В статье рассматриваются правовые аспекты определения беспилотных воздушных судов на территории Российской Федерации. Подробно рассматривается вопрос регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов беспилотных летательных аппаратов. Указан ряд несовершенств нормативного правового акта, регулирующего взимание платы за аэронавигационное обслуживание. Дана оценка необходимости правовой регламентации установления сборов за аэронавигационное обслуживание беспилотных воздушных судов массой до 30 кг.
Ключевые слова: беспилотное воздушное судно, правовое регулирование, аэронавигационное обслуживание, аэронавигационный сбор, правовая регламентация.
The article discusses the legal aspects of the definition of «unmanned aircraft» in the Russian Federation. The issue of regulating payment for air navigation services for flights of unmanned aerial vehicles is being considered in detail. A number of disadvantages are indicated in the legal act regulating the collection of payments for air navigation services. An assessment is given of the need for legal regulation of the establishment of payments for air navigation services for unmanned aircraft weighing up to 30 kg.
Keywords: unmanned aircraf, legal regulation, air navigation servise, air navigation payment .
Беспилотные воздушные суда являются на сегодняшний день новым этапом развития мировой и отечественной авиации. Компактные, обладающими превосходными летно-техническими характеристиками, беспилотные летательные аппараты являются универсальными ассистентами во многих сферах деятельности: транспортная сфера, сельское хозяйство, контрольная (надзорная) деятельность и т. д. Стоит подчеркнуть, что перечень выполняемых задач при помощи беспилотных воздушных судов расширяется на регулярной основе ввиду простоты и экономической выгоды их использования, возрастает популярность эксплуатации беспилотных летательных аппаратов у граждан (в личных целях) и организаций (в интересах бизнеса), поэтому применение беспилотников должно быть законодательно урегулированным в полном объеме.
Что такое БВС в контексте воздушного законодательства? Ответ на этот вопрос регламентирует п.5 ст. 32 «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.08.2024), законодатель приводит легальное определение «Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)». На рис. 1 представлен наиболее распространенный тип БВC — «квадрокоптер», владельцами которого являются, преимущественно, физические лица.
Рис. 1. Квадрокоптер DJI Mavic 3 Classic
Обратимся к проблеме аэронавигационного обслуживания полетов беспилотных воздушных судов в Российской Федерации. П.1 ст.69 ВЗК РФ: «Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов, включая обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов, в том числе предоставление поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы , если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации». Следует акцентировать внимание на наличие факта регулирования (на уровне Федерального закона) законодателем предоставления услуг по аэронавигационному обслуживанию на условиях возмездной платы, причем, на паритетных условиях. В связи с этим, предлагаем рассмотреть «Приказ Минтранса РФ от 27.04.2024 N 149 (вступает в силу с 01.03.2025)», детально регламентирующий установление и взимание аэронавигационных сборов:
«23. Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движении и на маршрутах полета устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве, обеспеченном диспетчерским обслуживанием (в воздушном пространстве класса А и класса С), на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации, местных воздушных линиях, а также вне маршрутов обслуживания воздушного движения и в воздушном пространстве свободной маршрутизации, включая оказание (выполнение) следующих услуг (работ):
- организация воздушного движения;
- планирование и координирование использования воздушного пространства;
- предоставление средств радиотехнического обеспечения полетов, включая обеспечение авиационной электросвязи;
- аварийное оповещение и координация полетов при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ;
- передача экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;
- обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах;
- обеспечение дежурств и тренировочных полетов поисково-спасательных воздушных судов и их экипажей;
- сбор, обработка, передача и предоставление метеорологической информации, включая передачу экипажам метеорологической информации на этапе подготовки к полету, в том числе в электронном виде.
25. Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и на маршрутах полета устанавливается на 100 километров расстояния, рассчитанного по ортодромии по маршруту полета, дифференцированно для внутренних и международных полетов и по максимальной взлетной массе воздушных судов:
- от 0,03 тонн включительно до 2 тонн включительно;
- свыше 2 тонн до 5 тонн 700 килограмм включительно;
- свыше 5 тонн 700 килограмм до 20 тонн включительно;
- свыше 20 тонн до 50 тонн включительно;
- свыше 50 тонн до 100 тонн включительно;
- свыше 100 тонн до 200 тонн включительно;
- свыше 200 тонн до 300 тонн включительно;
- свыше 300 тонн до 400 тонн включительно;
- свыше 400 тонн.
Проводя исследование пункта 23 «Приказ Минтранса РФ от 27.04.2024 N 149», следует обратить внимание на многообразие предоставляемых услуг, которые включены в комплексный термин «аэронавигационное обслуживание». Пунктом 25 «Приказ Минтранса РФ от 27.04.2024 N 149» регламентированы основные категории воздушных судов, для которых, дифференцированно, установлен аэронавигационный сбор. Стоит подчеркнуть, что законодатель устанавливает сбор, начиная с категории воздушных судов максимальной взлетной массы 0,03 т (куда входят беспилотные воздушные суда массой 30 кг и более, внешние пилоты которых входят в категорию лиц авиационного персонала и имеют свидетельство).
Возникает вопрос, каким образом возможно урегулировать установление сборов для самой распространенной категории беспилотных воздушных судов массой от 125 г до 30 кг, которая не включена в перечень законодателем? Следует отметить, что деятельность по использованию воздушного пространства такими аппаратами осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений ( представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 ). Как пользователю воздушного пространства (в рассматриваемом случае — внешнему пилоту беспилотного воздушного судна) следует оплачивать предоставленную аэронавигационную услугу? За время, на которое будет «зарезервирована» зона ограничений для выполнения полета такого пользователя воздушного пространства? Или за пройденное расстояние в зоне ограничений, что, в большинстве случаев, невозможно объективно установить, ввиду особенностей работы системы наблюдения обслуживания воздушного движения и, зачастую, малой высотой полета таких беспилотных летательных аппаратов? На сегодняшний день указанные аспекты законодательно не установлены. Полагаем, что рассмотрение возможности разработки методики расчета, установления и правовой регламентации аэронавигационных сборов для беспилотных воздушных судов массой от 125 г до 30 кг, будет являться положительным шагом на пути к развитию аэронавигационной отрасли, поскольку, благодаря установлению (даже незначительной) суммы сбора, кратно улучшится финансово-экономическое состояние аэронавигационной системы, а государство, в свою очередь, получит в бюджет дополнительные средства.
Литература:
- «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023). // [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения 23.01.2025)
- Приказ Минтранса России от 27.06.2011 N 171 (ред. от 10.08.2017) «Об утверждении Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2011 N 21481) // [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117641 // (дата обращения 23.01.2025).
- Приказ Минтранса России (Министерство транспорта РФ) от 27 апреля 2024 г. № 149 «Об утверждении Порядка аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации и с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекс» — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409013434/ // (дата обращения 23.01.2025)