Методы формирования темпо-ритмической организации речи у детей с речевыми нарушениями на основе народной педагогики с учетом участия семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 29.01.2025

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, А. В. Методы формирования темпо-ритмической организации речи у детей с речевыми нарушениями на основе народной педагогики с учетом участия семьи / А. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 143-149. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122292/ (дата обращения: 22.02.2025).



В данной статье исследуются методы формирования темпо-ритмической организации речи у детей с речевыми нарушениями посредством народной педагогики и активного участия семьи. Анализируется влияние фольклорных элементов, таких как народные песни, частушки, пословицы и скороговорки, на развитие речевых навыков. Особое внимание уделяется роли семьи в коррекционном процессе, а также совместной деятельности родителей и логопедов. Представлены примеры успешных практик и даны рекомендации по интеграции народных педагогических методов в домашние занятия для улучшения темпо-ритмической организации речи у детей.

Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, речевые нарушения, народная педагогика, семейное участие, логопедическая коррекция, фольклорные методы.

Темпо-ритмическая организация речи представляет собой комплексную систему, влияющую на все аспекты устного высказывания: она задаёт общий «каркас» речи и позволяет координировать лексико-грамматический строй, дыхательно-артикуляционные движения, а также интонационные и ударные характеристики. При коррекции речевых нарушений у детей именно темпо-ритмические показатели зачастую становятся фундаментом, определяющим эффективность всей работы. В ряде случаев нарушения этой стороны речи проявляются в виде слишком быстрого (тахилалия) или, напротив, чрезмерно замедленного (брадилалия) речевого темпа. Нередко встречается и заикание, под которым понимают сбой плавности речи, сопровождающийся судорогами мышц артикуляционного аппарата. По данным некоторых клинических исследований, от заикания в мире страдает более 70 миллионов человек, что ещё раз подчёркивает актуальность вопроса о работе над плавностью речи. Для коррекции подобных нарушений логопеды применяют набор разнообразных методик, в том числе приёмы, тренирующие восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Это комплексно формирует навыки контроля над темпом речи и плавностью, а также включает использование логопедической ритмики [1].

Народная педагогика, обладающая многовековой историей и уникальным методическим арсеналом, способна укрепить логопедические практики и сделать их более интересными и результативными. Народные игры, песенные мотивы, короткие ритмичные частушки и скороговорки помогают детям осваивать речь не в виде «сухих» упражнений, а в процессе живого взаимодействия. При этом народные пальчиковые игры, широко распространённые в различных этнокультурных традициях, показывают высокую эффективность в развитии мелкой моторики — фактора, тесно связанного с речевой активностью и артикуляцией. Так, игра «Ладушки» известна на Руси с древних времён и по сей день активно используется педагогами благодаря простоте движений и лёгкости их сочетания со словесным сопровождением. Подобные формы работы особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они позволяют развивать моторику в тесном единстве с речевыми навыками [2].

Цель данной статьи — выявить и описать наиболее действенные методики формирования темпо-ритмической организации речи у детей путём интеграции элементов народной педагогики и активного включения родителей или близких родственников в образовательный процесс. Для реализации этой цели необходимо выделить ключевые факторы, позволяющие максимально эффективно применить народный педагогический опыт, оценить степень участия семьи в коррекции речи и изучить удачные примеры внедрения подобных методик на практике. В ходе исследования рассматриваются различные варианты включения фольклора в занятие с детьми и анализируются механизмы усиления логопедического воздействия за счёт тесного контакта со взрослыми и с окружающим социокультурным пространством.

В области логопедии на сегодняшний день существует ряд сложностей, связанных с коррекцией темпо-ритмической стороны речи. Традиционные подходы нередко представляют собой стандартные упражнения, которые не всегда учитывают личные особенности ребёнка, его интересы и культурные корни. Кроме того, семьи часто остаются в стороне от коррекционного процесса, ограничиваясь ролью пассивных наблюдателей. Между тем именно погружение ребёнка в общую систему речевой деятельности, поддержанную дома, даёт наибольший эффект. Народная педагогика может оказаться мощным дополнительным ресурсом, поскольку опирается на увлекательные, эмоционально насыщенные формы работы. Однако пока этот синтез современной логопедии и традиций прошлых поколений недостаточно изучен и требует дальнейшего научного осмысления, а также практической апробации.

