В данной научной работе рассматриваются основные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, способы их реализации, в том числе с помощью института судебного конституционного контроля, его определение и место в правовой системе государства, выявляются основные проблемы с точки зрения принятых поправок к Конституции РФ 2020 г., благодаря которым ввели предварительный конституционный судебный контроль.
Ключевые слова: судебный конституционный контроль, Конституция РФ, предварительный конституционный контроль, общая юрисдикция, закон, запрос, нормативный правовой акт, законодательство, права и свободы
Основным источником права в Российской Федерации как государстве романо-германской правовой семьи признается нормативный правовой акт. Наивысшей юридической силой в России является Конституция — закон, закрепляющий права и свободы человека и гражданина, принципы государственного устройства, систему власти и т. д. Ни один принимаемый закон не может противоречить Конституции РФ, в противном случае такие нормативные правовые акты не будут считаться легитимными.
Для предупреждения нарушения конституционных принципов в Российской Федерации разработан институт судебного контроля, представляющий собой механизм проверки на соответствие Конституции РФ объектов контроля судебными органами. Суд в данном случае, являясь органом государственной власти, выполняет функцию по укреплению законности и правопорядка, основывающихся на незыблемости прав и свобод гражданина и человека, закрепленных в Конституции РФ. Поскольку государство регулирует многие вопросы по осуществлению деятельности органов власти, Конституция в своем содержании отражает общие положения, формулирующие наиболее важные и необходимые для общества начала и основы построения общественных отношений. Они в дальнейшем находят свою детализацию в издании нормативных правовых актов органами публичной власти различных уровней, что порождает необходимость обеспечить существование государственного механизма по определению легитимности данных законов и подзаконных правовых актов. Таковым и является институт судебного конституционного контроля.
Реализация судебного конституционного контроля, направленная на определение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов, в соответствии с главой 7 Конституции РФ возложена на специализированный орган — Конституционный Суд РФ. На сегодняшний день в России предусмотрен федеральный уровень осуществления конституционного судебного контроля, поскольку с 1 января 2023 г. уставные конституционные суды субъектов, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб граждан о нарушении их прав и свобод, были упразднены, в связи с чем публично-правовые споры могут быть разрешены исключительно Конституционным Судом РФ [4].
Определяя основные особенности осуществления конституционного судебного контроля, обратимся к ст. 96 ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации», в которой законодатель четко указывает на одно из важных условий обращения за защитой своих прав и свобод, нарушенных неконституционным актом: непосредственно «исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты», что подразумевает рассмотрение вопроса исключительно с точки зрения «права», а не наступление «факта» такового нарушения [6]. Обязанностью судей Конституционного Суда РФ является анализ неправомерного акта на предмет соответствия Конституции РФ вынесенного и вступившего в законную силу решения органа судебной власти по делу и разрешение нормативного правового акта, принятого федеральными или региональными органами власти. Согласно ст. 118 Конституции РФ судебную систему в России составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые суды субъектов РФ. Следовательно, Конституционный Суд РФ, не являясь вышестоящей инстанцией по отношению к другим судам судебной системы, не может отменить состоявшееся решение суда. В случае признания решения суда неконституционным Конституционный Суд дает его официальное конституционно-правовое толкование, указывая лишь на необходимость его пересмотра, что исключает вторжение в организационную и управленческую деятельность (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 42-П). Конституционный Суд РФ при проведении судебного конституционного контроля фактически осуществляет функцию надзора за деятельностью органов государственной власти, проверяя обжалуемый нормативный акт на предмет его соответствия Конституции РФ. Так, судебный конституционный контроль являет собой форму надзора в системе государственной власти, ввиду его специфичной системы применения.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в качестве контролирующего органа принимает участие в правотворчестве, которое осуществляется в основном посредством разрешения споров о праве и даче официального толкования норм Конституции РФ, при этом не вторгаясь в полномочия других органов государственной власти, устраняет некоторые существующие пробелы в праве, указывая законодателю и правоприменителю выходы из ситуаций, не соответствующих Конституции РФ. Важную роль в формировании судебной практики играет правовая позиция Конституционного Суда РФ, поскольку заключает в себе основные правовые понятия, выделенные Конституционным Судом в отдельные нормативно-правовые правила. Правовые позиции Конституционного Суда РФ имеют межотраслевой характер, поскольку восполняют пробелы и коллизии, возникающие в применяемой правовой базе, в связи с чем совершенствуется законодательный процесс в целом.
Результатами деятельности Конституционного Суда РФ являются постановления, заключения, определения, в заседаниях могут решаться вопросы организации деятельности суда в целом. Непосредственно в актах Конституционного Суда РФ могут быть установлены обязанности для законодателя либо сформулированы основные правовые позиции, которые необходимо учитывать при принятии законов или при осуществлении деятельности по их совершенствованию. Однако, несмотря на ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, где установлено положение об осуществлении судебной власти посредством конституционного судопроизводства в том числе, процессуального законодательства, которое регламентировало бы конституционное судопроизводство, на данный момент не существует, что является серьезным пробелом в системе современного российского права [4].
