Особенности профессионального выбора старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 25.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шаблиевский, М. Ю. Особенности профессионального выбора старшеклассников / М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122184/ (дата обращения: 31.01.2025).



В статье собрана подробная информация об особенностях профессионального выбора старшеклассников.

Ключевые слова: профессиональный выбор, особенности профессионального выбора, старший школьный возраст.

С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская в своих работах рассматривают проблему профессионального самоопределения во взаимосвязи с исследованиями жизненного пути человека. С. Л. Рубинштейн показал, что проблема самоопределения зависит от взаимоотношений человека с окружающим миром. Он считал, что отношение человека к самому себе — является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения и в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему [8].

Первоначально на профессиональном выборе как психическом факторе в русской психологии, сделал акцент С. Л. Рубинштейн, подчеркивая важность внутренних сил, изменяющих внешние действия. Идеи С. Л. Рубинштейна развивались в работах К. А. Абульхановой-Славской, И. С. Кона, И. В. Дубровиной, Л. И. Божович, В. Ф. Сафина и Г. П. Никова. В зарубежной психологической науке термину «самоопределение» соответствует понятие «идентичность» [11].

Явление идентичности рассматривается в работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, А. Ватермана, И. Гофмана, Ю. Хабермаса и пр. Авторы освещают особенности и стадии протекания процессов достижения личностной и социальной идентичности [3].

Основным фактором, который может влиять на профессиональное самоопределение в системе образования, выделяют психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Данный аспект является неотъемлемой частью образовательного процесса. От правильно спланированного и реализованного сопровождения выпускников, будет зависеть формирование их личности, социальной коммуникации и ответственности [10].

В нахождении собственной профессиональной ориентации, выпускники и ученики старших классов выделяют ключевую роль педагогов. Ведь именно они способны помочь им понять положительные и отрицательные стороны определенных отраслей профессиональной деятельности, а также разных профессий. В связи с такой важной ролью, каждый педагог должен быть осведомлен о различных профессиях и возможных карьерных путях [4].

Профессиональное самоопределение по мнению Н. С. Прижникова, является длительный и многомерный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. А данный аспект является непосредственной частью новообразования подросткового возраста [9].

Профессиональное самоопределение — сложный и многоступенчатый процесс, рассматриваемый с разных сторон, с разных позиций и точек зрения. С одной стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как задачу, поставленную обществом перед конкретным человеком (социологический подход). С другой стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс принятия целой серии следующих одно за другим решений, при этом индивидуум старается сохранить равновесие между своими предпочтениями, влечениями и потребностями общества (социально-психологический подход). Еще один подход рассматривает профессиональное самоопределение — как процесс вырабатывания индивидуального стиля жизни, немаловажная часть которого — профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход) [12].

Н. С. Пряжников в своих работах писал о том, что профессиональное самоопределение — это длительный и сложный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности, который является компонентом личностного новообразования старшего школьного возраста. Он считает, что профессиональное самоопределение — это процесс, состоящий из нескольких этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В своих работах Н. С. Пряжников рассматривал вопрос личностного самоопределения как поиск «образа я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди людей, которые его окружают [9].

С точки зрения Е. А. Климова, самоопределение — это деятельность человека, которая заключается в создании образов желаемого будущего, осознании себя, своих личностных качеств, своего места среди других людей [5]. Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

  1. гностический (перестройка сознания и самосознания);
  2. практический (реальные изменения социального статуса человека). В ранней юности процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности, в свою очередь формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения [6].

В этом возрасте у старшеклассника происходит смена взглядов. Самоанализ становится более осознанным, в том числе к профессиональной сфере [7]. В подростковом возрасте процесс самоопределения занимает главное место в развитии личности ребенка. Содержание развития личности направленно на формирование профессионально-квалификационной направленности, что в свою очередь образует основное содержание самоопределения [5].

Е. А. Климов предложил модель — «восьмиугольник основных факторов выбора профессии», которая отражает основные факторы, на которые ориентируется школьник при выборе профессии [6].