Народная педагогика, которую иногда называют «живой энциклопедией народного опыта», издавна занимала центральное место в воспитании подрастающего поколения. Её зарождение можно проследить ещё в эпоху общинно-родового строя, когда обучение происходило устно, в процессе каждодневного взаимодействия детей с семьёй и общиной. Педагогические принципы того времени опирались на наблюдения за природой, многочисленные обряды и ритуалы, а также на устное словесное творчество — песни, сказки, заклички и т. д. В условиях отсутствия школы именно такие формы передачи знаний гарантировали сохранение и продолжение родовых традиций, а также формировали у детей базовые нравственные и трудовые умения.

В традиционном обществе, вплоть до конца XIX — начала XX века, обучение и воспитание детей начинались с самого младенческого возраста и были тесно связаны с жизнью семьи и окружающей средой. Обычные на первый взгляд занятия, такие как помощь матери по дому или наблюдение за полевыми работами, становились своеобразными уроками взаимодействия с миром. В народных сказках, пословицах и поговорках дети узнавали нормы морали, учились различать добро и зло, знакомились с первичными формами социальных ролей. К примеру, в русских народных сказках «Гуси-лебеди» или «Каша из топора» наряду с занимательным сюжетом содержались уроки гостеприимства, смекалки и взаимопомощи. Нередко народные рассказы сопровождались песенками или частушками, усиливавшими эмоциональную включённость детей и их речевую активность.

С возникновением письменных форм коммуникации и учреждений формального образования ценность народной педагогики не исчезла, а получила новое направление развития. Традиционные игры, фольклорные образы и эпические сюжеты стали активно «вплетаться» в программы обучения, разнообразя их и усиливая связь ребёнка с родной культурой. На рубеже XX века интерес к фольклорным элементам воспитания начал понемногу снижаться, однако в наши дни их значимость снова возрастает. Специалисты разных областей, в том числе психологии и педагогики, подчёркивают, что принципы народной педагогики универсальны, поскольку учитывают естественные этапы развития ребёнка и формируют у него эмоционально-положительное отношение к процессу обучения.

Принцип культуросообразности в народной педагогике ориентирован на глубокое погружение детей в культурное пространство своего народа с помощью языковых средств. Использование пословиц и поговорок помогает не только приумножить словарный запас и научить метафорическому мышлению, но и передаёт детям важные социальные установки. Пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» иллюстрирует значение настойчивого труда, а поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» подчёркивает осторожность и вдумчивость при совершении поступков. Кроме того, подобные речевые формулы способствуют развитию ассоциативного ряда у детей, делая их речь более богатыми и выразительными.

Таблица 1

Принципы народной педагогики и их применение в формировании речи у детей

Принцип

Описание

Применение в формировании речи

Принцип природосообразности

Учет естественных возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

Использование фольклорных материалов, соответствующих возрасту и интересам детей, таких как потешки, прибаутки, сказки, что способствует развитию речевых навыков в естественной для ребенка форме. Например, для младшего дошкольного возраста подходят простые рифмованные тексты, а для старшего — более сложные сказочные повествования.

Принцип культуросообразности

Приобщение детей к национальной культуре, традициям и обычаям через образовательный процесс.

Включение в занятия элементов народного творчества, таких как народные песни, танцы, игры, что способствует обогащению словарного запаса и развитию темпо-ритмической организации речи. Например, разучивание народных песен помогает детям освоить интонационные особенности родного языка, а участие в традиционных играх развивает навыки общения и координацию речи с движением.

Принцип коллективизма

Воспитание у детей чувства общности, умения работать и взаимодействовать в коллективе.

Проведение групповых фольклорных игр и хороводов, где дети учатся согласовывать свои действия и речь с другими участниками, что способствует развитию коммуникативных навыков и темпо-ритмической организации речи. Например, игра «Ручеек» требует от детей координации движений и синхронного произнесения речевых формул, что развивает чувство ритма и умение взаимодействовать в коллективе.

Принцип наглядности

Использование визуальных и тактильных средств обучения для облегчения восприятия и усвоения материала.

Применение наглядных пособий, таких как иллюстрации к народным сказкам, предметы народного быта, куклы для инсценировок, что помогает детям лучше понимать и запоминать речевой материал. Например, рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок» и последующее ее инсценирование с использованием игрушек способствует активному усвоению новых слов и выражений, а также развитию связной речи.

Принцип повторности

Многократное повторение учебного материала для его прочного усвоения.

