Представление опыта использования технологии водного конструирования в организованной и самостоятельной деятельности, в объединениях дополнительного образования.
Интеграция водного конструирования в образовательных областях, разнообразие форм организации конструирования.
Значение водного конструирования в развитии творческой активности, поддержании детской инициативы и самостоятельности.
Ключевые слова: конструирование, дошкольники, инновационные технологии, технология водного конструирования, профессиональная деятельность, инициатива, самостоятельность, творчество, развитие.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
В современном мире дошкольное образование не стоит на месте, оно развивается благодаря инновационным методам и технологиям. В настоящее время каждый педагог стремится организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы он был максимально результативным для детей. Открывая и внедряя в свою профессиональную деятельность инновации, педагог повышает эффективность образовательного процесса.
Одной из инновационных технологий является водное конструирование, которое апробировано, результативно и, самое главное, интересно дошкольникам.
Технология водного конструирования была открыта в совместной деятельности с детьми благодаря их любознательности и неутомимым желанием познать что-то новое. Во время экспериментирования с водой обыкновенный мягкий конструктор показал свои необычные свойства и прикрепился к гладкой поверхности. Так для всех и открылось водное конструирование. Воспитанники настолько прониклись плоскостным конструированием, что было принято решение создать картотеку схем по различным тематикам. Немало схем было создано благодаря детской активности. Как же это выглядело? В свободной деятельности дошкольники конструировали постройки по замыслу, где детскому воображению и фантазии не было предела. Далее по сложившейся традиции, готовые постройки фотографировали и переводили в графические схемы.
Создание картотеки: от постройки к схеме
Водное конструирование можно интегрировать во все образовательные области: речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Необычное сочетание мягкого конструктора и воды привлекает к себе внимание детей, что говорит об оригинальности технологии.
Вариативность форм организации конструирования дает возможность ребенку действовать по образцу, схеме, контурной схеме, по условиям (цвет, количество, фигуры), замыслу. Слуховой диктант пользуется большой популярностью среди воспитанников. Для детей это как загадка — неизвестность, что же получится в конце? Их любопытство не угасает во время конструирования объекта, а когда понимают, что у них получилось, то безудержно радуются своему результату. Слуховой диктант — это отличный способ закрепить навыки ориентирования на плоскости.
Всё это положило начало программе дополнительного образования «Архитектор с юных лет». Занятие начинается с обсуждения темы, обсуждения форм организации конструирования, процесса конструирования, рефлексии и заканчивается играми на закрепления названий геометрических фигур.
Каким образом происходит поддержание детской инициативы и самостоятельности? Если на занятии предусмотрено конструирование по схеме, то обязательно воспитанники продолжают развитие сюжета созданием дополнительных построек. На теме занятия «Воздушный транспорт» воспитанники конструируют самолет по схеме, а дополнительно по замыслу создают постройки, которые окружают воздушный транспорт. К примеру, в первом варианте был построен пассажирский самолет, летящий на курорт. Во втором — военные самолеты, охраняющие город. В итоге мы можем увидеть, что схема конструирования — одна, а постройки по замыслу у всех разные, как и сложившийся сюжет у ребят. На этом этапе конструирования очень важно поддержать замысел ребенка, не исправлять то, что сделано им в творческом процессе.
Создание построек по схеме, дополнение сюжета по замыслу
Контурная схема закладывает основы комбинаторики. Ведь благодаря подбору геометрических фигур, дети размышляют и предлагают возможные варианты построек. К примеру, схема «Дом» — из каких деталей сделан фасад здания? Это может быть: 1 большой квадрат, 2 больших треугольника, 2 прямоугольника, 4 маленьких квадрата, 8 маленьких треугольников. Каждый вариант является верным.
На занятии дети конструируют индивидуально, в паре и группой. Помимо задачи конструирования у дошкольников возникает новая задача — взаимодействия. Они показывают умение договариваться друг с другом. Например, во время конструирования сказки «Заюшкина избушка», дошкольники распределяются по парам, определяют на каких экранах будут сюжеты. Так, на первом экране появляются лиса в ледяной избушке и зайчик в лубяной избушке, на втором — пятом экранах происходит развитие сюжета, а на последнем — счастливые зайчик и петух в лубяной избушке. В конце занятия, воспитанники рассказывают одну общую сказку.
Согласно исследованиям педагогической диагностики (Л. Н. Лавровой, И. В. Чеботаревой), можно оценить проявление конструктивных навыков дошкольников в первый год использования технологии водного конструирования. Положительная динамика прослеживается и в заинтересованности детей технологией водного конструирования.
Проявление конструктивных навыков дошкольников в первый год использования технологии водного конструирования.
Заинтересованность дошкольников в первый год использования технологии водного конструирования.
Интерес детей не угасает к технологии водного конструирования на протяжении третьего года обучения в дошкольной организации. Воспитанники конструируют в свободной деятельности, используют различные схемы, создают новые, порой непредсказуемые, но удивительные постройки. В организованной деятельности технология конструирования используется не реже двух раз в месяц, при необходимости — чаще. Кружок дополнительного образования «Архитектор с юных лет», рассчитанный на три года обучения, действует каждый учебный год.
Всё это еще раз подтверждает, что технология водного конструирования нашла своё место в дошкольной образовательной среде, она приносит результаты в развитии личности ребенка и профессиональной самореализации педагога.
Литература:
- Лаврова, Л. Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева. — 2017: ТЦ СФЕРА,. — 128 c. — Текст: непосредственный.
- Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. / Л. В. Куцакова. — 3-е издание. — 2022: ТЦ СФЕРА,. — 240 c. — Текст: непосредственный.