Педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве училища | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 22.01.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Александрова, Е. П. Педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве училища / Е. П. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122098/ (дата обращения: 23.02.2025).



В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия и характеристика взаимоотношений воспитателя и воспитанников в условиях образовательного учреждения закрытого типа с круглосуточным проживанием обучающихся. Важнейшим условием формирования личности воспитанника является создание определенной непрерывной деятельности воспитательного воздействия, поскольку воспитанник во время как учебных, так и самостоятельных и внеклассных занятий находится под наблюдением и контролем воспитателя. Приоритетной целью взаимодействия воспитателей и воспитанников является личностное взаимообогащение, развитие нравственных отношений, воспитательных возможностей коллектива. У воспитанников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы. Сотрудничество и диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников в училищном коллективе возможно при организации их совместной деятельности, которая становится действенным фактором и положительным результатом воспитания. Статья обобщает практический опыт взаимодействия воспитателя с воспитанниками училища. Раскрыты условия, пути, качества, преимущества тесного слаженного сотрудничества.

Ключевые слова: воспитательный процесс, воспитатель, сотрудничество, развитие коллектива, взаимодействие.

The article discusses the main aspects of interaction and characteristics of the relationship between the educator and pupils in a closed educational institution with round-the-clock accommodation of students. The most important condition for the formation of the pupil's personality is the creation of a certain continuous activity of educational influence, since the pupil is under the supervision and control of the educator both during lessons and during independent and extracurricular activities. The priority goal of interaction between educators and pupils is personal mutual enrichment, the development of moral relations, educational capabilities of the team. The pupils form an attitude towards themselves and other people as creators of common benefit. Cooperation and dialogical interaction of teachers and pupils in the school team is possible when organizing their joint activities, which becomes an effective factor and a positive result of education. The article summarizes the practical experience of interaction between the teacher and the students of the school. The conditions, ways, qualities, advantages of close coordinated cooperation are revealed.

Keywords: educational process, educator, cooperation, team development, interaction.

В настоящее время современная Россия переживает один из непростых исторических периодов, кардинально и стремительно меняется политически и экономически; меняются также духовные и материальные ценности. И, конечно же, все происходящие изменения затрагивают систему обучения и воспитания молодежи. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, доброте и милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными качествами личности.

Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что обучение вторично по отношению к воспитанию. Важно воспитать полноценного гражданина, т. е. человека, который должным образом относится к своей семье, друзьям, обществу, родине. Формирование гражданственности означает формирование отношения человека к неким фундаментальным основам. Это формирование привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, воспитание уважительного отношения к языку своего народа, его традициям, историческому прошлому, гордости за его достижения. Это формирование чувства долга перед Родиной, готовности к ее защите, отстаиванию ее интересов и независимости, воспитание уважения к символам государства, его законам, нормам общественной морали [2].

В связи с происходящими изменениями система образования России начала искать эффективные формы и методы обучения и воспитания. Качественное образование и воспитание — это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. И сегодня со всей определенностью можно сказать, что в третьем тысячелетии в России вновь оказался востребованным такой тип образовательных учреждений, как кадетские училища, корпуса, школы-интернаты, позволяющие создать новую модель образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Впервые за последнее десятилетие у обучающихся появилось право выбора образовательных учреждений.

Одним из таких учебных заведений стало открытое в 2010 году Оренбургское президентское кадетское училище. Учеба в училище — это новый этап в жизни 11-летних мальчишек. Ребята оказываются в новых, непривычных социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе. Воспитанники проходят специальный отбор, который диктуется требованиями, предъявляемыми к выпускникам, и их особым назначением. У выпускников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ изначально есть целевое назначение — служение своему Отечеству на военном поприще.

Оренбургское президентское кадетское училище — это школа, работающая на будущее, так как она ориентирована в первую очередь на развитие личности, создание условий для духовно-нравственного воспитания всесторонне развитого человека. Воспитание в училище предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, готовности к военной службе, понимания каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, личной ответственности. Дать человеку качественное образование — значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Поэтому конечная цель и задача воспитания в училище — помочь каждому кадету выработать активную жизненную позицию, воспитать нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Условия, в которые попадает подросток, — соблюдение распорядка дня, организация быта, обучения, досуга, интерьер помещений, стиль общения между воспитанниками-сверстниками, между воспитанниками и взрослыми — должны стать воспитывающими, а содержание воспитания должно быть направлено на формирование цельной нравственной личности. Система воспитания в училище строится на исторических традициях многовековой давности: это идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные ценности. Воспитание основывается на формировании осознания каждым обучающимся и выпускником своей государственной, патриотической идентификации и принадлежности. Система обучения и воспитания ребят в училище носит специальный характер: центральной и главной фигурой этой системы является офицер-воспитатель (командир взвода). Поэтому особое место в процессе воспитания в училище отводится педагогической этике, взаимоотношениям воспитателя и воспитанников.

