В статье рассматривается метод сенсорной интеграции как средство коррекции общего недоразвития речи. Представлены результаты эмпирического исследования по определению особенностей состояния функций сенсорной интеграции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Приведено содержание программы психолого-педагогического сопровождения с использованием метода сенсорной интеграции.
Ключевые слова : сенсорная интеграция, коррекция, общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день общее недоразвитие речи (далее — ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. ОНР имеет различную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств в общении, до развёрнутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. Несмотря на кажущуюся простоту классификации ОНР, разные специалисты расходятся во мнении относительно многих критериев постановки диагноза.
Общее недоразвитие речи носит системный характер, поэтому затрагивает не только речь, но и все другие психические процессы, в том числе познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, восприятие, память, внимание и т. д. Эти процессы характеризуются задержанными сроками развития и отличиями от нормы (И. Т. Власенко, Т. Н. Волковская, Ю. Ф. Гаркуша, В. П. Глухов, Т. И. Дубровина, Р. И. Лалаева, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). Расстройство речевого развития у детей с ОНР имеет многосторонний характер, что требует выработки целостного стратегического подхода в методической и организационной связи решения воспитательных и коррекционных задач.
На современном этапе развития системы образования особо актуально становится внедрение в образовательную вертикаль особых условий, инновационных методов и технологий именно на начальном этапе, одним из которых является метод сенсорной интеграции. С логопедической точки зрения, сенсорная интеграция — это концепция и методика работы, которая связывает развитие речи и коммуникативных навыков с развитием сенсорных навыков и интеграцией сенсорной информации [2, с. 168]. Как отмечает Е. А. Каратаева, в России это направление только начало получать распространение и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием [1, с. 99].
Стоит заметить, что сенсорная интеграция — это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств. Значение сенсорной интеграции в речевом развитии ребёнка заключается в том, что она способствует формированию чувственного опыта, который лежит в основе овладения речью. Каждый предмет, объект, явление или понятие формируется вначале в виде чувственного образа, и лишь затем, в процессе овладения речью, ему присваивается вербальное обозначение. Чтобы чувственный опыт сформировался, необходима интеграция всех воздействующих на ребёнка сенсорных стимулов.
Владея практическими методами коррекции, педагог может корректировать нарушения путем накопления сенсорного опыта, находящегося в дефиците у детей с ОНР. Следовательно, коррекционное обучение будет проходить эффективнее и приносить больше пользы для развития речи детей.
Основываясь на этом, для определения особенностей состояния функций сенсорной интеграции у детей с ОНР было проведено эмпирическое исследование. Базой исследования послужило Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 комбинированного вида городского округа Макеевка» Донецкой Народной Республики (далее — ГКДОУ «Детский сад № 27 Г. О. Макеевка»). Выборку исследования составили 12 детей старшего дошкольного возраста с ОНР 1 и 2 уровня.
Определение особенностей состояния функций сенсорной интеграции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР осуществлялось с помощью индивидуального педагогического эксперимента, основанного на методах исследования осязания, проприоцепции, слуха, вкуса, запаха, обоняния, зрения, т. е. на всём том, что строится сенсорная система человека. Отобраны были следующие методики: «Найди предмет такой же формы», «Тест на нахождение большого пальца», «Исследование пространственного компонента слухового восприятия», «Угадай, какой вкус?», «Узнай по запаху», «Снегурочка и Весна».
Обобщая результаты, приведем сводные показатели уровня сенсорной интеграции по группе (см. рис. 1).

Рис. 1. Констатирующий уровень сенсорной интеграции по исследуемой группе
По результатам исследования, можно констатировать, что у исследуемых детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается средний уровень сенсорной интеграции (58 %), высокий уровень (25 %) и низкий уровень (17 %). Сниженный уровень проявляется в трудностях усвоения сенсорных эталонов, в неловкости, заторможенности, в нарушениях в речевом развитии, а также в дальнейшем возникают трудности в обучении чтению, письму и счёту. Для преодоления нарушений сенсорной интеграции на логопедических занятиях необходимо использовать такие методики, которые помогают развить зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения и т. п.
