Опека и попечительство как институт права и законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 26.01.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Золян, А. В. Опека и попечительство как институт права и законодательства / А. В. Золян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122251/ (дата обращения: 31.01.2025).



В настоящей статье автором рассматривается правовая регламентация опеки и попечительства, изучаются особенности заключения договорных отношений в рамках данного института, определяется статус патронатной семьи, проводится сравнительный анализ с зарубежным опытом.

Актуальность темы исследования обусловлена развитием института опеки и попечительства, проведением системной работы государства, направленной на поддержку детей-сирот, а также выработкой новых идей и решений, направленных на совершенствование организации правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, опека и попечительство, договорное регулирование, приемная семья, патронатное воспитание.

In this article, the author examines the legal regulation of guardianship and trusteeship, studies the features of concluding contractual relations within the framework of this institution, determines the status of a foster family, and conducts a comparative analysis with foreign experience.

The relevance of the research topic is due to the development of the institution of guardianship and trusteeship, the systematic work of the state aimed at supporting orphans, as well as the development of new ideas and solutions aimed at improving the organization of legal assistance to children without parental care.

Keywords: orphans, guardianship and trusteeship, contractual regulation, foster family, foster care.

Институту опеки и попечительства в России все больше уделяется внимание со стороны государства, однако до настоящего времени его нельзя назвать совершенным. Так, согласно приведенной статистике по состоянию на 2023 года в России числилось 35 тысяч детей-сирот, находившихся в органах опеки и попечительства, половина из которых пребывает в детских государственных учреждениях более двух лет. При этом необходимо отметить наличие показателей, свидетельствующих об отмене решений усыновления, который равен 8,5 %.

Анализ принятых актов указывает, что среди отмененных решений о передаче воспитанников детских домов в семью имеются факты как ненадлежащего выполнения опекунами своих обязанностей, так и проявленная инициатива самих усыновителей и опекунов, что говорит о необходимости совершенствования данного института, в том числе, и в рамках договорного регулирования установления опеки и попечительства над несовершеннолетними [2].

Необходимо отметить, что заключению договора на установление права осуществлять опеку и попечительство над несовершеннолетним, предшествует несколько этапов прохождения не только проверки опекуна и попечителя на соответствие требований, установленных действующим законодательством, но также подготовке их, подбору и учету.

В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ Правилами заключения договора об осуществлении опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного от 18 мая 2009 года № 423 (далее — Правила), устанавливается порядок заключения договоров об опеке и попечительстве над несовершеннолетними, а также сроки его заключения.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст.16 ФЗ от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеки и попечительстве» данный вид правоотношений может быть установлен как на безвозмездных основаниях, так и возмездно. Именно наличие договорных отношений, заключаемых с опекуном или попечителем говорит об условиях выплаты им соответствующего вознаграждения, которое исчисляется, исходя из доходов, получаемых несовершеннолетним, третьим лицом, либо за счет средств государственного бюджета.

Необходимо отметить, что Правила содержат минимальный перечень пунктов, анализ которых показал на отсутствие непосредственных условий содержания договора, ограничившись лишь следующими положениями о порядке его заключения и сроками. При этом, в числе положений о порядке законодатель счел необходимым оговорить лишь такие условия, как:

— возмездность устанавливаемых правоотношений;

— возможность установления опеки и попечительства в отношении одного или нескольких подопечных;

— исключение возможности подписания договора третьим лицом, действующим от имени опекуна или попечителя;

— соблюдение территориального принципа, исходя из места жительства опекуна, попечителя, а также основания расторжения договора при его несоблюдении или смены места жительства;

— порядок урегулирования спорных условий договора и разногласий;

— предельный размер вознаграждений.

Как мы видим, указанные Правила не содержат конкретного перечня положений, которые должны быть включены в содержание договора, кроме того, его образец не представлен в Приложениях рассматриваемого нормативного акта.

