащихся МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода. Исследование проводилось в онлайн формате с использованием сервисов Google Forms.
Для определения особенностей саморегуляции поведения у лиц юношеского возраста использовалась методика «Стили саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой.
Для определения особенностей временной перспективы у лиц юношеского возраста была использована методика «Опросник временной перспективы» Зимбардо.
Математическая обработка результатов диагностики проводилась при помощи программы IBM SPSS Statistics 2021, для подтверждения или опровержения гипотезы был использован корреляционный анализ Спирмена.
После проведения исследования факторов временной перспективы среди 30 лиц юношеского возраста были получены следующие результаты. Исходя из результатов исследования, большинство опрашиваемых (63 %) имеют высокий показатель по шкале негативного прошлого, что говорит о пессимистичном отношении к прошлым событиям и воспоминаниям, которые могли носить травматичный характер или субъективно быть восприняты как негативные. Юноши с высокими показателями негативного восприятия прошлого чаще бывают подвержены депрессивным состоянием, имеют повышенный уровень агрессии и тревожности. У 37 % лиц юношеского возраста средний уровень восприятия негативного прошлого, что может говорить о ситуативной и умеренной фиксации на негативных событиях прошлого, восприятии прошлого как негативного лишь в некоторых ситуациях.
Фактор восприятия позитивного прошлого в средней степени выражен у 57 % опрашиваемых. Такие люди признают некоторые события прошлого как положительные, однако также признают многие моменты прошлого как негативные, неприятные, как те, которые хотелось бы изменить. У 43 % юношей фактор положительного прошлого не выражен, что говорит о том, что они редко принимают события прошлого как необходимые для развития, зачастую погружаются в депрессивные воспоминания, отрицают положительное влияние прошлого на их настоящее.
Низкий показатель по шкале фаталистического настоящего наблюдается у 27 % юношей, что может говорить об их активной позиции в настоящем, убежденности в том, что их жизнь зависит от их действий и готовности брать ответственность за свое будущее на себя. 27 % опрашиваемых, напротив, имеют высокий показатель по данной шкале, считая, что человек бессилен против воли судьбы и случая, редко признавая за собой возможность что-то изменить в жизни. Зачастую они не удовлетворены своим настоящим, но никак не могут это изменить в силу своих убеждений. Чуть меньше половины юношей, 46 %, считают, что есть сферы жизни, на которые они могут повлиять, но также есть вещи, которые от них не зависят, они действуют ситуативно.
Фактор восприятия гедонистического настоящего не выражен у 67 % юношей, большинство опрашиваемых отрицают значимость получения удовольствия от настоящего, часто жертвуют приятными моментами в настоящем, ориентируясь на получение вознаграждений в будущем. Для таких людей характерна способность планировать, более высокая организованность, контроль над собой. 27 % опрошенных могут умеренно позволить себе развлечения и приятные, спонтанные действия в настоящем, контролируя при этом свои действия и планируя будущее. У 6 % юношей данный фактор выражен, что говорит об их ориентации на удовольствие в настоящем, такие люди, как правило, отличаются низкой способностью взвешивать будущие последствия, импульсивностью, стремлением к поиску ощущений, при этом они довольно энергичны и активны.
20 % юношей получили высокие баллы по данной шкале. Это говорит о высокой мотивации на достижение будущих целей и вознаграждений у таких юношей, у них развита способность предвидеть будущие последствия, организованность, амбициозность. Зачастую у таких людей присутствует стресс, связанный с ощущением нехватки времени. У 74 % опрошенных средняя степень ориентации на будущее, что говорит об их умеренной ориентации на будущие события, среднем уровнем планирования, организации и понимания своих целей в будущем. У 6 % данный фактор не выражен, такие люди избегают заглядывать в свое будущее и предпринимать активные действия для достижения каких-либо успехов в будущем, ориентированы на настоящее либо застревают в воспоминаниях прошлого.
Рассмотрим результаты, полученные при исследовании стилей саморегуляции поведения в юношеском возрасте. У большинства опрошенных лиц юношеского возраста (70 %) средний общий уровень саморегуляции. Такие юноши в большинстве случаев адекватно реагируют на изменение условий в жизни, в средней степени способны компенсировать влияние своих особенностей на достижение поставленных целей, однако в отдельных ситуациях неспособны компенсировать какие-либо неблагоприятные условия, подвержены мнению окружающих и воздействию извне. У 17 % юношей общий уровень саморегуляции высокий, что говорит об их высокой степени осознанности, самостоятельности, гибкости, ориентации на достижение успеха, выработанности четких способов саморегуляции в разных ситуациях. У 13 % опрошенных уровень саморегуляции низкий, что может говорить об их подверженности внешним условиям и стрессам, низкой способности преодолевать неблагоприятные условия, более низкой успешности по сравнению с другими юношами.
30 % юношей имеют высокие показатели по шкале «Планирование», имеют четкие, реалистичные планы на будущее, способны грамотно и четко ставить цели, и предполагать пути их достижения. У 13 % опрошенных этот фактор не выражен, такие юноши часто меняют цели и имеют расплывчатые представления о своем будущем, что в подавляющем большинстве случаев препятствует достижению этих планов. 57 % юношей имеют средний показатель по данной шкале, что говорит об их способности формулировать цели и планировать будущее относительно четко либо в отдельных конкретных сферах, однако некоторые их представления также могут быть нереалистичны, расплывчаты, часто меняться.
