Использование инновационных образовательных технологий как условие качества дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 23.01.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Брагина, Л. Н. Использование инновационных образовательных технологий как условие качества дошкольного образования / Л. Н. Брагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122110/ (дата обращения: 03.04.2025).



Представление опыта использования технологии водного конструирования в организованной и самостоятельной деятельности, в объединениях дополнительного образования.

Интеграция водного конструирования в образовательных областях, разнообразие форм организации конструирования.

Значение водного конструирования в развитии творческой активности, поддержании детской инициативы и самостоятельности.

Ключевые слова: конструирование, дошкольники, инновационные технологии, технология водного конструирования, профессиональная деятельность, инициатива, самостоятельность, творчество, развитие.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

В современном мире дошкольное образование не стоит на месте, оно развивается благодаря инновационным методам и технологиям. В настоящее время каждый педагог стремится организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы он был максимально результативным для детей. Открывая и внедряя в свою профессиональную деятельность инновации, педагог повышает эффективность образовательного процесса.

Одной из инновационных технологий является водное конструирование, которое апробировано, результативно и, самое главное, интересно дошкольникам.

Технология водного конструирования была открыта в совместной деятельности с детьми благодаря их любознательности и неутомимым желанием познать что-то новое. Во время экспериментирования с водой обыкновенный мягкий конструктор показал свои необычные свойства и прикрепился к гладкой поверхности. Так для всех и открылось водное конструирование. Воспитанники настолько прониклись плоскостным конструированием, что было принято решение создать картотеку схем по различным тематикам. Немало схем было создано благодаря детской активности. Как же это выглядело? В свободной деятельности дошкольники конструировали постройки по замыслу, где детскому воображению и фантазии не было предела. Далее по сложившейся традиции, готовые постройки фотографировали и переводили в графические схемы.

Создание картотеки: от постройки к схеме

Водное конструирование можно интегрировать во все образовательные области: речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Необычное сочетание мягкого конструктора и воды привлекает к себе внимание детей, что говорит об оригинальности технологии.

Вариативность форм организации конструирования дает возможность ребенку действовать по образцу, схеме, контурной схеме, по условиям (цвет, количество, фигуры), замыслу. Слуховой диктант пользуется большой популярностью среди воспитанников. Для детей это как загадка — неизвестность, что же получится в конце? Их любопытство не угасает во время конструирования объекта, а когда понимают, что у них получилось, то безудержно радуются своему результату. Слуховой диктант — это отличный способ закрепить навыки ориентирования на плоскости.

Всё это положило начало программе дополнительного образования «Архитектор с юных лет». Занятие начинается с обсуждения темы, обсуждения форм организации конструирования, процесса конструирования, рефлексии и заканчивается играми на закрепления названий геометрических фигур.

Каким образом происходит поддержание детской инициативы и самостоятельности? Если на занятии предусмотрено конструирование по схеме, то обязательно воспитанники продолжают развитие сюжета созданием дополнительных построек. На теме занятия «Воздушный транспорт» воспитанники конструируют самолет по схеме, а дополнительно по замыслу создают постройки, которые окружают воздушный транспорт. К примеру, в первом варианте был построен пассажирский самолет, летящий на курорт. Во втором — военные самолеты, охраняющие город. В итоге мы можем увидеть, что схема конструирования — одна, а постройки по замыслу у всех разные, как и сложившийся сюжет у ребят. На этом этапе конструирования очень важно поддержать замысел ребенка, не исправлять то, что сделано им в творческом процессе.

Создание построек по схеме, дополнение сюжета по замыслу

Контурная схема закладывает основы комбинаторики. Ведь благодаря подбору геометрических фигур, дети размышляют и предлагают возможные варианты построек. К примеру, схема «Дом» — из каких деталей сделан фасад здания? Это может быть: 1 большой квадрат, 2 больших треугольника, 2 прямоугольника, 4 маленьких квадрата, 8 маленьких треугольников. Каждый вариант является верным.

На занятии дети конструируют индивидуально, в паре и группой. Помимо задачи конструирования у дошкольников возникает новая задача — взаимодействия. Они показывают умение договариваться друг с другом. Например, во время конструирования сказки «Заюшкина избушка», дошкольники распределяются по парам, определяют на каких экранах будут сюжеты. Так, на первом экране появляются лиса в ледяной избушке и зайчик в лубяной избушке, на втором — пятом экранах происходит развитие сюжета, а на последнем — счастливые зайчик и петух в лубяной избушке. В конце занятия, воспитанники рассказывают одну общую сказку.

Согласно исследованиям педагогической диагностики (Л. Н. Лавровой, И. В. Чеботаревой), можно оценить проявление конструктивных навыков дошкольников в первый год использования технологии водного конструирования. Положительная динамика прослеживается и в заинтересованности детей технологией водного конструирования.

Проявление конструктивных навыков дошкольников в первый год использования технологии водного конструирования.

Заинтересованность дошкольников в первый год использования технологии водного конструирования.

Интерес детей не угасает к технологии водного конструирования на протяжении третьего года обучения в дошкольной организации. Воспитанники конструируют в свободной деятельности, используют различные схемы, создают новые, порой непредсказуемые, но удивительные постройки. В организованной деятельности технология конструирования используется не реже двух раз в месяц, при необходимости — чаще. Кружок дополнительного образования «Архитектор с юных лет», рассчитанный на три года обучения, действует каждый учебный год.

Всё это еще раз подтверждает, что технология водного конструирования нашла своё место в дошкольной образовательной среде, она приносит результаты в развитии личности ребенка и профессиональной самореализации педагога.

Литература:

  1. Лаврова, Л. Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева. — 2017: ТЦ СФЕРА,. — 128 c. — Текст: непосредственный.
  2. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. / Л. В. Куцакова. — 3-е издание. — 2022: ТЦ СФЕРА,. — 240 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): водное конструирование, дополнительное образование, использование технологии, схема, детская инициатива, конструктивный навык дошкольников, контурная схема, лубяная избушка, свободная деятельность, слуховой диктант.


Похожие статьи

Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании

Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Использование дидактических игр для повышения учебной мотивации в начальной школе

В работе рассматривается использование дидактических игр как метода повышения учебной мотивации младших школьников. Обосновывается значимость игровых технологий в начальной школе, выделяются их психологические и педагогические аспекты. Анализируется ...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реал...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...

Похожие статьи

Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании

Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность испо...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Использование дидактических игр для повышения учебной мотивации в начальной школе

В работе рассматривается использование дидактических игр как метода повышения учебной мотивации младших школьников. Обосновывается значимость игровых технологий в начальной школе, выделяются их психологические и педагогические аспекты. Анализируется ...

Роль дополнительного образования в персонификации профильного обучения и воспитания одаренных детей

Инновационная работа в сфере дополнительного образования состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование комплекса моделей обучения и воспитания, ориентированных на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лидерских способностей; реал...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...

Задать вопрос