Американский исследователь Дж. Холланд в своей теории выдвигает положение о том, что выбираемая профессия напрямую зависит от сформировавшегося у человека типа личности. Основная идея теории Дж. Холланда заключается в том, что успех и удовлетворенность в профессии определяется тем, в какой степени тип личности человека соответствует профессиональному типу среды [10]. В западной культуре можно выделить шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип формируется под влиянием культурных и личностных факторов (родители, социальный класс, физическое окружение, наследственность) [2].

В Японии профессиональная ориентация является одним из основных направлений государственной политики. Японский ученый С. Фукуяма определяет три основных фактора профессионального самоопределения — самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Чтобы выбрать профессию, учащиеся должны проанализировать свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу. Причем, самоанализ проходит под наблюдением взрослых, выступающих в качестве экспертов (родители, учителя, психологи). Это является необходимым условием для того, чтобы у подростка сложилась адекватная оценка своих способностей [1].

Исходя из приведенной информации, можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников представляет собой процесс формирования отношения к профессионально-трудовой сфере, осуществляемый через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. В этом возрасте происходит отказ от подростковых фантазий, а выбор профессии начинает осуществляться на основе оценки интересов, уровня учебной подготовки, здоровья, склонностей и возможностей.

Литература:

  1. Gruszka A., Tang M. The 4P’s Creativity Model and its Application in Different Fields In book: Handbook of the management of creativity and innovation: Theory and practice (pp.51–71) Chapter: 3 — Publisher: World Scientific PressEditors: Tang Min, Christian H. Werner, May 2017. — URL: https://www.researchgate.net/publication/316644392_The_4P's_Creativity_Model.
  2. Варданян, Н. Т. Теоретический обзор исследований развития личности и социальной идентичности [Текст] / Н. Т. Варданян // Научно-издательский центр «Социосфера» Факультет бизнеса Высшей школы экономики в Праге Информационный центр. Материалы II международной научно-практической конференции. — 2012–23–27 с.
  3. Войтюк, Д. К. Влияние рефлексии на формирование психологической готовности личности к профессиональной деятельности. [Текст] / Д. К. Войтюк // Дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск. — 2004. — 224 с.
  4. Захарова, О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе [Электронный ресурс] / О. Г. Захарова// Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Свое издательство. — 2017. — 15–17 с. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734
  5. Князева, Т. Н. Мотивационные предпочтения выбора профессии в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Т. Н. Князева, Л. А. Смолина // Нижегородский психологический альманах. — 2015. — № 1; Режим доступа: psykaf417.esrae.ru/ru/1–8
  6. Коджешау, М. А. Компьютерное тестирование как инструмент определения уровня креативности. [Текст] / М. А. Коджешау // Сборник материалов 13-й Международной научно-практической конференции. НИЦ «Апробация». — 2016. — 30–32 с.
  7. Мальцева, Л. В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / Л. В. Мальцева // Вестник, серия 12, выпуск 4 — Санкт-Петербург: СПбГУ. — 2010. — 115–119 с.
  8. Миронова-Тихомирова, А. С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза: Дисс. … канд. психол. наук. [Текст] / А. С. Миронова-Тихомирова // Хабаровск. — 2006. — 161 с
  9. Рекешева, Ф. М. Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов: Дисс. канд. психол. наук. [Текст] / Ф. М. Рекешева // Астрахань. — 2007. — 156 с.
  10. Столяренко, Л. Д. Общая психология [Текст] / Столяренко Л. Д. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 2000. — 672 с.
  11. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко — М., 2018. — 591 с
  12. Тажина, Г. О. Социальные факторы готовности к профессиональному выбору старшеклассников [Текст] / Г. О. Тажина, Л. Д. Горбунова, Л. Н. Едыгенова. // Проблемы педагогики. — 2016. — № 7 (18). — С. 31–41.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональный выбор, выбор профессии, основное содержание самоопределения, подростковый возраст, процесс самоопределения, работа, старший школьный возраст, том.


Ключевые слова

профессиональный выбор, старший школьный возраст, особенности профессионального выбора

Похожие статьи

Задать вопрос