Особенности временной перспективы в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 25.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. И. Особенности временной перспективы в юношеском возрасте / А. И. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122186/ (дата обращения: 31.01.2025).



В статье представлена теоретическая информация по теме особенности временной перспективы в юношеском возрасте.

Ключевые слова: временная перспектива, юношеский возраст, особенности.

Под временной перспективой можно понять самопознание, имеющее сложную факторную структуру, которая объединяет афферентный синтез, смысл жизни, принятие результата действия, сознательные эффекты, ответственность за жизнь и набор коррелятов их восприятия своего прошлого, настоящего и будущего, а также адекватную мобилизацию организм, когда все его функциональные системы работают оптимально и удовлетворяют потребности. К. Левин был тем, кто первым среди психологов заявил о создании модели временного пространства. Согласно его убеждениям, во времени есть несколько мест: настоящее, близкое и далекое прошлое и будущее, а в пространстве есть несколько уровней: истинный уровень и то, что лежит в основе фантазии (нереального).

Концепция человеческого восприятия времени основана на взаимодействии объективного отсчета (измеряемого хронологическими приборами) и субъективного (сформированного персональными интерпретациями). Согласно представлениям К. Левина, существует взаимозависимость между настоящим, прошлым и будущим, которая базируется на интеграции последних двух в контекст настоящего. В рамках его теоретических положений, восприятие настоящего неразрывно связано с обращением к прошлому опыту и представлением человеком будущего. Таким образом, осознавая и проживая текущую действительность, индивид неизменно включает в этот процесс как ретроспективу прошлого, так и планирование перспектив [6, с. 25].

Ж. Ньюттен разграничил «временную перспективу, временную ориентацию и временной аттитюд или отношение ко времени». По мнению исследователя, временную перспективу индивида можно описать как явления определенного характера, которые представлены в его сознании как некие эпизоды из его пережитого опыта и будущих событий.

По мнению В. Ленса, по мере взросления человек обретает определенное познание собственной временной перспективы, основываясь на прошлом опыте и предвосхищении возможного будущего. Подобное восприятие, по мнению автора, усиливается и становится более сложным конструктом нашего сознания, которое может быть неким отражением уникального жизненного пути человека.

«Юность рассматривается как психологический возраст перехода к независимости, период самоопределения, доступа к интеллекту, идеологической зрелости и гражданственности, формирования мировоззрения, нравственного сознания и самосознания» [2].

Юношеский возраст характеризуется завершением процесса формирования тела человека. Этот возраст также интересен проявлением некоторых общественных обязанностей: получение паспорта гражданина страны, возможность выбора профессии, учебная и научная деятельность в высших учебных заведениях, наступление уголовной ответственность за свои действия и так далее. Все это накладывает определенный отпечаток на сознание человека, который имеет определенный уникальный жизненный опыт, что влияет на его осознание временной перспективы, сильно меняющейся вместе с социальными явлениями [3, с. 207].

Проблематика жизненной перспективы человека начало интересовать ученых и философов еще во второй половине XX века. Проблемой личности как субъекта жизни занимались К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Логинова, Л. И. Анцыферова, Т. Б. Карцева и др. В настоящее время изучение проблем жизненного пути продолжается, в чем убеждают результаты исследований таких психологов, как: В. И. Ковалев, А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров, К. В. Карпинский, В. М. Слуцкий, С. С. Гончарова и М. И. Яковчук. В работах К. А. Абульхановой-Славской, ее сотрудников и учеников отношения «личность — жизнь» определяются целостным подходом [1].

На современном этапе развития научных знаний отмечается увеличение объема эмпирических данных, указывающих на значительное влияние не только предшествующего опыта, но и перспективного видения на поведенческую активность индивида, так называемым «опережающим отражением». Соответственно, наши действия, поведение, и то, как мы используем свой ум и тело, во многом зависят от того, какое будущее мы себе представляем. То есть, мечты, планы, и то, как человек видит себя в будущем, определяют нынешнее положение дел.

