Рассмотрены роль и место единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в вопросах обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В современном мире существует множество угроз и рисков, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или биолого-социального характера.
Одной из основных угроз является изменение климата, которое приводит к увеличению количества природных катастроф, таких как наводнения, засухи, ураганы и природные пожары. Изменение климата неизбежно приводит и к изменениям в экологических системах, что угрожает продовольственной безопасности.
Аварии в техносфере ежегодно приводят к существенным материальным и финансовым потерям, а также жертвам среди населения. Авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году одна из самых серьезных техногенных катастроф в истории человечества, оставившая множество негативных последствий, как для человека, так и для окружающей среды.
Пандемии COVID-19 унесла жизни более 7 миллионов людей, нанесла невосполнимый ущерб экономике во многих странах мира.
Военные конфликты по всему миру приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций: гуманитарные кризисы; эмиграция населения; разрушение гражданской социальной инфраструктуры и другие. Они налагают продолжительные негативные последствия для региональной и глобальной стабильности в целом.
Территория Российской Федерации отличается большим разнообразием географических и территориальных особенностей, которые выключают в себя весь спектр природных и техногенных рисков. Наибольшую угрозу представляют сезонные паводки и природные пожары, а также техногенные аварии на объектах промышленности и энергетики.
В период с 2014 по 2023 года, в России произошло 2871 чрезвычайная ситуация, в результате которых погибло 5223 человека (рис. 1).
Рис. 1. Количество чрезвычайных ситуаций и погибших на них людей в период с 2014 по 2023 год
В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан Российской Федерации, прогнозирования, мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
реализация норм и правил в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, также в области обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на акваториях и общей безопасности жизнедеятельности граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся на территории России;
осуществление целевых, научных, технических и иных программ, предназначенных для мониторинга и предупреждения событий, представляющих угрозу обществу, и повышение уровня устойчивости функционирования различных организаций и предприятий, объектов социальной инфраструктуры в случае возникновения аварий, катастроф и опасных природных явлений;
обеспечение гарантированной готовности к экстренному реагированию органов управления и сил федерльных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, органов власти субъектов Российской Федерации и их подведомственных учреждений и организаций, органов местного самоуправления и объектовых организаций, входящих в единую систему спасения;
сбор, обработка, анализ и обмен оперативной информаций, касающейся вопросов обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций любого характера и уровня;
обучение населения порядку действиям в случае возникновения угрозы или факта чрезвычайной ситуации, в том числе проведение информационной и профилактической работы среди населения всех категорий;
проведение оповещения населения о факте или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, доведение до граждан информации о параметрах чрезвычайной ситуации и порядке действий, в том числе незамедлительное (экстренное) оповещения населения;
прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций, оценка их последствий;
создание необходимых резервов финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
осуществление госэкспертизы, госнадзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных ситуаций и их последствий;
обеспечение социальной защиты граждан, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций, а также проведение гуманитарной помощи;
исполнение прав, обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное взаимодействие (сотрудничество) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [1] [2].
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из функциональных и территориальных подсистем.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти и госкорпорациями для планирования и выполнения работ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [2].
На сегодняшний день в Российской Федерации 21 федеральным органом исполнительной власти и государственными корпорациями создано 40 функциональных подсистем. Каждая функциональная подсистема функционирует в соответствии с Положением, утвержденным ведомственным нормативным правовым актом.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и состоят из муниципальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению соответствующего субъекта Российской Федерации [2].
На сегодняшний день в Российской Федерации 89 территориальных подсистем, что соответствует количеству субъектов Российской Федерации. Каждая территориальная подсистема единой государственной системы функционирует в соответствии с Положением, утвержденным нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аналогично территориальной подсистеме каждое муниципальное звено территориальной подсистемы функционирует в соответствии с Положением, утвержденным нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Положения о территориальной подсистеме и о муниципальном звене территориальной подсистемы не противоречат федеральному законодательству, но учитывают структурные особенности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также наличие представленных на территории субъекта и муниципалитета сил и средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и функциональных подсистем, которые они создают.
Единая государственная система осуществляет свою деятельность на следующих уровнях:
федеральный — в границах Российской Федерации;
межрегиональный — в границах федеральных округов Российской Федерации;
региональный — в границах субъекта Российской Федерации;
муниципальный — в границах муниципального образования субъекта Российской Федерации;
объектовый — в границах организации, осуществляющей деятельность на территории муниципального образования субъекта Российской Федерации [2].
На каждом уровне единой государственная система созданы и осуществляют деятельность: координационные органы; постоянно действующие органы управления; органы повседневного управления.
Координационный орган — это комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, создаваемая для координации и обеспечения согласованности действий всех органов управления и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Координационными органами единой государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
на федеральном и межрегиональном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций;
на региональном уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
на муниципальном уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций [1] [2].
Положения и составы комиссий утверждаются соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Постоянно действующими органами управления единой государственная система являются:
на федеральном уровне — МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций;
на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России, расположенные в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов;
на региональном уровне — территориальные органы МЧС России;
на муниципальном уровне — создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [1] [2].
Положения о постоянно действующих органах управления единой государственная система утверждаются соответственно Указом Президента Российской Федерации, приказом МЧС России и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций.
Органами повседневного управления единой государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций;
на межрегиональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, расположенные в субъектах Российской Федерации, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов, а также дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России, а также дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и организаций, обеспечивающих деятельность органов местного самоуправления;
на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы организаций [1] [2].
Положения об органах повседневного управления единой государственная система утверждаются соответственно приказом МЧС России, приказами территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвержден перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы, который представлен более чем 100 учреждениями и организациями 23 федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. Общая численность сил и средств единой государственной системы на федеральном уровне составляет 298 688 человек, 58 998 единиц техники, 456 воздушных судов (в том числе и беспилотная авиация), 2 155 плавательных средств [3].
На региональном и муниципальном уровнях принимаются аналогичные нормативные правовые акты, определяющие перечень сил и средств регионального и муниципального уровня соответственно. Непосредственно количественные показатели, в том числе количественные показатели вышеуказанных сил и средств федерального уровня, утверждаются планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемые на федеральном, региональном и муниципальном уровне соответственно.
Финансовое обеспечение функционирования единой государственной системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Единая государственная система за годы существования показала свою эффективность и значимость. Вобрала в себя ряд неоспоримо положительных сторон:
- Комплексный подход. Единая государственная система объединила все уровни власти, что позволяет координировать усилия всех участников процесса предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Совершенствование системы управления рисками. Единая государственная система поспособствовала совершенствованию систем прогнозирования и моделирования, что в свою очередь повлияла на эффективность работы по оценке и управлению рисками, и как следствие снижению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Оперативное (экстренное) реагирование сил и средств. Внедрение четких алгоритмов и планов действий позволило обеспечить быстрое и слаженное реагирование сил и средств на возникающие угрозы.
- Информационная поддержка. Единая государственная система внедрила единое информационное пространство, путем объединения различных ресурсов служб и ведомств, что повысило оперативность обмена информацией между участниками обмена, что критически важно для принятия верных управленческих решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Повышение осведомленности населения. Единая государственная система поспособствовала повышению информированности и готовности граждан к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Эти положительные стороны и тысячи спасенных жизней делают единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций важным инструментом в области обеспечения защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Литература:
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
- Постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 08.11.2013 г. № 1007.