В настоящее время всё более актуальной становится проблема обучения дошкольников чтению. Как показывает практика, время начала систематического обучения грамоте стремительно отодвигается от привычного рубежа шести-семи лет.
Проблема обучения чтению детей старшего дошкольного одна из важнейших психолого-педагогических проблем, которой занимались многие отечественные (П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Н. А. Мечинская, Л. С. Славина, Г. Н. Кудина. Г. А. Цукерман и др.) и зарубежные ученые (М. Коул, Дж. Мортон).
В настоящее время разработаны и широко применяются в педагогической практике различные технологии раннего обучения грамоте (Л. Е. Журова, Н. А. Зайцев, Г. Доман и др.). Однако, раннее обучение чтению не всегда приводит к положительным результатам. По данным исследований интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате первые места в рейтинге семейных занятий дошкольников занимают мультфильмы, прогулки, компьютерные игры.
Одной из причин снижения интереса к чтению является несвоевременность и ошибочность выбираемой взрослыми стратегии обучения грамоте и чтению: раннее обучение дошкольника чтению с целью подготовки его к школе. Как показывает практика, даже овладев навыками чтения, дошкольники их не используют в повседневной жизни. Самостоятельному чтению книг дети предпочитают игры, общение со взрослыми и сверстниками, прогулки на свежем воздухе, так как учебная деятельность для них не стала ведущей, а потребность в книге и чтении не была сформирована.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в основе которого лежит деятельность разных анализаторов и систем головного мозга. Б. Г. Ананьев указывает, что процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв, на основе которого производится соотнесение букв с соответствующими знаками и осуществляется звуковое воспроизведение зрительного образа слова, его прочтение [1].
В процессе чтения выделяют две стороны — техническую и смысловую. Особенностью технической стороны является то, что она включает в себя узнавание букв, соотнесение зрительного образа слова с его звуковой формой и слитное произнесение слога из слова. Основу смысловой стороны процесса чтения составляет осознание его основной цели. Обе эти стороны характеризуются тесной взаимосвязью между собой.
Правильное понимание прочитанного определяется точностью зрительного восприятия, соотнесения зрительного, речеслухового и кинестетического образа слова.
Как отмечает Т. Г. Егоров, процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания прочитанного. В процессе чтения взрослым человеком осознается лишь смысл прочитанного. Операции, которые предшествуют этому, осуществляются уже автоматически [2].
У детей эти операции не являются автоматизированными, они только формируются в процессе обучения детей чтению и являются для ребенка достаточно сложными.
Сложность технической стороны чтения проявляется при анализе движений глаз читающего. Движение глаз опытного чтеца осуществляется быстрыми скачками от одной точки к другой. В процессе чтения происходит движение не только вперед, но и назад. Восприятие читаемого происходит в момент фиксации или остановки глаза на строке.
Т. Г. Егоров выделяет следующие 4 ступени формирования навыков чтения. Первая ступень заключается в овладении звукобуквенным обозначениями. Вторая ступень включает в себя слоговое чтение. Третья ступень отражает становление синтетических приемов чтения. Четвертая ступень — это ступень синтетического чтения. Каждая ступень характеризуется своими особенностями [2].
Дошкольный возраст — это период овладения звукобуквенными обозначениями. Этот процесс происходит в течение добукварного или букварного периода. Психологическая структура формирования звукобуквенных обозначений в добукварный период и в начале букварного периода, различается.
На ступени овладения звукобуквенными обозначениями, дети анализируют речевой поток, предложения, и учатся делить слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением — буквой. Затем, в процессе чтения осуществляется объединение букв в слоги и слова.
В процессе чтения зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, которые соотносятся с конкретным звуковым значением.
Как указывает Е. В. Колесникова, правильному усвоению буквы в дошкольном возрасте будет способствовать реализация следующих условий:
- Сформированность у ребенка четкого образа звука, отсутствие смешения звука с другими звуками, четкая дифференциация звуков речи. В ситуациях, когда у ребенка нет четкого звукового образа звука, соотнесение звука с буквой становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками.
- У ребенка сформированы представления об обобщенном звуки речи, то есть о фонеме. Один и тот же звук речи по-разному звучит в речевом потоке, в зависимости от расположения и от характера соседних звуков. В процессе выделения звука из слова, ребенок должен уметь ориентироваться во всем многообразии его звучания, зависящим от расположения звука в слове, и улавливать некоторые постоянные качества звука и его изменяющиеся свойства [4].