Так, основным системообразующим фактором в коррекционной работе становится принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания дошкольников, а именно необходимость содействовать становлению учебной деятельности детей не только посредством коррекции речи, но и через формирование у них общеинтеллектуальных умений, улучшения мотивационной готовности к обучению, формированием благоприятных межличностных отношений в группе, адекватной положительной самооценки.
Личностно-ориентированный подход к ребенку с речевым нарушением реализовывается при индивидуальной консультационной и коррекционной работе, при обязательном установлении позитивного личностного контакта между ребенком и специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) с целью формирования желаний и стремлений ребенка адекватно использовать свой потенциал для самоактуализации.
План работы по коррекции ОНР у старших дошкольников методом сенсорной интеграции представляет собой следующую структуру приведенной на рис. 2.
Рис. 2. План работы по коррекции ОНР у старших дошкольников методом сенсорной интеграции
Согласно рис. 2, по каждому направлению время занятий по сенсорной интеграции 20–30 минут. Для детей с реактивным, полевым поведением длительность занятия на начальном этапе работы сокращается. После посещения зала сенсорной интеграции ребенок должен ощущать покой, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Занятия проводятся по подгруппам по 2–3 человека. Количество человек на занятиях определяется целями работы и индивидуальными особенностями детей. Занятие по сенсорной интеграции включает разнообразные игры и упражнения. В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы. Коррекционная работа по сенсорной интеграции направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.
Содержание занятия с элементами сенсорной интеграции в коррекции ОНР включает следующие элементы: организационный момент (приветствие детей и настройка на занятие), введение в тему (беседа о том, как можно узнать предметы, если не видеть их. Разговор о свойствах предметов: форма, размер, фактура, мягкость или твёрдость. Показ детям овощей, фруктов и предметов, которые они позже будут угадывать, с их называнием), основная часть (игры и упражнения развивающие зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое восприятие), физминутка, завершение занятия.
При организации игр с детьми с нарушениями сенсорной интеграции рекомендуется:
- исключить возможность отвлекаться;
- чтобы помочь ребёнку удержать внимание, не давать одновременно больше одного задания;
- если ребёнок волнуется, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
- убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т. д.).
Наиболее очевидная трудность в применении метода сенсорной интеграции — это оснащение, однако значительный плюс данного метода в том, что можно использовать подручные средства и природные материалы.
После внедрение программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР с использованием метода сенсорной интеграции был проведен контрольный этап эксперимента с теми же методиками. Наблюдается улучшение всех сенсорных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: фиксация внимания на сенсорных свойствах предметов, развитие тактильного восприятия, развитие слухового восприятия, усвоение сенсорных эталонов через разнообразные виды деятельности и т. д. Речевое состояние детей старшего дошкольного возраста с ОНР также претерпело явные изменения: появилось умение задавать вопросы и формулировать более чёткие, развёрнутые ответы, улучшились способности дополнять или поправлять собеседника. Также дети стали лучше рассуждать, аргументировать и отстаивать свою позицию. У детей увеличивается способность к связному изложению описательных, повествовательных рассказов с опорой на наглядный материал.
Таким образом, разработка программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОНР с использованием метода сенсорной интеграции подразумевает коррекционно-развивающую работу с детьми. На первых этапах проводится комплексная диагностика ребёнка, результаты которой учитываются при корректировке программы занятий. На основном этапе проводятся коррекционно-развивающие занятия, которые могут проводиться как в группе, так и индивидуально. В зависимости от выявленных по результатам диагностики отклонений развития может быть усилен один из блоков занятий с применением сенсорной интеграцией.
Приведенная программа завершена, но в перспективе будет реализоваться и дальше.
Литература:
- Каратаева, Е. А. Общая характеристика понятия «сенсорная интеграция» в контексте образовательной парадигмы / Е. А. Каратаева // Педагогическое образование: традиции и инновации. — 2023. — № 1. — С. 98–102.
- Хозяинова, В. В. Средства сенсорной интеграции в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Хозяинова // Социальные и психологические проблемы глазами молодых — 2022. Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сыктывкар, 2022. — С. 166–169.