Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 24.01.2025

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Шрамова, Е. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте / Е. Н. Шрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 325-328. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122129/ (дата обращения: 22.02.2025).



Статья охватывает две важные темы: эмоциональный интеллект и агрессивность в подростковом возрасте.

Проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте является важной областью исследования. Понимание механизмов, лежащих в основе этих явлений, может помочь разработать эффективные программы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.

Цель статьи — краткий анализ понятий эмоционального интеллекта и агрессии у подростков , и их взаимосвязь.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоция, подростковый возраст, агрессия подростковая агрессивность, эмоции подростков.

Введение

В настоящее время наблюдается растущий интерес к исследованиям агрессии в контексте эмоционального интеллекта. Тем не менее, взаимосвязь между уровнем агрессии и развитием компонентов эмоционального интеллекта остается недостаточно изученной.

Понятия «агрессия» и «агрессивность» и особенности их развития в подростковом возрасте изучали А. Бандура, Р. Уолтерс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс, М. Е. Гурьев и др.

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Вот несколько примеров:

  1. Альберт Бандура и Роберт Уолтерс:

— Они предложили концепцию социального научения, согласно которой агрессия усваивается через наблюдение за поведением других людей. То есть дети могут учиться агрессивному поведению, наблюдая за агрессией взрослых или сверстников [3].

  1. Леонард Берковиц:

— Он разработал фрустрационно-агрессивную гипотезу, согласно которой фрустрация (неудовлетворенность) часто приводит к агрессии. Однако позднее он уточнил, что фрустрация сама по себе не всегда ведет к агрессии, но может способствовать её возникновению [4].

  1. Ричард Бэрон и Дебора Ричардсон:

— Они определяют агрессию как любое поведение, нацеленное на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает такого обращения. Они также подчеркивают, что агрессия имеет место, когда результатом действий являются негативные последствия [5].

  1. Генри Паренс:

— Его работы фокусируются на развитии агрессии в контексте семейных взаимоотношений и воспитания. Он рассматривает агрессию как результат неправильного воспитания и отсутствия адекватных моделей поведения [6].

  1. Михаил Е. Гурьев:

— Исследовал агрессию в контексте подросткового возраста, рассматривая её как реакцию на стрессовые факторы и социальные условия [7].

Сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

В подростковом возрасте к индивидуальным особенностям и возможным психопатологическим причинам агрессивного поведения добавляется фактор кризиса переходного периода. Эта кризисная стадия усиливает проявление различных форм агрессии, свойственных подростковому возрасту. Подростковый период — это сложный, но важный этап становления личности. В это время формируется зрелость и представление о себе. Общение играет ключевую роль в жизни подростков, хотя часто оно становится источником трудностей и переживаний. Это отчасти объясняется особенностями их эмоционального состояния. Многие подростки еще не умеют контролировать, а иногда даже и не понимают собственные эмоциональные переживания и переживания окружающих, проявляют неадекватные эмоциональные реакции, зачастую ярко выраженные чрезмерные эмоции. Подростки стремятся поскорее стать взрослыми, ощущают свою уникальность и непохожесть на других, но сталкиваются со стороны окружения с непониманием и с подавлением своих проявлений. Из-за этого усиливается агрессивное поведение и стремление противостоять окружению. Так, перед педагогами, родителями и психологами встает задача: как справиться с такой агрессией и эмоциональностью подростка. Здесь полезно обратиться к концепции «эмоционального интеллекта».

В истории психологии был период, когда акцент делался преимущественно на когнитивных аспектах мышления, таких как память, восприятие, логическое мышление и решение задач. Это было связано с развитием информационного подхода к изучению интеллекта, который рассматривал умственные процессы через призму обработки информации.

Однако со временем стало очевидно, что для полного понимания человеческого интеллекта необходимо учитывать также эмоциональную составляющую — то есть те аспекты, которые связаны с восприятием и пониманием эмоций, мотивацией, социальными взаимодействиями и межличностным общением.

Современное восприятие эмоционального интеллекта опирается на концепцию социального интеллекта, созданную Э. Торндайком, Дж. Хилфордом и Г. Айзенком [10].

Социальный интеллект — включает в себя способность понимать социальные ситуации, распознавать эмоции других людей, эффективно взаимодействовать с ними и адаптироваться к различным социальным контекстам. Он стал важным дополнением к традиционным представлениям об интеллекте, поскольку позволяет рассматривать интеллектуальные способности не только как абстрактные познавательные функции, но и как средства, помогающие человеку успешно функционировать в обществе.

Таким образом, понятие социального интеллекта стало своеобразным мостиком между когнитивными и аффективными аспектами мышления, подчеркивая важность интеграции этих двух сторон в процессе познания и взаимодействия с окружающим миром.

Ховард Гарднер внес значительный вклад в изучение когнитивных процессов через свою теорию множественного интеллекта. В своей работе он выделил несколько типов интеллектов, среди которых важное место занимают внутриличностный и межличностный интеллекты. [1].

Значительное влияние на развитие психологии, особенно в области изучения мотивации и личностного роста оказал А. Маслоу. Его концепция самоактуализации стала важной частью гуманистической психологии и сыграла ключевую роль в формировании представлений об эмоциональном интеллекте. Российский ученый Л. С. Выготский акцентировал внимание на тесной взаимосвязи между интеллектом и эмоциями [8].

Непосредственно термин «EQ — emotionnal quotinent», коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — предложил в 1985 году Р. Бар-Он. П. Но концепция эмоционального интеллекта была разработана в начале 1990-х годов Питером Саловеем и Джоном Майером. Они интерпретировали эмоциональный интеллект, как способность субъекта замечать и распознавать свои и чужие чувства и эмоции, дифференцировать их и применять данные подобных наблюдений в процессе координации собственного мышления и поведения [2].

К 1997 г. Джон Мейер и Питер Сэловей доработали и расширили свою модель эмоционального интеллекта, представив четырехкомпонентную иерархичную модель. Эта модель включает четыре ключевых компонента, каждый из которых представляет собой определенный уровень развития эмоциональных способностей: [2]:

  1. Восприятие, определение эмоций, их проявление. Умение распознавать и различать собственные эмоции и эмоции других людей. Фиксировать факт проявления эмоционального состояния. Это включает в себя умение замечать тонкие различия в эмоциональных состояниях и правильно интерпретировать их.
  2. Использование эмоций для содействия мышлению: Способность использовать эмоции для улучшения когнитивной деятельности. Например, положительные эмоции могут способствовать креативному мышлению, тогда как негативные эмоции могут фокусировать внимание на решении проблем.
  3. Понимание эмоций: Способность анализировать и понимать причины возникновения различных эмоций, а также их последствия. Это включает в себя понимание сложных эмоциональных состояний и динамики изменения эмоций со временем.
  4. Управление эмоциями. Способность контролировать эмоции. Это осознанная регуляция эмоций посредством их осмысления. Умение испытывать как позитивные, так и негативные эмоции, снижение интенсивности негативных переживаний, а также способность вызывать определенные эмоции либо абстрагироваться от них в зависимости от поставленных целей.

Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций, так и эмоций других людей.

Питер Сэловей, Джон Мейер и Дэвид Карузо внесли значительный вклад в развитие концепции эмоционального интеллекта, предложив свою модель, которая получила широкое признание в научной литературе. Согласно данной модели, эмоции содержат важные данные о наших отношениях с окружающими людьми и объектами. Эти отношения могут быть реальными, существующими в настоящем, либо воображаемыми, основанными на воспоминаниях или фантазиях. Таким образом, эмоции служат своего рода индикатором значимости этих связей для нас. Эмоциональный интеллект в данном случае рассматривается, как способность обрабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, сопоставлять их между собой, использовать эмоциональные данные как основу для интеллектуальной деятельности и принятия решений.

Эмоциональный интеллект является одним из элементов общего интеллекта. Он заключается в умении распознавать эмоции других людей, а также осознавать и анализировать свои собственные эмоциональные состояния и причины, их вызвавшие. Также этот концепт включает в себя способность корректно реагировать на эмоциональные реакции окружающих и управлять своим собственным эмоциональным поведением.

Одним из источников агрессивного поведения подростков мы можем предположить неспособность понять и адекватно отреагировать на переживания окружающих.

Подавление эмоций приводит к их вытеснению из сознания, а невозможность психологической переработки эмоций может привести к различным негативным последствиям, таким как психосоматические расстройства, девиантное и делинквентное поведение, особенно у людей с низким уровнем самоконтроля. [9].

Широкие перспективы для разработки эффективных стратегий профилактики и коррекции агрессивного поведения открывает дальнейшее изучение взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и агрессивностью у подростков.

Развитие эмоционального интеллекта может оказаться эффективным способом предотвращения девиантного поведения подростков и уменьшения их склонности к агрессии. Улучшение уровня эмоционального интеллекта поможет подросткам глубже осознать и управлять своими эмоциями, наладить взаимоотношения с другими людьми и избегать вовлечения в неблагоприятные группы. Это заложит основы для создания здорового и гармоничного общества.

Литература:

1. Гардне.р Говард. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. /Говорд Гарднер. М.: ООО «И. Д. Вильяме». 2007. 512с.

2. Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, D. Mayer, // Imagination, Cognition and Personality. — 1990. — V. 9. — P. 185–211.

3. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320с.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — Спб.,-2001

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1998. 336 с.

6. Агрессия наших детей / Генри Паренс; Перевод с англ. Л. Г. Герциг, А. В. Решетникова. — Москва: Изд. дом «Форум»: ИНФРА-М, 1997. — 152, [2] с

7. Гурьев, Михаил Евгеньевич. Этнопсихология [Текст]: учебное пособие / М. Е. Гурьев, В. А. Юрченкова; МВД, Санкт-Петербургский ун России,. — Москва: МОРКНИГА, 2014. — 293

8. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

9. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.

10. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2014. — 388 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоция, подростковый возраст, агрессивное поведение, агрессия, социальный интеллект, способность, живое существо, значительный вклад, ключевая роль.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, эмоция, подростковый возраст, агрессия подростковая агрессивность, эмоции подростков

Похожие статьи

Задать вопрос