Деятельность воспитателя класса (взвода) нацелена на успешное выполнение следующих индивидуальных задач: сознательно относиться к своим обязанностям; развивать у ребят способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала; выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с товарищами, преподавателями; выработать в себе навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте, так как педагогическая профессия отличается от других тем, что успех решения задач, поставленных перед современным образовательным учреждением, в значительной степени зависит от личных качеств педагога.

В условиях образовательного пространства училища воспитатель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной и всесторонне развитой личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в различных областях культуры: увлекаться театром, живописью, литературой, быть начитанным человеком, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, и просто быть культурным человеком. Уважение у ребят вызывает воспитатель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса (взвода) [3].

Важными для воспитателя качествами ребята считают наличие чувства юмора, находчивость, общительность, широкий кругозор, дружелюбие, умение вовремя оказать педагогическую, а иногда и психологическую поддержку. Приоритетными задачами для настоящего воспитателя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности. Необходимо создавать условия, при которых воспитанник становится не объектом, а активным субъектом педагогического процесса, поэтому методологию воспитания должно определять не воздействие воспитателя на воспитанника, а взаимодействие личностей педагога и обучающегося, когда воспитание предстает как процесс общения: одна личность развивается в процессе духовного и деятельного общения с другой; в сотворчестве детей и взрослых — в мастерской, в студии, на уроке, в спортивном зале, на занятиях — происходит совместный поиск истины, рождаются новые творческие идеи, проекты, образы . Смысл воспитания — не в передаче готового опыта старших, а в расширении возможностей получения обучающимся собственного жизненного опыта.

Выполняя обязанности воспитателя, мы поняли, что успех всего кадетского коллектива и каждого воспитанника во многом зависит от установления отношений, которые лежат в основе самой природы человека и человеческих отношений. В этой связи вспоминаются слова великого педагога Ш. А. Амонашвили: «Воспитатель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих воспитанников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим, романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное» [8] .

Не все воспитанники, поступившие в новое образовательное учреждение, сразу демонстрируют самостоятельность: одним страшно, другим интересно, ведь рядом не будет родителей — и им самим придется принимать решения. Отсюда чувствительность и ранимость, боязнь показаться слабым и неуверенным. Зачастую воспитанник хочет действовать самостоятельно, но при этом не успевает подумать о том, как его действия отразятся на окружающих. Вот почему нужно четко дифференцировать отношение воспитателя не только к группе ребят, но и к каждому из них в отдельности, не снижая при этом требований. Мы как воспитатели должны — просто обязаны — оценить и уважать каждого, верить ему. В личности каждого мальчишки надо суметь найти положительные стороны и использовать их в дальнейшей работе.

В наши дни взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое придет им на смену, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону. Негативное окружение и медиабезграмотность уводят подрастающее поколение от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в нашей работе нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

— патриотизм и любовь к своей Родине, своему родному краю;

— нравственность и духовность;

— интеллектуальное развитие;

— ценность семьи;

— здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность можно, работая в различных направлениях. Среди них:

— организация волонтерской и благотворительной деятельности;

— обсуждение вопросов веры и смысла жизни;

— семейное воспитание;

— популяризация здорового образа жизни;

— любовь к родине и своему родному краю;

— эстетическое воспитание (любовь к прекрасному);

— бесконфликтное общение;

— правильное отношение к труду;

— финансовая грамотность.

На современном этапе развития образования актуальным является гражданско-патриотическое воспитание, формирование правильного отношения к своей Родине, уважения к семье, истории и культуре своего края. Целью для нас является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность ребят [7].