Также одним из наиболее значимых полномочий Конституционного Суда РФ как органа судебного контроля является выявление неконституционности закона, который применяется в конкретном деле по жалобам граждан. Деятельность Конституционного Суда непосредственно направлена на выявление нарушений прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, что воплощает на практике принцип высшей ценности человеческой свободы, приоритета его прав. В связи с этим поправки к Конституции 2020 г. получили широкий общественный резонанс, поскольку они изменили основополагающие начала государственной власти, дали направление на создание гарантий реализации прав граждан.
Благодаря поправкам к Конституции РФ 2020 г. Конституционный Суд РФ закрепил свои полномочия в области конституционного контроля (правовые позиции КС РФ имеют силу не только на конкретно рассмотренное дело, но и на все аналогичные, однородные дела, являясь общеобязательными), а также расширил их, получив возможность проведения предварительного конституционного судебного контроля не только в отношении международных договоров [1]. Так, по запросу Президента РФ КС РФ проверяет на конституционность: федеральные конституционные законы, федеральные законы и т. д. В. А. Кряжков, анализируя конституционную реформу 2020 г., отмечает, что «реанимация ранее отвергаемых предложений по введению предварительного контроля законов стала неожиданностью ввиду отсутствия и реальной потребности в нем. Конституционный Суд никогда не высказывался о его необходимости». Автор считает, что «вводимый предварительный нормоконтроль — избыточная и ущербная мера. Она не согласуется с принципом сбалансированного разграничения властей, поскольку еще более усиливает за счет Конституционного Суда позиции Президента РФ во взаимоотношении с парламентом Российской Федерации, способствует втягиванию Конституционного Суда, организационно зависимого от Президента РФ, в законотворческий, по сути, политический процесс» [5]. Однако нельзя не заметить, что наделение КС РФ подобными полномочиями является важным и положительным шагом в развитии основ правого государства, поскольку большое количество жалоб граждан касается нарушения их конституционных прав и свобод, а предварительная проверка законопроектов на конституционность позволит это предотвратить. Одним из главных преимуществ данного нововведения является предупреждение противоречий, возникающих между Конституцией РФ и принимаемыми нормативными правовыми актами. Так, по мнению Е. В. Виноградовой и И. Л. Данилевской, «вопросы конституционного соответствия нормативных правовых актов, решаемые в предварительном порядке, позволяют в перспективе сохранять стабильность и единообразие национальной правовой системы, способствуют принятию правовых актов более высокого уровня, что, в свою очередь, повышает качество законодательства» [3].
Мнения ученых-юристов разнятся. Нельзя не заметить существующее противоречие в учреждении рассматриваемого института: с одной стороны — шаг к развитию правого государства, предупреждение нарушения конституционных прав граждан, перераспределение полномочий между ветвями государственной власти, чем реализуется принцип «сдержек и противовесов», однако с другой — факультативность предварительного судебного конституционного контроля. Исключительно по запросу Президента РФ Конституционный Суд РФ проводит предварительный конституционный контроль проекта нормативного правого акта, что снижает уровень качества и законности федерального и регионального законодательства.
Так, можно сделать вывод о том, что, несмотря на положительные шаги в развитии института предварительного судебного конституционного контроля, он все еще требует совершенствования и доработки. Представляется возможным говорить о введении предварительного и обязательного конституционного контроля для исключения противоречий между принимаемыми законами и Конституцией РФ. Кроме того, проблема определения правовой природы судебного конституционного контроля требует детализации разъяснений в научной литературе для последующего уяснения роли конституционного контроля в правовой жизни государства и деятельности судов.
Литература
- Бабурин С. Н. Реформа Конституции Российской Федерации в 2020 году: возвращение конституционализма на национальный маршрут // Конституция-2020: эволюция публичной власти: материалы V Общероссийского юридического форума. Уфа: ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2021. С. 27–32.
- Брежнев О. В. Обязательный судебный конституционный контроль в России: проблемы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 3 (100). С. 67–74.
- Виноградова Е. В., Данилевская И. Л. Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Конституционный контроль «ex ante» как институт отечественного и зарубежного конституционализма // Государство и право. 2020. № 5. С. 7–18.
- Конституция Российской Федерации 1993 г. с поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 4 июля 2020 г.; Российская газета. 4 июля 2020 г. № 144.
- Кряжков В. А. Как конституционная реформа 2020 года изменила Конституционный Суд Российской Федерации // Государство и право. 2020. № 9. С. 18–32.
- О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) // Российская газета. 23.07.1994. № 138–139.