Правовые аспекты муниципального управления в условиях цифровизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 27.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Григорьев, М. В. Правовые аспекты муниципального управления в условиях цифровизации / М. В. Григорьев, Э. С. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122142/ (дата обращения: 31.01.2025).



В данной работе детально рассмотрены процессы цифровизации как комплексной трансформации традиционных методов работы органов муниципального управления, правового закрепления и регулирования данной деятельности в рамках осуществления муниципального управления. Детально изучены пути разрешения проблем, рекомендации по оптимизации и повышению эффективности данной деятельности.

Ключевые слова : цифровизация, муниципальное управление, моносервисы, стандартизированные информационные системы, электронный документооборот, искусственный интеллект.

This paper examines in detail the processes of digitalization as a complex transformation of traditional methods of work of municipal government bodies, legal consolidation and regulation of this activity within the framework of municipal government. The ways of solving problems, recommendations for optimizing and improving the efficiency of this activity are studied in detail.

Keywords: digitalization, municipal management, mono-services, standardized information systems, electronic document management, artificial intelligence.

В настоящее время, когда все сферы жизни общества постепенно модернизируются, в рамках реализации и массового использования цифровых разработок и новшеств, упрощается механизм взаимодействия граждан с государственными органами и представителями местного самоуправления, уменьшается время, необходимое на выполнение определённых действий. С каждым днём наши повседневные дела (такие как покупки продуктов, бытовых приборов, вещей и т. д.) перетекают в электронный формат, в так называемое информационное поле. Конечно, не исключением в этом процессе является государственная, муниципальная власть. На данном пути важным этапом является перевод государственных, муниципальных услуг в новый формат- цифровой. Цифровизация осуществляется по двум взаимосвязанным направления- быстрое и комплексное решение задач и вопросов, возникающих у граждан, различных видов бизнеса и создание специальных цифровых платформ, суперсервисов, так называемых моносервисов.

В наших реалиях существует достаточно большое количество цифровых технологий (искусственный интеллект, блокчейн), которые напрямую открывают новые перспективы развития, изменения самой сути работы органов местного самоуправления. Именно новые технологии позволят модернизировать деятельность данной системы, создать единую информационную среду в рамках специальных интернет-площадок, обеспечив при этом непрерывную прямую и обратную связь граждан с органами и должностными лицами, наделёнными полномочиями по осуществлению муниципального управления. Но как мы знаем, процесс цифровизации при всех его положительных аспектах имеет и отрицательные стороны, а значит необходимо создать правовое поле, регламентирующее данную сферу деятельности.

Стоит отметить, что процесс активной цифровизации в нашей стране начался в распространения заболевания COVID-19 (с 2020 года), ключевую роль сыграли установление ограничений на передвижения граждан, существенно усугубившее непосредственное общение и взаимодействие должностных лиц органов местного самоуправления с гражданами [1]. В результате возникших сложностей были созданы специальные способы дистанционного (электронного) взаимодействия. Именно в этот период были созданы предпосылки активного использования в данной сфере IT-форм, участие в онлайн-мероприятиях.

Главной проблемой является отсутствие конкретного нормативно-правового акта, который регламентировал бы данную деятельность. Косвенное упоминание об данном развитии и распространении информации о деятельности органов местного самоуправления есть в статье 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [2], а также в Распоряжении Правительства РФ от 22.10.2021 года № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления [3]. При этом существует достаточно большое количество актов субъектов РФ, регулирующих аспекты цифровизации, что в свою очередь только усложняет деятельность по единому осуществлению муниципального управления, приводя к вариативности подходов.