По шкале «Моделирование» равное количество опрошенных (по 36 %) имеют как высокий, так и средний уровень, большинство юношей способны адекватно оценить свои способности и значимые условия для достижения той или иной цели, что способствует их более четкому представлению о своих планах и будущей программы действий, у 28 % юношей данный показатель не выражен, что может свидетельствовать о частой неадекватной оценке своих сил и внешних обстоятельств, частом уходе в свои фантазии вместо грамотного распределения своих действий.
У большинства лиц юношеского возраста (66 %) средний уровень выраженности такого стиля саморегуляции, как программирование. Они способны самостоятельно разрабатывать планы и продумывать способы достижения своих целей, во многих случаях могут перестроить планы, однако иногда их представления не отличаются достаточной четкостью и адекватностью, что может приводить не совсем к тому результату, который ожидался. У 27 % данный фактор не выражен, что говорит об их нежелании продумывать свои действия наперед, склонности действовать спонтанно, не зная к чему приведут их действия, такие юноши вместо того, чтобы продумать программу действий предпочитают действовать наугад, идти путем проб и ошибок. Лишь у 7 % высокий уровень по данной шкале, что характеризует их как способных детально продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, перестраивать свои планы адекватно возникающим обстоятельствам и корректировать свои действия в случае ошибок до получения желаемого результата.
По шкале «Оценивание результатов» у 40 % подростков высокие показатели. Они, как правило, способны адекватно оценить себя, свое поведение и свои действия, а также продумать и понять причины своих поступков, успехов и неудач. 53 % подростков способны в целом оценить и скорректировать свои действия и поведение, однако в некоторых случаях бывают недостаточно критичны, или наоборот, неадекватно критичны к себе, что зачастую ухудшает состояние и снижает уровень успешности их действий. 7 % подростков не умеют оценить себя объективно, а, следовательно, адекватно скорректировать свои действия, работать над собой.
По шкале «Гибкости» у половины опрошенных (53 %) выявлен низкий уровень, что характеризуется неспособностью приспособиться к быстро меняющимся условиям, среагировать и изменить уже построенные планы под влиянием внешней ситуации. У таких юношей неудачи часто связаны с тем, что они не успевают скорректировать свои действия и чувствуют себя неуверенно в условиях меняющейся среды. У 40 % средне развита способность перестроиться при неожиданной смене обстоятельств, а 7 % юношей комфортно чувствуют себя в постоянно меняющихся условиях и способны свободно подстраиваться и регулировать свои действия.
У 50 % юношей высокий уровень по шкале «Самостоятельности», такие люди способны автономно планировать, осуществлять и оценивать свою деятельность, не подвержены влиянию общественного мнения. 7 % опрошенных не могут продумывать свои действия самостоятельно, постоянно опираются на мнение окружающих, восприимчивы к критике, без контроля со стороны часто ошибаются и не могут самостоятельно принимать решения. 43 % опрошенных в некоторых случаях могут советоваться или опираться на мнение окружения, однако способны также принимать решения, организовывать свою деятельность самостоятельно.
Для подтверждения гипотезы был выполнен корреляционный анализ показателей обеих методик, направленный на поиск связи между шкалами результатов. Были получены следующие результаты. В результате проведенного анализа были выявлены статистически значимые обратные корреляционные связи по нескольким показателям (рис. 2.3). Так, была выявлена взаимосвязь с уровнем восприятия фаталистического настоящего с фактором общего уровня саморегуляции (r =-0,703, p ≤ 0,01), моделирования (r =-0,792, p ≤ 0,01) и оценивания результатов (r =-0,634, p ≤ 0,05), связь восприятия гедонистического настоящего с гибкостью (r =0,543, p ≤ 0,05), связь восприятия будущего с программированием (r =0,573, p ≤ 0,01).
Так, юноши с высоким показателем восприятия фаталистического настоящего имеют внешний локус контроля, считают себя неспособными повлиять на обстоятельства жизни и испытывают трудности в саморегуляции собственной деятельности, испытывают затруднения в объективном восприятии внутренних и внешних факторов, влияющих на достижение поставленных целей, им тяжело оценить результаты своей деятельности, оценка отличается недостаточной критичностью вследствие размытости границ собственной ответственности за собственную жизнь.
Юноши с более высоким показателем восприятия гедонистического настоящего, вследствие концентрации на настоящем моменте, имеют высокие показатели гибкости, легче воспринимают меняющиеся обстоятельства и способны менять свои планы и перестраивать свою деятельность в переменчивых условиях.
Юноши с высокими показателями восприятия будущего наиболее успешно способны программировать свою деятельность в будущем, ставить четкие цели и разрабатывать развернутые планы действий вследствие более четкого понимания возможных изменений в будущем.
Таким образом, показатели временной перспективы и восприятия времени связаны с показателями саморегуляции у лиц юношеского возраста, а именно: чем выше показатели гедонистического настоящего, тем выше показатель гибкости чем выше показатель восприятия будущего, тем выше уровень программирования, чем выше показатель восприятия фаталистического будущего, тем ниже общий уровень саморегуляции, показатели моделирования и оценивания результатов.
Литература:
- Слижевская, А. Н. Временная перспектива и особенности формирования отношения ко времени в юношеском возрасте [Текст] / А. Н. Слижевская, О. В. Гудименко, И. В. Лоткин // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134).
- Чистякова, Н. В. Особенности саморегуляции и принятия решения в юношеском возрасте [Текст] / Н. В. Чистякова // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации. Сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 222–228.