Некоторые аспекты правоспособности некоммерческих организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 25.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Бокова, М. Н. Некоторые аспекты правоспособности некоммерческих организаций / М. Н. Бокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 368-372. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122208/ (дата обращения: 31.01.2025).



В последние годы значительно возросла роль и влияние общественных организаций на многие сферы жизни общества: экономическую, социальную, духовную, культурную, политическую и другие. Тем не менее, некоторые вопросы их правового положения в системе юридических лиц остаются неурегулированными, это препятствует развитию, стабильности, прозрачности и эффективности деятельности некоммерческих организаций. В данной статье рассматриваются вопросы, которые касаются правосубъектности и правоспособности некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Особое внимание уделяется их положению в гражданском обороте Российской Федерации. Проведен краткий анализ законодательства. Представлен перечень организационно-правовых форм общественных объединений, которые согласно закону вправе осуществлять деятельность при отсутствии государственной регистрации. В статье приведены предусмотренные законом основания и последствия принятия такого решения.

Ключевые слова : некоммерческая организация, общественное объединение, государственная регистрация, юридическое лицо, специальная правосубъектность, правоспособность, вид деятельности.

В системе юридических лиц Российской Федерации некоммерческая организация представляет собой особый вид юридического лица, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Гражданский кодекс РФ в статье 50 определяет некоммерческую организацию как юридическое лицо, не имеющее основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками. [2] Аналогичное определение дает Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов некоммерческих организаций, определяет порядок их создания и деятельности на территории Российской Федерации. [12]

Виды разрешенной законом деятельности некоммерческих организаций определяются широким кругом организационно-правовых форм, ключевыми характеристиками их гражданско-правового статуса, многообразием целей, зафиксированных учредительными документами и Уставами. Главным условием осуществления выбранного вида деятельности является его закрепление в Уставе организации, утвержденном учредителями.

Общие формулировки, приведенные в законе, не конкретизирующие направления и количество видов деятельности общественных организаций, оставляющих этот перечень открытым, дают законодателю возможность их развития в специальном законодательстве об отдельных видах НКО. Пункт 1 статьи 50 ГК РФ содержит четкое указание на то, что независимо от вида НКО, ее деятельность должна соответствовать целям, предусмотренным учредительными документами организации. [2]

Таким образом, не является закрытым установленный законодателем перечень целей, для достижения которых создана некоммерческая организация, также как и перечень видов деятельности, осуществляемой для реализации поставленных целей. Право определять исчерпывающий перечень целей и видов деятельности делегировано учредителям организации.

В соответствие с законом, НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. [12]

Исходя из перечисленных целей, приведем некоторые основные виды деятельности НКО:

— социальное обслуживание, поддержка и защита;

— охрана окружающей среды и защита животных;

— охрана объектов исторического, культурного значения, ценных природных ландшафтов;

— оказание юридической помощи;

— благотворительность и волонтерство;

— патриотическое воспитание;

— увековечение памяти жертв политических репрессий;

Для понимания сущности НКО, их важности для общества, возможности дать правовую характеристику организации необходимо определить их правосубъектность.

Подчеркнем, что правосубъектность некоммерческих организаций является специальной, это обусловлено тем, что НКО вправе осуществлять только ту деятельность, которая соответствует целям создания организации и должна быть отражена в учредительных документах. В свою очередь, цели создания определяют объем специальной правосубъектности и ее структурного элемента — правоспособности, каждой конкретной организации. То есть объем специальной правосубъектности у разных некоммерческих организаций различен, он определяется для каждой конкретной организации и регулируется законом. [3]

Именно цель создания определяет объем специальных правомочий и предмет, то есть совокупность видов деятельности, в рамках которого субъект приобретает те или иные права и обязанности. Статья 49 Гражданского кодекса РФ определяет цель и вид деятельности НКО как два необходимых критерия способности иметь гражданские права и нести обязанности.

Следует иметь в виду, что получение некоммерческой организацией лицензии не свидетельствует о наличии специальной правоспособности для осуществления лицензируемого вида деятельности, если он отсутствует в учредительных документах. Специальная правоспособность подразумевает, что все виды деятельности, которыми организация планирует заниматься, должны быть прямо прописаны в уставе. В случаях с некоммерческими организациями, специальная правосубъектность и правоспособность выступают как ограничение на осуществление видов деятельности, не зафиксированных учредительными документами.

В то же время, если в учредительных документах предусмотрены виды деятельности, которые могут осуществляться только при наличии лицензии, получение такой лицензии выполняет роль наделения этих субъектов специальной исключительной правоспособностью. Только в этом случае они становятся полноценными участниками гражданского оборота и полноценными субъектами права. [14]

Пределы правоспособности определяют участие НКО в гражданских правоотношениях. Поскольку вопрос о пределах и содержании правоспособности определяет правомерность действий некоммерческой организации, он остается актуальным и сейчас. Содержание правосубъектности может быть различным и зависит от области общественных отношений, в которых участвует субъект. Все аспекты правосубъектности исчерпывающим образом определяются в учредительных документах организации. Специальная правосубъектность и специальная правоспособность — это одно из главных отличий некоммерческой организации от коммерческой.