Выделим некоторые сложности, возникающие в рамках реализации и правового обеспечения деятельности органов муниципального управления:

  1. Отсутствие единого федерального закона. Мы видим, что законодательство регламентирующее данное направление отсутствует, некоторые аспекты содержатся в различных нормативно-правовых актах, что вызывает разрозненность интерпретации, применения норм права. Для решения этого вопроса необходимо разработать единый нормативно-правовой акт, в котором будут прописаны нормы права для данной деятельности;
  2. Процесс цифровизации достаточно сложный, он затрагивает различные сферы жизни общества, именно поэтому приходится в рамках осуществления деятельности органов местного самоуправления обращаться к различным законам, таким как: ФЗ «О персональных данных» [4], «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5] и т. д. Решение данной проблемы будет создание единого свода законов, в котором будет ясно и четко прописаны все нормативно-правовые акты, регулирующие процесс цифровизации;
  3. При этом важной проблемой является быстрое изменение, введение новых технологий, за которыми законодательство не успевает обновляться, что создаёт так называемые «правовые вакуумы», вызывающие трудности для муниципалитетов. Во избежание описанного выше явления можно предпринять меры по разработке механизмов быстрого реагирования на возникающие изменения в технологиях.

Можно также выделить проблемы, связанные с внедрением и непосредственным использованием цифровых технологий в рамках деятельности по осуществлению муниципального управления:

  1. Введение электронного документооборота, хоть и облегчает работу данных органов, уменьшает растрачиваемое время граждан на обращение к должностным лицам органов муниципальной власти, требует внедрение соответствующих информационных систем, также нередко возникает вопрос о правовой силе используемых документов. При решение этого вопроса необходимо разработать и внедрить стандартизированные информационные системы, обеспечивающие надежную защиту персональных данных, в целом электронного документооборота;
  2. Необходима соответствующая квалификация, подготовленность кадров для работы в данном цифровом пространстве. Для решения такой проблемы нужно расширить возможности обучения граждан, переподготовки кадров, для основания новых технологий, осуществления трудовой деятельности в информационном пространстве;
  3. Возникает также нехватка финансирования данной деятельности, так требуются значительные затраты на кибербезопасность, недопущения утечки данных о гражданах, личной и конфиденциальной информации;
  4. Нет единой правоприменительной практики по реализации деятельности в рамках цифрового поля, что создает трудности по её реализации для муниципалитетов. Необходимо разработать методические рекомендации, с учётом специфики различных органов местного самоуправления. Как вариант создать единый центр компетенций по осуществлению цифровизации органов муниципального управления, разработке стандартов и оказанию консультационной поддержки.

Таким образом, правовые аспекты цифровизации деятельности муниципального управления сложная область, требующая значительной модернизации, детального правового регулирования, систематического совершенствования в виду динамичного развития и усовершенствования используемых в данной области информационных технологий. Достижения успешной цифровизации муниципального управления зависит от реализации комплексного подхода, включающего как технологические, так и правовые аспекты. Только при их совокупности возможно достичь положительный результат в работе органов муниципальной власти.

Литература:

  1. Липчанская М. А., Чаннов С. Е. Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2024. Вып. 2(64). C. 239–253. DOI: 10.17072/1995‐4190‐2024‐64‐239‐253. — URL: file:///C:/Users/user/Downloads/pravovoe-obespechenie-tsifrovoy-transformatsii-mestnogo-samoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy.pdf (дата обращения: 06.12.2024);
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. 08.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3833;
  3. Овчинников И. И. Муниципальное право: учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 432 с.;
  4. Масалаб А. Ф. Проблемы развития государственного контроля и надзора в контексте реформы законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2020. — № 4. — С. 94–101;
  5. Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.12.2024 г.);
  6. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 35. Ст. 289.;
  7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 08.07.2024). Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 86. Ст. 315.;
  8. Бельчик А. М., Павлов Н. В. Правовые аспекты государственного и муниципального управления // Закон и право. — 2022. № 4. — С. 29–31;
  9. Павлов Н. В., Овчинников Е. Б., Пуликов В. Г. Полномочия Правительства РФ в особых условиях, связанных с пандемией COVID-19 // Евразийский юридический журнал. — 2021. — № 8 (159). — С. 137–139;
  10. ⁠Павлов Н. В. Правовое регулирование муниципального управления: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Краснодар, 2002. — 191 с.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное управление, местное самоуправление, деятельность, муниципальная власть, электронный документооборот, аспект, должностное лицо органов, искусственный интеллект, орган, рамка реализации.


Ключевые слова

искусственный интеллект, Электронный документооборот, муниципальное управление, цифровизация, моносервисы, стандартизированные информационные системы

Похожие статьи

Задать вопрос