Сущность креативности и ее проявление в старшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 25.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Шаблиевский, М. Ю. Сущность креативности и ее проявление в старшем школьном возрасте / М. Ю. Шаблиевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122185/ (дата обращения: 31.01.2025).



В статье представлена теоретическая информация по тематике креативности в старшем школьном возрасте.

Ключевые слова: креативность, проявления креативности, старший школьный возраст.

Для того, чтобы раскрыть суть креативности, структуру и характерные особенности понятия, рассмотрим необходимые теоретические данные в научных трудах различных ученых.

Справочник по психологии описывает понятие креативности как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [5].

На ряду с данным определением, принято говорить о креативности как о способности к творческой деятельности. Данная способность отличается отклонением от стандартных и базовых цепочек мышления, что приводит к появлению новых оригинальных, лежащих в разных плоскостях, быстрых идей [1].

Л. С. Выготский говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [2].

Одним из первых ученых, занимавшихся проблематикой креативности, был Л. Терстоун. Исследователь в своих записях обращает внимание на «разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности факторов неинтеллектуальных, в первую очередь темперамента».

Определенная концепция творческой деятельности обрела более целостный вид и некоторую славу только после изысканий Дж. Гилфорда. Предложенная им концепция вносит различия между конвергенцией и дивергенцией. Ученый подчеркивал важность операции дивергенции, называя ее основой креативности. Данную особенность исследователь называл определенным типом мышления, которое способно двигаться в разных направлениях. На основе своих открытий ученый предлагает несколько параметров, характеризующих креативность: оригинальность; семантическая гибкость; образная адаптивная гибкость; семантическая спонтанная гибкость [6].

Изучая на практике, какое мышление развивается у детей больше, психолог пришел к выводу, что в процессе роста и обучения в большей степени развивается конвергентное мышление, а это в свою очередь препятствует формированию творческих способностей. Последователь исследований в области креативности Е. П. Торренс, продолжал исследовать креативное мышление. По мнению, Е. П. Торренса креативность — это «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знании, дисгармонии и т. д» [4].

Современными исследователями было сформировано из нескольких теорий список критериев креативности продукта и их определения. Значения критериев были сформулированы в ходе научно-исследовательской работы, согласованы и дополнены экспертными мнениями. К данным критериям можно отнести:

  1. Оригинальность. Как и в исследованиях Гилфорда, описывает наличие максимально отличающихся идей и не очевидных ответов, которые выделяют индивида из определенной статистики.
  2. Восприимчивость. Повышенная чувствительность и внимательность к мелочам, определение и выделение предмета из большого множества.
  3. Метафоричность. Способность видеть между строк определенный скрытый смысл. Также описывается как способность находить в простом сложное, «сравнивать используемые понятия с другими необычными путями».
  4. Осмысленность продукта. Критерий креативности, который описывает неслучайность полученных ответов и идей. Индивид осознает все ассоциации и выделяемый контекст.
  5. Гибкость. Способность развития различных плоскостей мышления индивидом.
  6. Воображение. Создание концептуально нового продукта через преобразование прошлых знаний и идей.
  7. Чувство юмора. Способность акцентировать внимание на различных противоречиях в предложенных заданиях, задачах; акцентирование внимания на противоречиях [6].

Оригинальный тест, построенный на собственной концепции креативности, предложен американским психологом С. Медником. В тесте С. Медника для диагностики креативности используется «оценка отдаленных ассоциаций». Автор исходит из того, что в творческом процессе присутствуют обе составляющие: как дивергентная, так и конвергентная. Чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс их решения. Все элементы должны быть увязаны по смыслу, логически. Автор подчеркивает, что при этом решения могут быть как творческими, так и стереотипными.

В. Н. Дружинин отмечает, что сотрудники его лаборатории, проводившие ревалидизацию теста С. Медника на русской выборке, — Т. В. Галкина и Л. Г. Хуснутдинова — обнаружили существенную разницу в ответах испытуемых в условиях ограничения времени выполнения заданий и при отсутствии таких ограничений. Ограничение лимита времени негативно сказалось на ответах как высококреативных, так и низкокреативных обследуемых, при этом влияние фактора отсутствия лимита времени на высококреативных было значительно большим [3].

Л. Г. Хуснутдиновой обнаружена еще одна особенность: оригинальные ответы появляются не на первых стадиях решения творческих задач, а спустя некоторое время. Вероятно, требуется время на преодоление инерции мышления. Другой не менее интересный результат, полученный в данных исследованиях, заключается в том, что стимуляция речемыслительной креативности путем создания у испытуемых установки на творческий, оригинальный ответ, повышает результативность ответов испытуемых, но в большей мере это влияет на продуктивность низкокреативных детей [7].

Таким образом, исходя из приведенной выше информации, можно сказать, что креативность это в первую очередь не конкретное понятие, а совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Креативность не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области. Креативность в подростковом возрасте имеет свойственные для данного возраста особенности. Подростки более идейны и креативны, стремятся показать себя в разных сферах жизни, выделяя себя среди таких же сверстников.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М., Педагогика, 2019. — 534 с.
  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. [Текст] / В. Н. Дружинин // — СПб.: Издательство «Питер». — 1999. — 368 с.
  3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 2008. — 304 с.
  4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов // — М.: Издательский центр «Академия». — 2007. — 304 с.
  5. Попов, П. П. Инновационные и традиционные подходы к развитию и оценке креативности [Текст] / П. П. Попов, П. Г. Бондарева // Педагогика: история, перспективы. — 2020. — Том. 3. № 5. 62–76 с.
  6. Ревина, И. А. Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте: Дисс. … канд. психол. наук. [Текст] / И. А. Ревина // Нижний Новгород. — 2008–236 с.
  7. Секретарева, В. О. Модель профессионального самоопределения [Текст] / В. О. Секретарева // Уральский государственный педагогический университет — 2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, креативность, творческая деятельность, старший школьный возраст.


Ключевые слова

креативность, старший школьный возраст, проявления креативности

Похожие статьи

Задать вопрос