Вместе с тем, анализ условий заключенных договоров показал, что основным содержанием его выступает:

  1. Предмет договора, в число которого входит указание:

— ФИО несовершеннолетнего, подлежащего передаче под опеку;

— состояния здоровья опекаемого;

— цели передачи, а именно: содержание, воспитание, образование и защиты прав.

  1. Права и обязанности опекуна и попечителя.
  2. Условия содержания, воспитания и образования ребенка.
  3. Права и обязанности органов опеки и попечительства.
  4. Выплата вознаграждений.
  5. Порядок о предоставлении отчета об имуществе несовершеннолетнего, его состоянии, использовании.
  6. Ответственность сторон.
  7. Условия изменения и прекращения договора.
  8. Заключительные положения.

Анализ судебной практики показал, что предметом спора в рамках заключения договора выступают отказы опекунам и попечителям в оформлении опеки над несовершеннолетними. Так, перед вступлением в договорные отношения, одним из требований, которые предъявляются к лицам, желающим оформить опеку над несовершеннолетним, является наличие определенных судимостей, однако не весь перечь статей уголовного законодательства устанавливает такие ограничения. Например, решением октябрьского районного суда г. Новосибирска иск гр. М. об оспаривании заключения отдела опеки и попечительства в лице администрации Октябрьского района г. Новосибирска были удовлетворены требования истца. Гр. М обратился в суд, указав на незаконность отказа ему в оформлении опеки над несовершеннолетним, чему послужило наличие у него судимости.

В рамках рассмотрения дела суд установил, что согласно заключению от 20.01.2023г. органа опеки и попечительства администрации Октябрьского района г. Новосибирска административный истец не может быть кандидатом в опекуны и принять на воспитание одного мальчика в возрасте от 1 до 2 лет с V группой здоровья, в связи с имевшимися у гражданина судимостями по преступлениям против жизни и здоровья, против общественной безопасности.

Указанное Заключение является незаконным и необоснованным, препятствует реализации прав и законных интересов административного истца. В обоснование своих доводов суд привел определение Конституционного суда, который указал на несоответствие абз. 10 п. 1 ст. 127 СК РФ Конституции РФ, а именно, её статьям 7 (пасть 2), 19 (часть 1), 38 (части 1 и 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3). Кроме того, суд обратил внимание, что с момента совершения преступлений, за которые был судим истец, прошло много лет, административный истец характеризуется исключительно положительно и по месту жительства, и по месту работы, воспитывает несовершеннолетних детей [1].

Как мы видим, наличие судимости у опекунов и попечителей является препятствием к заключению договора об оформлении опекунства над несовершеннолетним, в то же время, исходя из его условий, в пункт «Условия изменения, дополнения, прекращения договора», не включено основание его расторжения в случае, если установившим лицом опеку в последствии будут совершены преступления.

Как мы видим, непосредственно условия договора имеют более широкий характер требований, нежели они непосредственно указаны в Правилах, что, на наш взгляд, требует расширения положений рассматриваемого нормативного источника, указание на которые позволит избежать судебных споров и разногласий.

Литература:

  1. Дело № 2а-4128/2023 — [Электронный ресурс] — URL: http:// sudact.ru›law/federalnyi-zakon-ot-24042008-n-48-…(дата обращения: 20.04.2024).
  2. Направления совершенствования деятельности органов опеки и попечительства — [Электронный ресурс] — URL: http:// http://duma.gov.ru›Новости›54071 (дата обращения: 20.04.2024).
  3. Низамиева О. Н. Некоторые теоретические вопросы института приемной семьи / О. Н. Низамиева // Ученые записки Казанского университета. — Казань, 2019. — Т. 151. — С. 107–113.
Основные термины (генерируются автоматически): попечительство, административный истец, заключение договора, новосибирск, Октябрьский район, опека, опекун, орган опеки, оформление опеки, Россия.


Похожие статьи

Задать вопрос