В начале обучения чтению для ребенка буква является сложным графическим элементом. Она состоит из отдельных элементов, расположенных определенным образом по отношению друг к другу в пространстве. В русском алфавите всего несколько основных элементов печатного шрифта, поэтому существует много букв, сходных по очертанию.
Н. В. Новотворцева отмечает, что для формирования умения отличать изучаемую букву от других букв, в том числе сходных, необходимо выполнять зрительный анализ каждой буквы и выделять ее элементы. По мнению ряда исследователей, усвоение оптического образа буквы осуществляется на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы происходит при соотнесении воспринимаемого зрительного образа и представлений о нем [5].
Успешному усвоению букв будет способствовать достаточный уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительного мнезиса (возможности точного запоминания зрительного образа букв).
Седьмой год жизни является начальным этапом обучения чтению в дошкольном образовательном учреждении в рамках работы по подготовке детей к обучению грамоте.
Формирование начальных навыков чтения происходит у детей в процессе обучения с использованием разных методик.
В отечественной педагогике существует несколько подходов к методике обучения чтению детей. Базовой является методика Д. Б. Эльконина, базирующаяся на основе аналитико-синтетического метода обучения. Эта методика требует, чтобы ребенок имел высокий уровень осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми языковыми навыками и имел весь комплекс психологических и языковых предпосылок [7].
Для обучения детей чтению важное значение имеет владение детьми полным звуковым анализом устной речи, навыками реконструкции целого фонетического слова из отдельных звукобукв.
Обучение детей чтению на основе методики обучения грамоте В. Г. Горецкого опирается на анализ звучащей речи. Ведущим моментом в данной системе обучения является обучение чтению на словах, которые имеют разную слоговую структуру, что способствует практическому усвоению позиционного принципа чтения [19].
Одной из наиболее распространенных методик обучения чтению является методика обучения Л. С. Журовой, которая базируется на принципах, выдвинутых Д. Б. Элькониным [3]. С помощью данной методики детей обучают способам овладения умственными действиями звукового анализа, позиционного чтения на материале всего алфавита, соблюдается строгая поэтапность формирования способа чтения.
У детей седьмого года жизни фактически происходит формирование не навыков чтения, которые развиваются в младшем школьном возрасте, а начальных навыков или в большей степени предпосылок к овладению чтением. Эта работа включает в себя ознакомление детей с алфавитом, развитие фонематических процессов, слухового восприятия, формирование умения произносить отдельные звуки, сливать звуки в слоги, читать целые слова.
Важнейшим условием формирования навыков чтения является овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Овладение звуковым анализом и синтезом осуществляется в процессе специально организованной работы с использованием разнообразных игровых приемов, упражнений, в рамках проведения занятий по подготовке к обучению грамоте с детьми седьмого года жизни. По мнению ряда авторов, для овладения первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы.
Сформированность произвольной сферы также оказывает влияние на развитие начальных навыков чтения, поскольку степень организованности ребенка в деятельности, его способность концентрировать внимание, выполнять учебные задачи, играет важную роль в формировании навыков чтения.
Таким образом, проблема обучения дошкольников чтению выступает как одна из актуальных в дошкольном образовании на сегодняшний день. Овладение чтением представляет сложный процесс, в основе которого лежит развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительного мнезиса, позволяющих ребенку освоить звукобуквенные обозначения и перейти к следующему этапу развития чтения.
В старшем дошкольном возрасте предпосылками овладения чтением выступает: развитие фонематического слуха и восприятия, ориентировка детей в языковой действительности, развитие умения звукового анализа и синтеза, осознанное отношение к языку и речи.
Среди основных психолого-педагогических условий, влияющих на успешность развития навыков чтения у детей седьмого года жизни выделяют: обогащение предметно-развивающей среды; повышение интереса старших дошкольников к книге, к процессу чтения; организация работы по формированию психологических предпосылок чтения и собственно навыка чтения (развитие фонематического слуха и восприятия, ориентировки в языковой действительности, умения звукового анализа и синтеза, осознанного отношения к языку и речи).
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. — 2007. — № 3. — С. 6–8.
- Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров. — М.: Каро, 2006. — 304 с.
- Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте [Текст] / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. С. Дурова, Л. Н. Невская. — М.: Школьная Пресса, 2001. — 144 с.
- Колесникова, Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. — М.: Ювента, 2014. — 80 с.
- Новоторцева, Н. В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. [Текст] / Н. В. Новотворцева. — М.: Академия Развития, 2006. — 240 с.
- Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т. А. Ткаченко. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 32 с.
- Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 2006. — № 5. — С. 12–14.