Как считает В. А. Потоцкий: «Правосубъектность — одно из основополагающих правовых понятий науки гражданского права, характеризующее правовое положение того или иного субъекта гражданских правоотношений, определяющая способность субъекта быть участником этих отношений Участие некоммерческой организации в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и представляемой государством правосубъектности. Несмотря на то, что в гражданском законодательстве термин «правосубъектность» не употребляется, однако в научной литературе данная категория широко используется». [9, с. 106]

В российском гражданском законодательстве термин «правосубъектность» употребляется крайне редко и не имеет определения. Так статья 5 Кодекса административного судопроизводства от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ определяющая административную процессуальную правоспособность, дееспособность и правосубъектность, понятие «правосубъектность» не раскрывает. И термин «административная процессуальная правосубъектность» приводит только в отношении иностранных и международных организаций. [5] По мнению теоретиков и некоторых специалистов различных отраслей юридического права, этот термин не нуждается в законодательном закреплении, как утвердившийся в международных актах о правах и признанный одной из базовых категорий любой правовой системы. [6]

Однако при использовании данного термина в действующем законодательстве России представляется логичным и обоснованным его законодательное закрепление, в том числе и для определения специальной правосубъектности. Под правосубъектностью в общей теории права понимается юридическое качество лица или организации (субъекта права), позволяющее ему участвовать в правоотношениях. Правосубъектность — это признаваемая государством способность лица или организации быть субъектом правовых отношений. [10]

Иначе говоря, правосубъектность — это способность юридического лица иметь права и обязанности, быть субъектом гражданско-процессуальных и иных правоотношений. Которая, как правило, возникает с момента государственной регистрации юридического лица и включения его в реестр, а заканчивается с внесением записи в реестр юридических лиц о его исключении.

Неотъемлемым элементом структуры правосубъектности является правоспособность. При этом необходимо помнить, что правоспособность некоммерческих организаций как элемент правосубъектности также является специальной.

Таким образом, момент возникновения правоспособности юридического лица определяется датой его государственной регистрации. Этот момент знаменует собой начало законной и полноценной уставной деятельности, когда юридическое лицо может заключать договоры, участвовать в судебных разбирательствах и совершать другие юридически значимые действия. Однако с момента регистрации также наступает ответственность юридического лица за свои действия перед обществом и государством.

Возвращаясь к вопросу об установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» организационно-правовых формах, в которых могут существовать некоммерческие организации, приведем их перечень:

— общественные и религиозные организации (объединения),

— общины коренных малочисленных народов РФ,

— казачьи общества,

— фонды,

— государственные корпорации и компании,

— автономные некоммерческие организации,

— учреждения,

— адвокатские образования,

— ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства.

В аспекте исследуемого вопроса, интерес вызывает такая форма некоммерческой организации как общественные организации (объединения). Отношения, возникающие с реализацией прав на свободное объединение граждан, гарантированных ст. 30 Конституции РФ, и последующая деятельность таких объединений регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях». [11] В соответствии с которым вправе не осуществлять государственную регистрацию юридического лица объединения граждан, созданные в следующих формах:

— общественная организация,

— общественное движение,

— общественный фонд,

— общественное учреждение,

— орган общественной самодеятельности.

Исключением являются политические партии, союзы и ассоциации общественных объединений, государственная регистрация которых обязательна.

Закон прямо устанавливает право общественных объединений функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, абзац четвёртый статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». [11]

Таким образом, в действующем законодательстве создана правовая коллизия, когда правосубъектность и правоспособность организаций возникают без прохождения процедуры государственной регистрации в качестве юридического лица.

И что важно, это обстоятельство актуализирует вопрос правоприменения терминов «правосубъектность» и «правоспособность». Поскольку вопрос их «слияния», что часто происходит на практике, имеет негативные последствия для лиц, осуществляющих в соответствии с законом, деятельность без образования юридического лица. [1]

Следовательно, отличительной чертой некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в форме общественных объединений, является их свойство приобретать правосубъектность и правоспособность без осуществления государственной регистрации.

Кодекс административного судопроизводства в статье 5 закрепляет сделанный вывод, указывая, что в административном судопроизводстве способность осуществлять процессуальные права, нести и исполнять процессуальные обязанности признается за общественными объединениями не являющимися юридическими лицами. [5]

Заметим, что особенности конституционного статуса общественных объединений подлежат применению независимо от наличия или отсутствия у них прав юридических лиц. Следует подчеркнуть, что судебная практика исходит из приоритетности конституционного статуса общественных объединений и закрепляющих его положений по отношению к гражданско-правовому статусу и нормам Гражданского кодекса РФ. Так Верховный Суд Российской федерации указал: отсутствие у общественного объединения, созданного в форме органа общественной самодеятельности (в данном случае территориального общественного самоуправления), статуса юридического лица не может являться препятствием для реализации им права на судебную защиту. [4] Однако случаи такого правоприменения крайне редки в российской судебной практике.