В. Э. Чудновский описывает овладение временем прежде всего как умение видеть своё будущее, планировать его и думать о том, как мы хотим там себя чувствовать. Нужно стараться воплощать свои планы в жизнь и стремиться стать лучше [7, с. 304].

«Переживание собственной уникальности приводит к открытию одиночества, поэтому чувство текучести и необратимости времени сталкивает юношество с проблемой конечности своего существования и темой смерти. Она занимает много места в дневниках, размышлениях, чтении и интимных беседах, что свидетельствует о формировании еще одного элемента юношеского самосознания — философской рефлексии» [4, с. 140].

Временная перспектива в юношеском возрасте переживает свое созревание и этот процесс требует серьезных затрат от организма и его психики в целом, так как картина мира и окружения постепенно меняется, заполняясь как новыми приоритетами, так и старыми. В процессе создания временной перспективы сохраняется опасность отказа юношей брать ответственность за собственные действия и судьбу, уделяя большее внимание или даже утопая в прошлом, в настоящем времени отличаясь инфантилизмом и наивностью, путая подобное поведение с неким планированием жизни. Здоровым и конструктивным решением подобного кризиса в следствии формирования временной перспективы является появление способности предвосхищать собственное будущее, реализуя планы и цели в настоящем, применяя опыт прошлых лет.

Представления юношей о возможностях, которые могут дать те или иные этапы человеческой жизни, отличаются повышенной субъективностью. В 16 лет может казаться, что в 25 лет жизнь прожита, она кончается, взрослость отождествляется с неподвижностью и обыденностью. Поэтому в юноше конфликтно существуют страстная жажда нового, взрослого опыта и страх перед жизнью, желание не взрослеть, что в свою очередь определяет специфику восприятия времени, что оказывает в дальнейшем существенное влияние на его дальнейшее развитие. Исходя из сказанного выше, возникает необходимость исследования особенностей переживания прошлого, настоящего и будущего в данный возрастной период [5, с. 47].

Исходя их всего описанного выше, можно подытожить тему понятия временной перспективы в юношеском возрасте, описывая ее как структурно сложную психическую конструкцию, которая включает в себя анализ пережитого опыта, целеполагание и установка приоритетов, принятие ответственности за собственные действия в настоящем. Также данное определение вмещает в себе удовлетворение потребностей, находящихся как в настоящем времени, так и в предвосхищенном будущем, на которое ориентированы социально активные люди юношеского возраста. Понять как общую тенденцию временную перспективу можно с трудом, ведь данная величина является очень субъективной в рассматриваемом возрасте, из-за чего выборка будет сильно варьироваться. На это в первую очередь влияет пережитый индивидуальный опыт, который весьма трудно учитывать в статистических исследованиях.

Литература:

  1. Анисимова, Д. О. Особенности развития временной перспективы в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / Д. О. Анисимова // Мировая наука. — 2022. — № 11 (68). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vremennoy-perspektivy-v-yunosheskom-vozraste
  2. Белановская, О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве [Электронный ресурс] / О. В. Белановская // Проблемы социальной психологии личности — 2023. — Режим доступа: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/sgu_socialpsy/contents/30275
  3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов // Ростов на Дону: Феникс. — 2008. — 304 с.
  4. Плахотникова, И. В. Особенности развития личностной саморегуляции в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / И. В. Плахотникова // Журнал Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций — 2017. № 1 — С.139–144. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24357711.
  5. Савина, Е. А. Проблема развития произвольной регуляции у детей в современной западной психологии [Текст] / Е. А. Савина // Современная зарубежная психология. — 2020. — Том 4. № 4. — С. 45–54.
  6. Утина, Л. А. Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков в условиях СОШ [Текст] / Л. А. Утина // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 80–81.
  7. Шигапова, Л. Г. Исследование волевой саморегуляции подростков и юношей [Текст] / Л. Г. Шигапова // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5–2. — С. 304–305.
Основные термины (генерируются автоматически): временная перспектива, юношеский возраст, будущее, настоящее, время, жизнь, пережитый опыт, прошлый опыт.


Похожие статьи

Задать вопрос