Статья содержит теоретическую информацию о развитии я-концепции в подростковом возрасте.
Ключевые слова: я-концепция, развитие, подростковый возраст.
У. Джеймс, американский исследователь, одним из первых изучил идею Я-концепции, внося большой вклад в разработку данной темы в психологии. Его теория гласит, что личность имеет «глобальное Я», которое содержит в себе две составляющих: я-сознающее (I) и я-как-объект (Me). Я-как-объект состоит из 4 частей: Я духовное, материальное, социальное и телесное. Все вместе они образуют неповторимый образ каждой личности, совокупность представлений человека о себе как о личности. Джеймс предлагал формулу оценивания личностью самой себя, исходя из сравнения достигнутых успехов и уровня притязаний [4].
Теория «зеркального Я» смогла получить развитие в трудах американского исследователя Дж. Г. Мида. В своей теории автор выдвигает центральным термином понятие активной деятельности. В трудах исследователя любая активная деятельность описывается с точки зрения социальных взаимоотношений, которые связывают между собой людей в социуме. В своих трудах, социолог подчеркивает, что основу человеческого социума составляют социальные действия, которые выступают неким фундаментом, скрепляющий сознание и самосознание человека.
Согласно теории А. А. Реана, подростковый возраст играет ключевую роль в формировании личности человека, его самосознания и дальнейшего развития. Ученый указывает в своих трудах на то, что в процессе подросткового возраста личность формирует индивидуальную и независимую оценочную систему взглядов на мир и на самого себя в частности. Данный возраст по мнению автора также примечателен развитием рефлексии личности, а также способностей к собственной оценке событий и самого себя. Подростковый возраст предстает в теории автора как этап, формирующий чувство собственной значимости для человека, он начинает чувствовать себя уникальным и важным, для себя. Смена ориентации внешнего оценивания на систему внутренних оценок также характерна для данного возраста, по мнению автора [5].
Подростковый возраст предлагает важные изменения в сфере самосознания для человека, благодаря чему, данный этап жизни является одним из самых важных возрастных периодов в формировании личности. Подобные бурные и быстрые перемены имеют сильное влияние на подростка во всех отношениях, как внутренних, так и внешних. При осмотре трудов Б. Г. Ананьева, можно выделить что автор рассматривал в данном возрасте проблемы самосознания, подчеркивая то, что подросток становится для себя неким объектом познания. В трудах автора данный возраст порождает личную систему оценивания самого себя, которая не будет ссылаться на внешнюю оценку и отражает при этом отношение личности к себе. В данном возрасте происходит перераспределение ценностей, а также формирование самоуважения и в дальнейшем происходит потребность в данном чувстве.
Согласно исследованиям А. А. Реана, подростки испытывают острую необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимодействия с окружающими взрослыми — «взрослый и взрослый». Если этого перехода не происходит, подростки начинают испытывать психосоциальную дезадаптацию, происходит нарушение в самооценке подростка и в его я-концепции в целом [10].
На данном этапе формирования личности, Я-концепция претерпевает серьезные изменения, что является для подростка стрессовой ситуацией. Я-концепция, сформированная на более ранних этапах жизни, под влиянием перемен в физическом и психическом развитии, вынужденно изменяется, подстраивается под особенности подросткового этапа. На первый план выходит общение с группой сверстников, и особенности взаимоотношений с одноклассниками и друзьями оказывают колоссальное влияние на я-концепцию подростка.
В подростковом периоде самооценка приобретает качественно новые функции. Подросток начинает осознавать себя как индивидуальность, как личность, которой присущи какие-либо качества. Знания о себе становятся обобщенными, подросток осознает свою деятельность, особенности своих отношений с социумом. В этот период происходит переход от детства к взрослости. Возрастает самостоятельность ребенка, отчего подросток по-новому видит себя, у него появляется желание разобраться в себе [9]. В этом возрасте происходят глобальные изменения как в физическом, так и в психическом состоянии ребенка, меняются и условия его жизни. Появляются новые формы поведения, меняется ведущий тип деятельности, на первый план выходит общение со сверстниками [6].