На протяжении последних лет численность общественных объединений, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, неуклонно растет. Как показывают проведенные опросы, многие общественные объединения работают как «коллективные субъекты», не имея государственной регистрации. Однако в силу закона, такие субъекты значительно ограничены в правах по сравнению с юридическими лицами.

В закон «О некоммерческих организациях» были внесены изменения, согласно которым с 1 июня 2024 года некоммерческая организация больше не обязана иметь печать, теперь это ее право. Закон «Об общественных объединениях» предписывает четко формулировать цели организации в ее уставе. Одновременно с принятием устава происходит формирование руководящих органов организации. Указанные требования в полной мере относятся к общественным объединениям, принявшим решение об осуществлении деятельности без образования юридического лица. Таким образом, полномочия избранных руководителей считаются легитимными. [11]

Исходя из вышеизложенного, предлагается рассмотреть возможность законодательного закрепления за общественными организациями, осуществляющими свою деятельность без государственной регистрации, следующих прав: заключать договоры; открывать счета в банках; выступать в суде в качестве истцов и ответчиков, а также нести соответствующие обязанности.

Сложившаяся практика, основанная на действующем законодательстве, безусловно актуализирует вопросы правосубъектности и правоспособности общественных объединений, функционирующих в отсутствие статуса юридических лиц, а также момент их образования.

Исследуемая тема недостаточно изучена в российской юридической теории и практике. В настоящее время существуют ограничения, которые можно рассматривать как нарушение прав граждан на объединение и свободу действий таких объединений. Законодатель не дает чёткого ответа на вопрос, являются ли они полноценными субъектами гражданского права. Для решения этой задачи необходимо продолжить исследования и разработать правовой механизм, который будет регулировать деятельность организаций, не имеющих статуса юридического лица, в целях повышения эффективности и прозрачности работы некоммерческих организаций, а также для обеспечения защиты прав этих объединений и их полноценного участия в гражданском обороте.

Литература:

  1. А. В. Габов. Юридические лица в российском гражданском праве: монография. В 3-х т. Т. 2 Виды юридических лиц в российском законодательстве / А. А. Аюрова, О. А. Беляева, М. М. Вильданова [и др.]; отв. ред. А. В. Габов. — Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2022–352 с. — DOI 10.12737/17050
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1. Принят Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 июня 2023 г. N 235-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Гарант-Мастер. (Дата обновления 28.12.2024)
  3. Гриднева О. В. Право собственности некоммерческих организаций: общая характеристика // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-sobstvennostinekommercheskih-organizatsiy-obschaya-harakteristika
  4. Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2020 г. N 84-КА20–1 // [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Гарант-Мастер. (Дата обновления 28.12.2024)
  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Гарант-Мастер. (Дата обновления 28.12.2024)
  6. Кузнецов С. В., Хасимова Л. Н. Институт правосубъектности в общей теории права: основные подходы и взгляды // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-pravosubektnosti-v-obschey-teorii-prava-osnovnye-podhody-i-vzglyady
  7. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.06.2018 № 305-ЭС17–22541 по делу № А40–226692/2016 [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Гарант-Мастер. (Дата обновления 28.12.2024)
  8. Письмо Минфина России от 20 октября 2023 г. N 24–01–07/100177 «Об отказе в принятии жалобы к рассмотрению при отсутствии у участника закупки специальной правоспособности. URL: https://mobileonline.garant.ru/#/document/407859849/paragraph/2/doclist/1301/1/
  9. Потоцкий В. А. Правосубъектность некоммерческих организаций / В. А. Потоцкий. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 106–111. URL:https://moluch.ru/archiv/353/79072/(дата обращения: 14.09.2023).
  10. Субъекты права — участники правовых отношений. URL: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/formy_pravovyh_otnosheniy/subekty_prava_uchastniki_pravovyh_otnosheniy/
  11. Федеральный закон от 19.05.1995года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N 535- ФЗ) [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Гарант-Мастер. (Дата обновления 28.12.2024)
  12. Федеральный закон от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 14 апреля 2023 г. N 119-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Гарант-Мастер. (Дата обновления 28.12.2024)
  13. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 12 июня 2023г. N 204-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: Гарант-Мастер. (Дата обновления 28.12.2024)
  14. Упоров И. В. Взаимосвязь лицензирования и правоспособности юридических лиц теоретико-практический аспект) // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-litsenzirovaniya-i-pravosposobnosti-yuridicheskih-lits-teoretiko-prakticheskiy-aspekt
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, государственная регистрация, некоммерческая организация, объединение, специальная правосубъектность, вид деятельности, деятельность, правосубъектность, Российская федерация, административное судопроизводство.


Похожие статьи

Задать вопрос