В статье собрана подробная информация об особенностях профессионального выбора старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональный выбор, особенности профессионального выбора, старший школьный возраст.
С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская в своих работах рассматривают проблему профессионального самоопределения во взаимосвязи с исследованиями жизненного пути человека. С. Л. Рубинштейн показал, что проблема самоопределения зависит от взаимоотношений человека с окружающим миром. Он считал, что отношение человека к самому себе — является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения и в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему [8].
Первоначально на профессиональном выборе как психическом факторе в русской психологии, сделал акцент С. Л. Рубинштейн, подчеркивая важность внутренних сил, изменяющих внешние действия. Идеи С. Л. Рубинштейна развивались в работах К. А. Абульхановой-Славской, И. С. Кона, И. В. Дубровиной, Л. И. Божович, В. Ф. Сафина и Г. П. Никова. В зарубежной психологической науке термину «самоопределение» соответствует понятие «идентичность» [11].
Явление идентичности рассматривается в работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, А. Ватермана, И. Гофмана, Ю. Хабермаса и пр. Авторы освещают особенности и стадии протекания процессов достижения личностной и социальной идентичности [3].
Основным фактором, который может влиять на профессиональное самоопределение в системе образования, выделяют психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Данный аспект является неотъемлемой частью образовательного процесса. От правильно спланированного и реализованного сопровождения выпускников, будет зависеть формирование их личности, социальной коммуникации и ответственности [10].
В нахождении собственной профессиональной ориентации, выпускники и ученики старших классов выделяют ключевую роль педагогов. Ведь именно они способны помочь им понять положительные и отрицательные стороны определенных отраслей профессиональной деятельности, а также разных профессий. В связи с такой важной ролью, каждый педагог должен быть осведомлен о различных профессиях и возможных карьерных путях [4].
Профессиональное самоопределение по мнению Н. С. Прижникова, является длительный и многомерный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. А данный аспект является непосредственной частью новообразования подросткового возраста [9].
Профессиональное самоопределение — сложный и многоступенчатый процесс, рассматриваемый с разных сторон, с разных позиций и точек зрения. С одной стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как задачу, поставленную обществом перед конкретным человеком (социологический подход). С другой стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс принятия целой серии следующих одно за другим решений, при этом индивидуум старается сохранить равновесие между своими предпочтениями, влечениями и потребностями общества (социально-психологический подход). Еще один подход рассматривает профессиональное самоопределение — как процесс вырабатывания индивидуального стиля жизни, немаловажная часть которого — профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход) [12].
Н. С. Пряжников в своих работах писал о том, что профессиональное самоопределение — это длительный и сложный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности, который является компонентом личностного новообразования старшего школьного возраста. Он считает, что профессиональное самоопределение — это процесс, состоящий из нескольких этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В своих работах Н. С. Пряжников рассматривал вопрос личностного самоопределения как поиск «образа я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди людей, которые его окружают [9].
С точки зрения Е. А. Климова, самоопределение — это деятельность человека, которая заключается в создании образов желаемого будущего, осознании себя, своих личностных качеств, своего места среди других людей [5]. Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
- гностический (перестройка сознания и самосознания);
- практический (реальные изменения социального статуса человека). В ранней юности процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности, в свою очередь формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения [6].
В этом возрасте у старшеклассника происходит смена взглядов. Самоанализ становится более осознанным, в том числе к профессиональной сфере [7]. В подростковом возрасте процесс самоопределения занимает главное место в развитии личности ребенка. Содержание развития личности направленно на формирование профессионально-квалификационной направленности, что в свою очередь образует основное содержание самоопределения [5].
Е. А. Климов предложил модель — «восьмиугольник основных факторов выбора профессии», которая отражает основные факторы, на которые ориентируется школьник при выборе профессии [6].
Американский исследователь Дж. Холланд в своей теории выдвигает положение о том, что выбираемая профессия напрямую зависит от сформировавшегося у человека типа личности. Основная идея теории Дж. Холланда заключается в том, что успех и удовлетворенность в профессии определяется тем, в какой степени тип личности человека соответствует профессиональному типу среды [10]. В западной культуре можно выделить шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип формируется под влиянием культурных и личностных факторов (родители, социальный класс, физическое окружение, наследственность) [2].
В Японии профессиональная ориентация является одним из основных направлений государственной политики. Японский ученый С. Фукуяма определяет три основных фактора профессионального самоопределения — самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Чтобы выбрать профессию, учащиеся должны проанализировать свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу. Причем, самоанализ проходит под наблюдением взрослых, выступающих в качестве экспертов (родители, учителя, психологи). Это является необходимым условием для того, чтобы у подростка сложилась адекватная оценка своих способностей [1].
Исходя из приведенной информации, можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников представляет собой процесс формирования отношения к профессионально-трудовой сфере, осуществляемый через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. В этом возрасте происходит отказ от подростковых фантазий, а выбор профессии начинает осуществляться на основе оценки интересов, уровня учебной подготовки, здоровья, склонностей и возможностей.
Литература:
- Gruszka A., Tang M. The 4P’s Creativity Model and its Application in Different Fields In book: Handbook of the management of creativity and innovation: Theory and practice (pp.51–71) Chapter: 3 — Publisher: World Scientific PressEditors: Tang Min, Christian H. Werner, May 2017. — URL: https://www.researchgate.net/publication/316644392_The_4P's_Creativity_Model.
- Варданян, Н. Т. Теоретический обзор исследований развития личности и социальной идентичности [Текст] / Н. Т. Варданян // Научно-издательский центр «Социосфера» Факультет бизнеса Высшей школы экономики в Праге Информационный центр. Материалы II международной научно-практической конференции. — 2012–23–27 с.
- Войтюк, Д. К. Влияние рефлексии на формирование психологической готовности личности к профессиональной деятельности. [Текст] / Д. К. Войтюк // Дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск. — 2004. — 224 с.
- Захарова, О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе [Электронный ресурс] / О. Г. Захарова// Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Свое издательство. — 2017. — 15–17 с. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734
- Князева, Т. Н. Мотивационные предпочтения выбора профессии в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Т. Н. Князева, Л. А. Смолина // Нижегородский психологический альманах. — 2015. — № 1; Режим доступа: psykaf417.esrae.ru/ru/1–8
- Коджешау, М. А. Компьютерное тестирование как инструмент определения уровня креативности. [Текст] / М. А. Коджешау // Сборник материалов 13-й Международной научно-практической конференции. НИЦ «Апробация». — 2016. — 30–32 с.
- Мальцева, Л. В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / Л. В. Мальцева // Вестник, серия 12, выпуск 4 — Санкт-Петербург: СПбГУ. — 2010. — 115–119 с.
- Миронова-Тихомирова, А. С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза: Дисс. … канд. психол. наук. [Текст] / А. С. Миронова-Тихомирова // Хабаровск. — 2006. — 161 с
- Рекешева, Ф. М. Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов: Дисс. канд. психол. наук. [Текст] / Ф. М. Рекешева // Астрахань. — 2007. — 156 с.
- Столяренко, Л. Д. Общая психология [Текст] / Столяренко Л. Д. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 2000. — 672 с.
- Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко — М., 2018. — 591 с
- Тажина, Г. О. Социальные факторы готовности к профессиональному выбору старшеклассников [Текст] / Г. О. Тажина, Л. Д. Горбунова, Л. Н. Едыгенова. // Проблемы педагогики. — 2016. — № 7 (18). — С. 31–41.