А. Е. Личко считал, что у подростков появляется характерная поведенческая черта — реакция эмансипации. Это значит, что подростки стремятся освободиться от влияния окружающих взрослых, будь то родители или учителя, но подросток при этом не старается противиться им, он скорее пытается стать им равным [8].
Самооценка и я-концепция тесно связаны друг с другом, и в подростковом возрасте они имеют свои особенности. Как мы видим из вышеизложенного, они очень сильно зависят от ситуации, в которой находится подросток, и в зависимости от этого могут очень сильно меняться. Перемены эти в подростковом возрасте происходят крайне быстро, и влияют на них отношения подростка с окружающими сверстниками и взрослыми людьми.
В подростковом возрасте возникает необходимость в поддержке и принятии другими людьми опыта и поведения для дальнейшей их концептуализации в собственном «я» [7]. Таким образом, я-концепция играет важную роль в развитии и становлении личности. Она связана с самооценкой, самосознанием, уровнем личной зрелости, идентичностью. Я-концепция способствует приобретению внутренней согласованности личности, формирует целостность личности [3]. Степень отчетливости и устойчивости Я- концепции определяется ее ясностью, которая отражает внутреннюю согласованность представлений личности о самой себе [1].
Степень ясности выражается в репрезентации заложенных в концепции характеристик. Ясность я-концепции как характеристика стабильности личностных черт тесно связана с самооценкой личности. Она отражает уровень последовательности и стабильности оценки собственных личностных черт, способностей и качеств, а также концептуализации себя. Ясность я-концепции играет важную роль в становлении личности. Индивиды с высокой степенью ясности я-концепции обладают большей уверенностью в понимании себя и последовательно описывают свои характеристики. Высокая ясность я-концепции проявляется в психологической стабильности и благополучии личности [2], наличии творческого воображения, четкости идентификационных позиций и высоком уровне самооценки [1].
Индивиды с низкой степенью ясности опираются на социальные стандарты репрезентации собственного «я», сравнивают свою внешность с другими и на основе этого искажают собственный образ «я». Такие индивиды более уязвимы для внешних источников самоопределения, что приводит к неудовлетворенности своей внешностью и телом. Избегание привязанностей также связано с низкой самооценкой и низким уровнем ясности я-концепции. Близкие люди помогают прояснить я концепцию и понимание собственной личности. При этом обратная связь поддерживает существующий уровень ясности. Уровень ясности я-концепции в значительной мере оказывает влияние на конструирование образа «я», так как именно ясность понимания собственного «я» определяет параметры репрезентации [2].
Литература:
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс // М. Прогресс — 2013. — 422 с.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: пер.с англ. [Текст] / Р. Бернс // Общая ред. и вступит. сл. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс. — 1986. — 420 с.
- Блохина, Т. С. Соотношение понятий «я-концепция» и «образ Я» [Текст] / Т. С. Блохина // Теория и эмпирия. Акмеология. — 2017. — № 3, С. 23- 28.
- Захарова, А. В. Психология формирования самооценки. [Текст] / А. В. Захарова // М. МГППУ. — 2007. — 100 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. // М. Смысл; Академия. — 2005. — 352 с.
- Мид, Дж.Г. Избранное: сборник переводов. [Текст] / Дж. Г. Мид // М. ИНИОН РАН. — 2014. — 290 с.
- Орлов, А. А. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека [Текст] / А. А. Орлов // Вопросы психологии. — 2016. — № 2. — 69–74 с.
- Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: спецкурс. [Текст] / С. Р. Пантелеев // М. Издательство МГУ. — 1991. –100 с.
- Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста [Текст] / А. М. Прихожан. // М. — 2007.
- Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н. И. Сарджвеладзе. // Тбилиси: «Мецниереба». — 1989. — 206 с.