Эмпирическое исследование самоотношения подростков с разной степенью ясности я-концепции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 25.01.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Шаблиевский, М. Ю. Эмпирическое исследование самоотношения подростков с разной степенью ясности я-концепции / М. Ю. Шаблиевский, А. И. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 316-317. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122085/ (дата обращения: 31.01.2025).



В статье представлены данные по эмпирическому исследованию самоотношения подростков с разной степенью ясности я-концепции.

Ключевые слова: самоотношение подростков, я-концепция, подростковый возраст.

Гипотеза исследования: существуют различия в самоотношении у подростков с разной степенью ясности я-концепции, а именно: подростки с высокой степенью ясности я-концепции имеют более высокие показатели глобального самоотношения, самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия и самопонимания, чем подростки с низкой, средней и средней ближе к низкой или высокой степени я-концепции.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатов Курской области. В исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 14–15 лет.

Для изучения самоотношения подростков была использована «Методика исследования самоотношения» за авторством С. Р. Пантилеева.

Для определения уровня ясности я-концепции была использована «Методика изучения ясности «я-концепции» (Self-Concept-Clarity — SCC) за авторством Дж. Кэмпбелла.

Для поиска статистически достоверных различий был использован Н-критерий Краскела-Уоллиса в программе IBM SPSS Statistics 25.

После проведения исследования уровня ясности я-концепции были получены следующие результаты. Около трети подростков (33 %) имеют среднюю, ближе к низкой степень ясности я-концепции. Подростки, обладающие степенью ясности я-концепции ниже среднего, как правило, не уверены в наличии или отсутствии у себя тех или иных качеств либо в степени их выраженности, плохо понимают особенности своего характера и поведения, нечетко и с осторожностью описывают себя при необходимости.

Чуть меньше трети подростков (27 %) имеют высокий уровень ясности я-концепции и характеризуются четким, полноценным пониманием себя, своих черт характера и особенностей поведения, имеют сформированный и непротиворечивый собственный образ, отличаются стабильным поведением в различных социальных ситуациях. Вследствие стабильного и четкого понимания себя они обычно испытывают меньшую потребность в оценке себя со стороны и ориентации на мнение окружающих в своем образе и поведении.

Около 17 % опрошенных имеют степень ясности я-концепции среднюю, ближе к высокой, что в целом говорит об их стабильном и целостном образе «Я», который под влиянием каких-либо сильных воздействий со стороны может незначительно меняться.

23 % подростков имеет средний уровень ясности я-концепции, что говорит об их частичном понимании самих себя и относительно сформированном внутреннем образе «я», при том, что этот образ может быть недостаточно четким или меняться в определенных ситуациях либо под давлением извне.

Рассмотрим результаты, полученные при исследовании у подростков особенностей самоотношения. Средний балл по шкале глобального самоотношения находится в среднем диапазоне ближе к высокому показателю.

Общий показатель самоуважения у опрошенных также средний, но чуть ближе к низкому уровню.

Общий показатель аутосимпатии для данной выборки находится на среднем уровне.

Средний балл по шкале ожидаемого отношения также находится в среднем диапазоне, но чуть ближе к низкому, что говорит о том, что опрошенные в зависимости от ситуации они могут быть как уверены, так и не уверены, что окружающие доброжелательно отнесутся к отдельным их поступкам или особенностям характера и поведения.

Средний уровень среди опрошенный по шкале самоинтереса близок к высокому, опрошенные в большей степени испытывают выраженный интерес к самим себе, стремление узнать себя лучше, общаться с собой «на равных» и уверенность в том, что они интересны для других людей.

По шкале самоуверенности среди опрошенных подростков значение в основном среднее, подростки в зависимости от ситуации стремятся быть уверенными в своих достижениях, самостоятельности, надежности, однако довольно часто испытывают сомнения в себе и своих силах, чувствуют высокую внутреннюю напряженность.

