Роль реализации информационной политики губернатора в рамках формирования территориального бренда региона на примере Алтайского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 24.01.2025

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Шмидт, И. Е. Роль реализации информационной политики губернатора в рамках формирования территориального бренда региона на примере Алтайского края / И. Е. Шмидт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 468-471. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122118/ (дата обращения: 22.02.2025).



Ключевые слова: информационная политика, губернатор, общественное мнение.

Политические лидеры, которые пришли к власти на протяжении последних нескольких лет, в своей работе активно прибегают к использованию современных технологий, желая улучшить взаимодействие с обществом. Они проводят онлайн-конференции и вебинары, используют мобильные приложения и другие современные технологии для предоставления услуг гражданам, для связи с ними, для получения обратной связи и других целей [1].

В Российской Федерации повышенное внимание уделяется именно рейтингам губернаторов. Положение губернаторов в рейтинговых таблицах отражает не только его личные качества и характеристики, но и динамику развития регионов в различных сферах: предпринимательская активность, туризм, социально-экономическое развитие, инвестиционная привлекательность и т. д. Именно поэтому территориальный бренд в первую очередь связан с губернатором.

Именно данный показатель является одним из основополагающих, формирующих рейтинги губернаторов. Так, например, в масштабах всей России на октябрь 2024 г., согласно рейтингу, составленному порталом «Медиалогия», топ губернаторов составляют С.Собянин (мэр Москвы), А.Воробьев (губернатор МО) и В.Гладков (губернатор Белгородской области). Обусловлено их положение в рейтинге именно активным ведением информационной политики. Тем временем, Губернатор Алтайского края находится на 64 месте из 89, что указывает на слабую информационную политику главы региона [2].

Особенностью ведения информационной политики со стороны губернаторов новой волны является в первую очередь активное использование социальных сетей. Посредством них они общаются с гражданами, распространяют информацию, новости и прочее. Это позволяет и обществу понимать, что губернатор близок к народу [3].

Формирующийся в общественном мнении имидж Губернатора Алтайского края Виктора Томенко тесно связан с тем, какой именно образ губернатора продвигают обладающие наибольшей аудиторией СМИ. Таким образом, позиция СМИ по отношению к Губернатору Алтайского края выступает отправной точкой понимания характера общественного мнения.

В ходе проведенного анализа были отобраны все сообщения крупнейших СМИ, начиная с 1 декабря 2022 г. по 1 апреля 2024 г., включая публикации газет, сообщения телевизионных выпусков новостей и блоков новостей на радио. Анализ проводился на общем массиве сообщений, за исключением контекстных упоминаний Губернатора Алтайского края.

Контент-анализ был разделен на три исследуемых периода. Первый период — с 1 декабря 2022 г. по 10 марта 2023 г. Второй период — с 11 марта 2023 г. по 1 декабря 2023 г. Третий период — со 2 декабря 2023 г. по 1 апреля 2024 г.

Всего за указанный период крупнейшие федеральные и региональные СМИ опубликовали 25407 сообщений общественно-политической направленности, из них Губернатор Алтайского края упоминается в 5545 (21,8 %). Данные анализа в обобщенном виде представлены ниже (таблица 1).

Таблица 1

Данные контент-анализа в обобщенном виде

Исследуемый период

Образ Виктора Томенко в СМИ

Нейтральный

Негативный

Положительный

01.12.2022–10.03.2023

724

122

83

11.03.2023–01.12.2023

2783

230

579

02.12.2023–01.04.2024

943

37

44

Всего по категории СМИ:

4450

389

706

Анализ показал, что среди крупнейших федеральных и региональных СМИ за весь исследуемый период преобладает нейтральное отношение к Губернатору Алтайского края (80 %).

В период с 1 декабря 2022 г. по 10 марта 2023 г. 78 % сообщений СМИ составляют нейтральные, 13,1 % негативные, 8,9 % положительные. Таким образом, процент негативных сообщений выше, чем положительных. Это связано со слабой информационной политикой Губернатора Алтайского, что привело к непроработанным проблемам с населением (основные — рост цен на жилищно-коммунальные услуги, неодобрение региональной политики органов власти представителями алтайского краевого отделения «КПРФ») и впоследствии, к акциям протеста.

В период с 11 марта 2023 г. по 1 декабря 2023 г. 77,5 % сообщений СМИ составляют нейтральные, 6,4 % негативные, 16,1 % положительные. Таким образом, процент положительных сообщений вырос на 7 % и стал выше, чем негативных. Положительная динамика произошла благодаря созданию Telegram-канала «Виктор Томенко» 9 марта 2023 г. Данный инструмент информационной политики позволил губернатору увеличить открытость при взаимодействии с гражданским обществом, что привело к росту положительных упоминаний в СМИ. Также, стоит отметить, что в данный период проходила предвыборная кампания губернатора, во время которой активно реализовывались и другие инструменты информационной политики: заказные статьи в СМИ, оплаченные за счет избирательного фонда, проведение прямой линии с населением, интервью с телеканалами.

В период с 2 декабря 2023 г. по 1 апреля 2024 г. 92 % сообщений СМИ составляют нейтральные, 3,7 % негативные, 4,2 % положительные. Таким образом, процент положительных сообщений снизился на 12 % и стал примерно равен проценту негативных. Это связано с завершением предвыборной кампании, следовательно, менее активной информационной политикой губернатора с населением. Упоминания Губернатора Алтайского края в СМИ существенно сократилось, деятельность губернатора перестала активно освещаться. Telegram-канал «Виктор Томенко» продолжил свою работу после завершения выборной кампании, но в одностороннем порядке (каналы связи с населением в виде комментариев и реакций отсутствовали, количество постов сократилось).

Если сравнивать показатели первого периода до создания Telegram-канала и третьего периода после окончания предвыборной агитации, то можно увидеть положительную динамику данного инструмента информационной политики, который существенно снизил негативные упоминания Губернатора Алтайского края в СМИ.

Литература:

  1. Гордина, О.О., Фрумак, И. В. Особенности информационной политики губернаторов новой волны // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами — 2024. — № 13.
  2. Губернаторы: октябрь 2024 // автоматическая система мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия» — https://www.mlg.ru/ratings/vlast/governors/13529/.
  3. Слатинов, В. Б. Губернаторы «новой волны» как новая политическая реальность для российских регионов: практики, эффекты, проблемы // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск — 2023. — С. 548–549.
Основные термины (генерируются автоматически): Алтайский край, информационная политика, губернатор, общественное мнение, СМИ, сообщение СМИ, исследуемый период, положительная динамика, слабая информационная политика, создание Telegram-канала.


Похожие статьи

Задать вопрос