В данной статье говорится о том, что игры с «мягким» дидактическим материалом пособия «ТАФИ» — это важная деятельность детей раннего возраста. Уникальность пособия в том, что для раннего возраста это безопасно, комфортно, затрагивает все образовательные области, развивает сенсорные эталоны детей.
Ключевые слова: мягкая педагогика, сенсорно-тактильное игровое пособие ТАФИ, ранний возраст, безопасно, комфортно.
Речь формируется в первые годы жизни ребенка. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: это социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга.
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, — не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.
Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.
Опираясь на задачи по развитию речи, я решила применить в работе с детьми методику «Мягкая педагогика», разработанную доцентом кафедры дошкольного образования института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, кандидатом психологических наук Еленой Дмитриевной Файзуллаевой и магистром педагогики, директором компании ТАФИ Татьяной Дмитриевной Фицнер.
Игры с «мягким» дидактическим материалом пособия «ТАФИ» — это важная деятельность детей раннего возраста. Уникальность пособия в том, что для раннего возраста это безопасно, комфортно, затрагивает все образовательные области, развивает сенсорные эталоны детей.
А накопленный в раннем возрасте сенсорный опыт детей — это основа познавательного развития и речевого развития.
Сегодня я хочу познакомить Вас с игровыми пособиями, которые я применяю в своей работе, а это «Шифоновая радуга», «Мягкий театр», «Мнушки», «Вязаная графика».
«Шифоновая радуга» — это арт-методика рисования тканью для детей раннего возраста.
Она позволяет в доступной игровой форме создать основу для дальнейшего речевого, развития детей.
Шифоновая ткань представляет собой нежный, приятный на ощупь и очень податливый материал, пригодный для любой детской деятельности. Его основными характеристиками являются открытость, многофункциональность, комфортность. Они делают его незаменимым средством для работы с детьми раннего возраста. Этому есть ряд объяснений.
- Взаимодействие с тканевыми материалами обогащает сенсорный опыт малышей. Характерные качества шифона создают эффект нежного маминого «поглаживания», что позволяют ребенку почувствовать себя в безопасности, особенно это важно в период адаптации.
- В процессе совместного с педагогом «рисования тканью» ребенок попадает в ситуацию делового взаимодействия, когда он получает первый опыт сотрудничества, учится согласовывать свои действия с действиями другого человека, соблюдать общий темп деятельности и т. д.
- Ткань прекрасно подходит для обыгрывания игровых ситуаций и создания творческих образов. Взаимодействуя с тканью путем ее сминания, скручивания, расправления, ребенок легко трансформирует различные сюжеты. Так развивается его творческие начала, воображение, стимулируется развитие мелкой моторики, а следом и речи.
Таким образом, тканевый конструктор «Шифоновая радуга» — универсальное многофункциональное пособие, которое может быть использовано как в подгрупповой, так и индивидуальной работе, быть частью основной образовательной деятельности или предлагаться детям в качестве материала для самостоятельного творчества (под присмотром взрослого из соображений безопасности). Все это позволяет отметить его содействие всестороннему развитию дошкольников, что полностью отвечает требованиям ФГОС.
«Мягкий театр» в наборе мягкие рукавички, которые могут перевоплощаться в разных персонажей. Такие игры — полезны современным детям, у которых много детально проработанных игрушек и нет пространства для развития воображения. Дети учатся подражать голосам героев. Постановки могут носить воспитательный и образовательный характер.
Игровое пособие «Меховой театр», развивает фантазии и воображения — дети могут придумывать собственные истории и образы, учиться выражать свои эмоции через игровые ситуации. Развитие коммуникативных навыков — интерактивные игры с варежками способствуют развитию речи, умению слушать и взаимодействовать с другими участниками. Эмоциональное развитие — через игру дети учатся понимать и выражать свои чувства, что способствует развитию эмоционального интеллекта.
«Мнушки» — это мягкие мячики. Есть набор, в который входит 6 базовых цветов и набор с расширенной палитрой. С их помощью организуют игры на сброс психоэмоционального напряжения и развития мелкой моторики. Мнушки можно сжимать, сминать, играть в «снежки», устраивать «салюты», играть в игру «Попади в цель». Мячики — мягкие, нетравмоопасные, бесшумные. Идеально подходят для таких игр. Помогают сохранять благоприятный психологический микроклимат в группе.
Также с Мнушками можно организовывать речевые, моторные игры, использовать как элементы текстильных картин и персонажей текстильных сказок. Мнушка может перевоплотиться в колобка, капельку, другой предмет или персонажа.
«Вязаная графика»
Текстильные карандаши — вязаные веревочки разной длины. С их помощью можно создавать текстильные картины, сказки со сменой объектов в процессе повествования, что способствует накоплению словарному запасу и развитию речи ребенка.
Набор может служить нейротренажером для развития полушарий головного мозга. Совместное рисование развивает у детей социально-коммуникативные навыки.
Также оно — бережно к психоэмоциональному состоянию детей. Если рисуя, ребенок вышел за границы холста, что-то не получилось — он легко может исправить. Это не создает напряжения, как неудавшаяся картина на бумаге.
Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности детей по всем направлениям. Они положительно влияют на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей.
В заключении хочется сказать, что формирование речевых навыков у детей раннего возраста происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача педагога в период раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой, общением и для этого нам в развитии малышей помогает созданная «мягкая образовательная среда».
Литература:
- Файзуллаева Е. Д. «Мягкая педагогика» воспитание раннего возраста — М: Цветной мир», 2020
- Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007.
- Казунина И. И. Первые игры и игрушки. Игровая среда от рождения до трёх лет: учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / И. И. Казунина, И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. — М.: Цветной мир, 2018.
- Касаткина Е. И. Дидактические игры для детей раннего возраста: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / Е. И. Касаткина; под ред. И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. — М.: Цветной мир», 2018.
- Осарина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осарина. — СПб.: Питер, 2011.