Одним из непременных условий успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в современных условиях, является эффективность системы управления и, высокий кадровый потенциал персонала образовательного учреждения.
Главной целью разработки эффективной кадровой политики является наилучшее сочетание потребностей учреждения в персонале, учет личного участия каждого из сотрудников в развитии ДОУ. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Улучшает ситуацию внедрение новых форм работы в систему повышения квалификации сотрудников, поддержка и развитие кадров ДОУ, обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми.
Система создания современных кадровых условий:
1. Анализ потребностей в кадровых ресурсах для решения образовательных задач;
2. Планирование и оценка существующих кадровых ресурсов:
– требование к реализации Программы развития;
– оценка компетентности существующих кадров;
3. Планирование и реализация непрерывного образования педагогических кадров:
– портфолио педагогов.
Для реализации ПР и ОП ДО необходимо понимать, что Всовременных условиях меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, креативный, способный к росту своего личностного потенциала в современной системе воспитания и развития.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника.
В нашем дошкольном учреждении существует план повышения квалификации педагогов, который предусматривает прохождение педагогическими кадрами курсов повышения квалификации не реже, чем 1 раз в 3 года. Для того, чтобы всегда соответствовать требованиям к современному педагогу, реализовывать актуальные направления в дошкольном образовании и приоритетные направления региона, педагоги нашего учреждения проходят курсовую подготовку 1–2 раза в год.
Для качественной работы, направленной на формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста, педагогами нашего дошкольного учреждения в 2022 году были пройдены курсы повышения квалификации — 94 % педагогов (воспитателей групп) прошли курсы повышения квалификации по направлению «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Методическая форма работы с кадрами:
В детском саду ведутся следующие формы методической работы:
– консультации (индивидуальные и групповые);
– обучающие семинары;
– педагогические советы;
– смотры-конкурсы;
– мастер-классы;
– круглые столы;
– взаимопосещения.
Педагогические советы , цель которых повышение профессиональной компетентности педагогов в организации работы с детьми по ранней профориентации, как фактор социально-личностного становления.
Обучающие семинары — являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовке. На семинарах педагоги работают над такими вопросами:
– Какие современные технологии, формы и методы работы с детьми можно использовать для ознакомления дошкольников с профессией;
– По каким направлениям проводится система работы с дошкольниками;
– Какие принципы учитываются?
Данные семинары способствовали повышению компетентности педагогов в вопросах профориентации.
Мы в детском саду практиковали непрерывно-действующие семинары-«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» по окончанию которого педагоги провели открытые показы занятий с детьми. Данные показы позволяют увидеть работу педагогов по направлению ранней профориентации, использовать их познавательный опыт, осознать недочёты.
По окончанию семинара «Использование дистанционного взаимодействия в образовательном процессе ДОУ» медиотека детского сада пополнилась созданными педагогами совместно с родителями (законными представителями) видео экскурсиями на их места работы.
Смотр-конкурс — это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
В нашем детском саду был проведен смотр — конкурс среди педагогов ДОО «Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольников», задачи которого были:
– создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ранней профориентации детей;
– стимулирование творческой активности педагогов;
– пополнение и обновление игрового и дидактического материала групп;
– привлечение родителей к деятельности по ранней профориентации детей.
Итогами данного конкурса стали созданные центры активности во всех возрастных группах по направлению ранней профориентации детей, созданы более 20 боксов различных профессий для изучения детьми, во всех возрастных группах созданы альбомы профессий.
Мастер — класс. Сцелью повышения уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствования практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей были проведены ряд мастер-классов для педагогов: «В мире профессий», «Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых», «Интерактивные технологии как средство формирования позитивных установок у старших дошкольников к различным видам труда взрослых»
Система работы с педагогическими кадрами также включает:
1. Обновление методической библиотеки, обеспечивающей доступ педагогов к профессиональным базам данных, к информационным справочным и поисковым системам, иным информационным ресурсам по вопросам ранней профориентации детей;
2. Выступление педагогических работников на муниципальных и региональных методических объединениях по направлению ранней профориентации. За 2022–2024 года представили свой опыт:
– Старший воспитатель Искакова Н. В. на муниципальном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Предоставление опыта работы ДОО в реализации направления формированию основ ранней профориентации у детей раннего возраста (идеи, инновации, технологии в работе с детьми раннего возраста)»
– Молодые воспитатели Поветкина О. Г. и Гребцова И. В. на муниципальном методическом объединении для воспитателей вторых младших групп ДОО г. Белгород «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с миром профессий взрослых посредствам использования технологии «Лэпбук»
– Воспитатель Адоньева Н. И. на муниципальном методическом объединении для воспитателей раннего возраста ДОО г.Белгорода «Знакомство с миром профессий для детей раннего возраста с использованием авторского оборудования в ДОО»
3. Получение рецензий регионального уровня на комплекс учебно-методических материалов по направлению ранней профориентации детей:
– Комплекс учебно-методических материалов по алгоритмике «Росс и друзья» разработанный заведующим МБДОУ д/с № 9 Дудар М. С. и старшим воспитателей Искаковой Н. В.
– Комплекс учебно-методических материалов «Мир профессий» учителя-логопеда Резниковой О. В., воспитателей Хаустовой Т. Е., Китик И. В.
4. Участие в конкурсном профессиональном движении:
– Творческая группа МБДОУ д/с № стала призером «Фестиваля детской игры «Мастерские будущего» (приказ Управления образования г.Белгорода № 952 от 17.07 2023г.)
– Воспитатели Артюх И. П., Новакова Н. В. стали победителями муниципального конкурса «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда группы по ранней профориентации дошкольников» в номинации «Профессиональные династии» (приказ Управления образования № 555 от 14.04.2023г)
– Воспитатель Донская Е. А. призером муниципального конкурса методических материалов по реализации технологии ранней профориентации детей «Гость группы» (приказ Управления образования от 12.01.2023 г. № 26)
В результате данных мероприятий предполагается качественное изменение организации методической работы:
– повышение профессиональной компетентности педагогов;
– изменение форм и стилей общения с детьми;
– изменение предметно — развивающей среды групп и кабинетов;
– качественная организация воспитательно-образовательного процесса;
– активизация работы с родителями;
– разработка и утверждение календарно–тематического планирования и Образовательной программы ДОУ;
– повышение имиджа ДОУ;
– заключение договоров с социальными партнерами.
У 100 % педагогов в нашем дошкольном учреждении создано портфолио личных достижений, в которых у 74 % отражена деятельность по направлению «Ранней профориентации детей»
Таким образом, работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности должна обеспечить стабильную работу педагогического коллектива, обеспечивающих эффективность организации ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении.