Статья посвящена рассмотрению проблемы лишения права на оружие тех граждан Российской Федерации, которые совершили административное правонарушение и были привлечены за это к административной ответственности. Выявлена необходимость достаточной разработанности вопроса лишения граждан права на оружие в том случае, если им в качестве наказания не был вменен административный арест.
Ключевые слова: право на оружие, административная ответственность, лишение права на оружие, лишение права на оружие, административный арест.
Пункт 5.1 части 20 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оружии» (далее — ФЗ РФ «Об оружии») устанавливает, что любое административное правонарушение, предусматривающее административный арест в качестве одного из видов наказания, влечет за собой двухлетний запрет на получение лицензии на приобретение гражданского оружия. [5, ст. 13].
Более того, согласно пункту 3 части 1 статьи 26 ФЗ РФ «Об оружии», ранее выданные лицензии и разрешения аннулируются, а оружие изымается, независимо от фактического применения административного ареста в качестве наказания. Таким образом, сам факт наличия административного ареста в санкции статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) влечет серьезные ограничения в сфере оборота гражданского оружия.
Часть 2 статьи 3.9 КоАП РФ ограничивает применение административного ареста исключительно случаями, прямо предусмотренными Кодексом, и только в качестве основного наказания. [1, ст. 3.3].
Например, в августе 2024 года житель Новосибирска, гражданин Н. был оштрафован на 500 рублей по статье 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» за использование ненормативной лексики в общедомовом чате. Несмотря на то, что ему был назначен штраф, статья 20.1 КоАП РФ предусматривает административный арест в качестве возможного наказания. Это стало основанием для изъятия у гражданина Н., владельца гладкоствольного оружия, его оружия на основании протокола участкового. Данная ситуация иллюстрирует, как наличие административного ареста в санкции статьи, даже без его фактического применения, может привести к аннулированию разрешений на оружие.
Ограничения на владение оружием начинают действовать с момента уплаты административного штрафа или вступления в силу постановления о назначении наказания. [3, с. 32]. После этого начинается своего рода «испытательный срок» продолжительностью в один год, в течение которого бывший владелец оружия своим безупречным поведением должен подтвердить исправление.
Если за этот срок человека не привлекут к административной ответственности по статье, одним из видов наказаний которой является административный арест, оружие вернут и будут выданы разрешительные документы на его хранение и ношение [4, с. 106].
Изучив протокол совещания Государственной Думы от 15 июля 2024 года по вопросу подготовки новой редакции проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» (проект № 640449–8), можно увидеть, что одним из вопросов, выносимых на обсуждение, является необъективность лишения права на оружие при привлечении гражданина к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания» за неуплату административного штрафа в срок [2].
Председательствующий пояснил, что ежегодно по данной статье рассматривается порядка 1.400.00 дел, это около 25 % всех административных дел в России. В Государственную. Думу поступает большое количество обращений граждан, указывающих на несоразмерность допущенного административного правонарушения и применяемых санкций в соответствии с ФЗ РФ «Об оружии» в виде лишения права на оружие. Участвующие в заседании согласились, что не нужно в рамках данной статьи лишать граждан права на оружие, если им не вменялся административный арест.
Однако я считаю, что неверно через данную призму рассматривать лишь часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ, так как существует большое количество «арестных статей», общественная опасность которых минимальна. Примером выступает ситуация с гражданином Н. из г. Новосибирск.
Я предлагаю не лишать прав граждан на оружие за совершение следующих административных правонарушений в том случае, если им не вменялся административный арест, хотя он и предусматривается как одна из возможных санкций: мелкое хулиганство, мелкое хищение, потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах, появление в общественных местах в состоянии опьянения, неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: КоАП РФ: текст с изменениями и дополнениями на 13 декабря 2024 года: [принят Государственной думой 20 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
- Законопроект № 640449–8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» (в части совершенствования законодательства в сфере оборота оружия на основе правоприменительной практики).. — Текст: электронный // СОЗД: [сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/640449–8 (дата обращения: 13.01.2025).
- Кодзокова, Л. А. Проблемы аннулирования лицензии на приобретение гражданского оружия / Л. А. Кодзокова. — Текст: непосредственный // Лучший исследовательский проект 2021. — 2021. — С. 31–37.
- Гоман, О. С. Административная ответственность за незаконный оборот гражданского оружия / О. С. Гоман, В. И. Сургутсков. — Текст: непосредственный // Научный портал МВД России. — 2021. — № 54. — С. 101–108.
- Об оружии: Федеральный закон № 150 — ФЗ: [принят Государственной думой 13 ноября 1996 года] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 51. — Ст. 5681.