В Оренбургском президентском кадетском училище сложилась система гражданско-патриотического воспитания, ядром которой являются его лучшие традиции:

— соблюдение ритуалов («Посвящение в кадеты», «Прощание выпускников со знаменем училища»);

— участие в акции «День героя» и парадах;

— проведение уроков мужества («Нашей Родины солдаты», «Есть такая профессия — Родину защищать»);

— организация творческой деятельности (написание эссе «ВОВ в судьбе моей семьи», «Военные династии»);

— встреча с ветеранами ВОВ и участниками СВО;

— офицерские собрания;

— проведение военной игры «Передовой отряд»;

— проведение конкурсов («Оружейных дел мастер», «Смотр строя и песни») и др.

В практике работы используется проведение классных часов («О войне и дружбе», «О прошлом для будущего», «Совестью и Родиной не торгую»), профессиографических встреч («Личность и мир военных профессий», «Профессионально важные качества») и экскурсий (мемориальный комплекс «Салют, Победа!», учебный центр войск ПВО), дискуссий («Честь. Совесть. Дружба», «Мужество и героизм в современном мире», «Что значит жить по правилам?»).

В процессе совместной деятельности воспитателя и воспитанников с использованием других методов и технологий осуществляется: изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения; изучение образцов вооружения и военной техники, истории их создания, отличий от зарубежных аналогов; изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны; изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы; обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему; просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением.

Воспитатели обсуждают с мальчишками вопросы военных профессий и специальностей, возможности профессиональной самореализации в условиях военной службы, рассматривают виды воинского труда, военные специальности, требования к индивидуальным качествам военного специалиста, особенности подготовки, возможности духовного и физического развития граждан в процессе военной службы.

В ходе работы с воспитанниками выяснилось, что в педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и их родители. Родителей приходится учить общаться с детьми, у многих надо пробудить потребность в общении, желание жить интересами своих детей. Как это организовать и обеспечить? В ходе индивидуальной работы с каждой семьей, на родительских собраниях, на совместных мероприятиях. Главное, чем раньше начинается совместная работа, тем лучше и результат [5].

Какой бы творчески и интеллектуально одаренной не была личность, проявление ею любви и уважения к своей стране и национальной культуре делают эту личность еще ярче, богаче и самобытнее. Безусловно, народная культура — это главное средство приобщения детей к отечественному наследию и истории предков, воспитания любви к малой Родине, стране, бережного отношения к духовным и природным богатствам родного края; это то, что помогает осознать себя гражданином своего города, своей страны. А разнообразные формы и методы воспитательной работы, которые мы используем, помогают развивать активную личность и создавать сплоченный и дружный кадетский коллектив. Со своими проблемами воспитанники приходят к нам, воспитателям; они делятся своими неудачами и переживаниями, и мы вместе стараемся найти правильное решение. Если ребята добиваются каких-то, пусть самых маленьких, побед, мы радуемся вместе с ними. Совместная творческая деятельность воспитателей и детей всегда дает плодотворные результаты. Поэтому наша задача как воспитателей — поддержать ребят и создать ситуацию успеха, вселить в них веру в победу. И вот она! Сколько радости в глазах детей, сияющих улыбок на счастливых лицах! Интерес к общему делу, радость и счастье творческого усилия способны не только сплотить коллектив, но и дать каждому ребенку возможность почувствовать себя частичкой нашего большого и дружного коллектива.

В заключение хочется сказать, что быть воспитателем — дело безмерно трудное. Это значит все силы свои отдать делу воспитания и общению с детьми. Не ведая честолюбия, не зная корысти, быть щедрым до самопожертвования, не жалеть себя в вечном труде педагога.

Литература:

  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М., 2002.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).
  3. Дудина, Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура / Е. А. Дудина. — Текст : непосредственный // Вестник НПГУ. — 2017. — № 5.
  4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утв. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р).
  5. Белобородов, Н. В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие / Н. В. Белобородов. — М. : АРКТИ, 2007.
  6. Таран Ю. Н., Солодкова М. В. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников / Ю. Н. Таран, М. В. Солодкова. — Волгоград : Учитель, 2010.
  7. Осипова, Л. Е. Мы живем в России: Гражданско-патриотическое воспитание / Л. Е. Осипова, Н. Г. Зеленова. — Ростов-на-Дону, 2013.
  8. Амонашвили, Ш. А. Единство цели : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, воспитатель, военная служба, воспитание, Оренбургское президентское кадетское училище, подрастающее поколение, ребенок, Родина, родной край, гражданско-патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Задать вопрос