По шкале отношения других также в целом общий показатель по выборке находится на среднем уровне, что может говорить о том об умеренном стремлении большинства подростков в той или иной степени вызвать уважение к себе от окружающих, установку на получение одобрения от социума, готовность что-то делать, чтобы чувствовать себя принятым окружением.

По шкале самопринятия средний балл среди опрошенных близок к высокому, большинство подростков в выборке испытывают потребность в самопринятии, стремятся к дружескому отношению и согласию с самим собой.

По шкале саморуководства общий балл соответствует среднему уровню, часть подростков стремится к большей самостоятельности и самодостаточности, взращивают свой внутренний стержень и стремятся к тому, чтобы взять ответственность за свою жизнь в свои руки, а часть испытывает недостаток саморегуляции, считает себя жертвой внешних, неподвластных им жизненных обстоятельств.

Средний балл по шкале самообвинения ближе к низкому, это говорит о том, что в среднем большинство подростков в выборке не испытывают склонности к самообвинению и не акцентируют излишнее негативное внимание на своих неудачах, однако ситуативно в некоторых значимых случаях все же могут обвинять себя и заниматься самобичеванием.

Согласно результатам, так как средний уровень среди опрошенных по шкале самопонимания довольно близок к высокому, подростки в значимой степени стремятся активно познать себя больше и глубже, анализировать себя и наполнять свой внутренний мир, предпринимая для этого какие-то действия, однако в некоторых сферах может быть переоценка своего духовного «я» или сомнении в ценности собственной личности.

По шкале самопонимания общий показатель среди подростков на среднем уровне.

Для подтверждения гипотезы был выполнен поиск значимых различий в выраженности показателей самоотношения у подростков с разным уровнем ясности я-концепции. Для поиска статистически достоверных различий был использован Н-критерий Крускала-Уоллиса в программе IBM SPSS Statistics 2021.

В результате проведения статистического анализа были обнаружены значимые различия по нескольким показателям. Так, достоверные различия по шкале «Глобальное самоотношения» у подростков с разной степенью ясности я-концепции говорят о преобладании положительного самоотношения у подростков с высокой степенью я-концепции (Нэмп=13,061, p≤0,01). Подростки с высокой степенью самоидентичности и четким сформированным индивидуальным образом «я» склонны к более положительному и устойчивому самоотношению в целом, не подвержены влияниям на степень самоотношения со стороны.

Существуют также статистически значимые различия в таких показателях, как самоуважение (Нэмп=10,125, p≤0,05), аутосимпатия (Нэмп=9,036, p≤0,05) и самоинтерес (Нэмп=12,256, p≤0,01) при разном уровне ясности я-концепции.

Значимые различия были выявлены в показателях шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «я», а именно: Самоуверенность (Нэмп=14,467, p≤0,05), Самопринятие (Нэмп=12,723, p≤0,01), Самоинтерес (Нэмп=6,811, p≤0,05), Самопонимание (Нэмп=9,438, p≤0,05). Найденные различия говорят о преобладании у подростков с высокой степенью ясности я-концепции значимости отношения к себе в данных сферах и готовности предпринимать действия для их развития.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существуют различия в самоотношении у подростков с разной степенью ясности я-концепции, а именно: подростки с высокой степенью ясности я-концепции имеют более высокие показатели глобального самоотношения, самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самоуверенности, самопринятия и самопонимания, чем подростки с низкой, средней и средней ближе к низкой или высокой степени я-концепции.

Литература:

  1. Бернс, Р. Развитие я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс // М. Прогресс — 2013. — 422 с.
  2. Блохина, Т. С. Соотношение понятий «я-концепция» и «образ Я» [Текст] / Т. С. Блохина // Теория и эмпирия. Акмеология. — 2017. — № 3, С. 23- 28.
  3. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки. [Текст] / А. В. Захарова // М. МГППУ. — 2007. — 100 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ясность я-концепции, подросток, IBM, SPSS, уровень ясности я-концепции, глобальное самоотношение, общий показатель, различие, среднее, SCC.


Ключевые слова

я-концепция, подростковый возраст, самоотношение подростков

Похожие статьи

Задать вопрос