В статье рассматриваются роль экологического воспитания и образования дошкольников в контексте современной экологической политики РФ.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, дошкольный возраст, дошкольное образование.
Статья 42 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» 1.Очевидно, что чтобы оценить степень благоприятности окружающей среды и уровень достоверности информации об ее состоянии, необходимо иметь базовые экологические знания. Неслучайно, в последние десятилетия особое внимание уделяется экологическому образованию и экологической культуре.
10 января 2002 года был подписан Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который установил систему всеобщего и комплексного образования для формирования экологической культуры, а также профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливает систему 5, с. 226.
Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знании об окружающей среде, умении и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры 6.
Экологическая культура — новая область культуры человеческой цивилизации, общепланетарное явление, ответная реакция на многочисленные и повсеместные экологические проблемы в целях сохранения планеты и выживания человечества3, с. 87.
Экологическая культура понимается как способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма, когда человек и его социальные потребности ставятся в центр мироздания и считаются определяющими его, и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентрически — то есть когда при решении проблем приоритет отдается природным, а не социально-экономическим факторам.
Экологическое воспитание и образование являются прямым средством реализации экологической политики РФ. Поэтому, именно экологическое воспитание обязывается помочь детям, школьникам, студентам понять то глобальное значение экологических проблем в общественной жизни и, как следствие, применять полученные знания 5, с. 230.
Экологическое воспитание населения достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, как социализацию личности, школьное просвещение, среднее и высшее специальное образование и пропаганду экологическую и природоохранную 4, с. 37.
Суть экологического воспитания — целенаправленное воздействие на сознание личности в процессе ее социализации для выработки устойчивого бережного отношения к совокупности природных и социальных благ как гаранта благополучия человека и человечества.
Глобальной целью экологического воспитания и образования является формирование экологического мировоззрения — то есть глубокого осознания жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни 4, с. 82–83.
Может показаться, что экологический компонент необходимо включать в образовательный процесс не ранее, чем в средней и старшей школе, а то и позже, но это не так. Непрерывный процесс экологического образования должен начинаться в дошкольном детстве, которое с 2022 года регулирует Федеральная образовательная программа дошкольного образования, сменившая Федеральный государственный образовательный стандарт той же ступени образования. Как отмечают С. Н. Николаева и Н. А. Рыжова, ФГОС ДО справедливо упрекали в том, что в нем «отсутствовала природа» и игнорировалось экологическое образование 3, с. 88.
Авторы подчеркивают, что экологическое образование на всех его ступенях, начиная с дошкольной, — это качественно новый взгляд на природу, выработка ценностного отношения к ней, это новая форма взаимодействия с природой, основанная на понимании законов ее существования и развития 3, с. 89. При этом ценностное отношение к разным реалиям жизни как раз является краеугольным камнем ФОП ДО.
Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются все личностные качества ребенка. А также первые чувства патриотизма и гражданственности 7, с. 248. Важным элементом воспитания этих чувств, а также нравственных качеств, гуманизма, бережного отношения ко всему живому является экологическое образование и воспитание в детском саду 7, с. 249.
Уникальность учебного направления «Экология» заключается в том, что давно вышло на уровень методологии и философии, поскольку формирует мировоззрение человека, систему его ценностей и становится одним из критериев оценки перспектив развития человеческой цивилизации 3, с. 89.
Ценность живой природы как объекта познания, средства обучения и воспитания — далеко не новое явление. Так, в дореволюционных детских садах дошкольников знакомили с живой природой по методу известного педагога Л. К. Шлегер, которая разработала материал для бесед природоведческого характера.
В советский период нашей истории детей, начиная с дошкольного возраста, старались окружить природой, создавая живые уголки, приусадебные участки, разнообразно озелененную территорию. Наблюдение за флорой, фауной, климатическими явлениями, посильный уход за растениями и животными, организация выездов в городские природные объекты (парки, зоопарки) и загородные (леса, рощи, поляны, побережья) являлись главным способом приобщения детей к природе, воспитания бережного к ней отношения. Серьезность этого отношения к «воспитанию природой» подчеркивает тот факт, что на дошкольных отделениях педагогических училищ и институтов преподавали «Методику ознакомления детей с природой». А книги С. А. Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой» (1980), авторского коллектива во главе с А. Ф. Мазуриной «Наблюдения и труд детей в природе» (1976) были настольными в каждой группе детского сада 3, с. 89.
Несомненно, системное непрерывное экологическое образование и воспитание — залог разностороннего развития ребенка в познавательно-речевом, художественно-эстетическом, духовно-нравственном отношении, а также гарант выработки эмоционально-волевых и творческих качеств, самостоятельности. В дошкольном возрасте экологическое образование реализуется через знакомство с живой и неживой природой, непосредственно окружающей ребенка, через практическую деятельность — проекты, опыты, наблюдения, выращивание растений и т. д.
Именно в раннем возрасте наиболее удачно проходит позитивное запечатление природы, формируется экологически сознательное и безопасное поведение. Процесс экологического образования дошкольников многосубъектен: одновременно образовываются и родители (или законные представители), и педагоги.
Как уже отмечалось, в 2022 году произошла замена ФГОС ДО на Федеральную образовательную программу дошкольного образования. В сфере экологического воспитания и образования эту программу, по нашему мнению, можно считать половиной шага вперед: слово «экологичность» звучит в программе в контексте организации предметно-пространственной среды, эпитет «экологический» связан со словом «тропа» и соотносится с разделом 3.3. программы « Материально-техническое обеспечение Федеральной программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания».
Однако все же «живая природа» в программе звучит. В планируемых результатах каждого периода дошкольного детства, начиная с трех лет, есть пункт «ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред» 2, с. 11.
К концу дошкольного возраста, по мнению составителей программы, ребенок должен иметь «представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней» 2, с. 11.
Однако если говорить о взаимодействии ребенка и природы, то в программе речь идет в большей степени о двух моментах: воспитание эмоционального отношения к красоте природе и обучение безопасному поведению в природе. Природа обозначена в качестве одной из ценностей, приобщение к которым является одним из пунктов раздела «Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Также в содержании образовательной деятельности указывается задачи воспитания бережного отношения к природе и прививание правил поведения по отношению к объектам природы.
Однозначным шагом вперед является такой пункт программы как «формировать представления о профессиях, связанных с природой и ее защитой», который относится к содержанию образовательной деятельности в рамках области «Познавательное развитие» для возрастной группы 6–7 лет.
Большое значение эля экологического воспитания и образования имеет его содержание. Отмечается, что детей необходимо обстоятельно знакомить с многообразием природных объектов и явлений, составляющих среду их обитания. Это немаловажная ремарка, так как она обращает внимание на следующий фактор. Россия — очень большая страна, в которой 4 климатические зоны, 7 основных природных зон, которые весьма кардинально отличаются друг от друга. Так, при изучении темы «зима» детям рассказывают о снеге, о самых зимних птицах — снегирях и так далее. Насколько актуальны эти знания для дошкольников, живущих в субтропиках (Черноморское побережье Кавказа), где и снег-то не каждую зиму случается, а снегири и вовсе не водятся. Зато для южных детей маркером зимы является прилет лебедей и цветение жасмина голоцветкового в феврале. Соответственно, содержания направления «экологическое развитие» должно учитывать те природные реалии, которые свойственны региону проживания дошкольника. С особенностями других климатических и природных зон ребенок должен знакомиться, когда уже имеет устойчивые представления о климате, флоре и фауне своего края.
Очень важно формировать понимание взаимосвязи и взаимозависимости любого живого объекта от среды и условий его обитания. Дети должны познавать на конкретных примерах эти взаимосвязи и взаимозависимости, осознавать зависимость человека от природы, которая определяет его жизнь, здоровее, питание и обеспечивает разнообразными ресурсами. К природе с детства должно формироваться бережное (осознанно-правильное) отношение на основе понимания ее закономерностей и взаимосвязей 3, с. 90.
В дошкольном возрасте знакомство с экологией должно осуществляться в игровой форме и через решение проблемных ситуаций. Среди других форм работы — проектная деятельность, экологические акции, конкурсы, выставки — все, что способно формировать экологическое мышление дошкольника.
Цель экологического воспитания и образования дошкольников — сформировать способности осознанно и правильно вести себя по отношению к природе, уметь жить в гармонии с природой, чувствовать личную ответственность за состояние ресурсов родной земли 7, с. 249–250.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // КонсультантПлюс сайт. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. Дата обращения: 01.20.2024.
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 № № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // ИПО «Гарант» сайт. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/. Дата обращения: 08.10.2024.
- Николаева, С. Н. Экологическая культура в дошкольном детстве / С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова // Образовательная политика. — 2017. — № 1(75). — С. 87–93.
- Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.-справ. / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение. — 1992.
- Синявская, В. А. Государственная политика РФ в области экологического воспитания / В. А. Синявская // Трансформация вузовского образования: от локальных кейсов к тенденциям развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 декабря 2020 года / Под общей редакцией Т. С. Саяпиной, под научной редакцией Л. Н. Горбуновой. — Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский экономический институт», 2020. — С. 224–232.
- Словарь экологических терминов // Городской Лабораторный Центр сайт. — URL: https://glc-eco.ru/slovar-ehkologicheskih-terminov/. Дата обращения: 18.10.2024.
- Черенкевич, И. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края / И. Д. Черенкевич // Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: Сборник научных трудов, Саратов, 13 декабря 2023 года. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2024. — С. 248–250.