Регулярное использование одних и тех же фольклорных текстов и игр, что способствует закреплению речевых навыков и автоматизации правильного произношения. Например, ежедневное проговаривание скороговорок помогает детям отработать четкость артикуляции и развить темпо-ритмическую сторону речи.

Данная таблица иллюстрирует основные принципы народной педагогики и их практическое применение в процессе формирования речевых навыков у детей. Использование этих принципов позволяет создать эффективную методику коррекции темпо-ритмической организации речи, опирающуюся на культурные традиции и естественные способы обучения.

Принцип коллективизма отражён в совместных играх, хороводах и других формах групповой деятельности, где дети учатся координировать собственные действия со сверстниками, выстраивать диалог, договариваться и учитывать мнение окружающих. Всё это формирует гибкость речи, которая в том числе включает умение варьировать темп и ритм в зависимости от коммуникативной ситуации. Когда ребёнок участвует в хороводном круге или в коллективном пении, он лучше осознаёт коллективный ритм, учится вовремя начинать фразу и менять интонацию в соответствии с групповым взаимодействием.

Принцип эмоциональной насыщенности подчёркивает, что при обучении важна не только информативная, но и чувственная сторона. Ритмические тексты, краткие стихотворения, народные песенки или прибаутки стимулируют эмоциональный отклик, который вносит вклад в долговременное запоминание. Чем более яркими и увлекательными оказываются речевые упражнения, тем охотнее дети их повторяют и тем глубже осваивают структуру языка. Этот подход естественным образом воспитывает у ребёнка любовь к родной речи и, что особенно значимо для логопедии, облегчает формирование правильных интонационных паттернов.

Народные песни, короткие задорные частушки, устоявшиеся веками пословицы и увлекательные скороговорки уже много поколений подряд остаются одним из центральных феноменов русской культуры. Их особенности — ритмичность, мелодичность, яркая образность — способствуют тому, что дети легко запоминают тексты и получают удовольствие от их воспроизведения. С точки зрения логопедии важнейшим преимуществом таких произведений является их способ «тренировать» слуховое восприятие и чувство темпа. Детское пение, особенно в коллективе, одновременно развивает дыхательные и голосовые навыки, прививает ребёнку умение брать вдох в нужном месте, управлять силой голоса и работать над артикуляцией.

В свою очередь, частушки, известные своей динамичностью и требующие быстрой артикуляции, стимулируют развитие гибкости речевого аппарата. При их регулярном исполнении дети учатся чётко проговаривать слова, не «проглатывая» звуки. Это значительно облегчает работу над дикцией, особенно если у ребёнка имеются проблемы с внятным произношением или зажатостью в речевой сфере. К тому же, благодаря своей живой, нередко юмористической форме, частушки создают атмосферу непринуждённости и интереса к речевому развитию.

Пословицы и поговорки являются одним из самых ёмких форматов народного творчества: в одной короткой фразе может содержаться целый пласт народной мудрости, социальной нормы и речевой образ. Логопеды отмечают, что систематическое обращение к ним — хороший способ расширять словарный запас ребёнка, обучая не только новым словам, но и метафорическому мышлению. Когда ребёнок вникает в смысл таких выражений, как «Мал золотник, да дорог», он не просто заучивает очередную фразу, но и начинает глубже понимать, как язык может передавать двойной смысл, сравнения и переносные значения.

Скороговорки по праву считаются эффективным «тренажёром» для артикуляционного аппарата. В них намеренно сочетаются сложные для произношения звуковые связки, например, [ш], [с], [р], которые часто становятся источником ошибок при быстром темпе речи. Регулярные занятия со скороговорками учат детей говорить чётко, а также тренируют внимание и способность распределять усилие между контролем ритма и произношением. Многие логопеды рекомендуют включать скороговорки в ежедневную речевую гимнастику, чтобы укрепить речевой аппарат и сформировать навык плавной, но быстрой речи.

Хороводы, являющиеся неотъемлемой частью многих народных обрядов, — это коллективные действия в круге под песенное или инструментальное сопровождение. Их использование в логопедической практике обусловлено тем, что синхронность пения и движений в круге развивает у детей способность улавливать и удерживать единый ритм. В России широкую популярность хороводы получили ещё с XVIII века, участвовать в них могли дети разного возраста, начиная от 2–3 лет, что, помимо общей физической подготовки, формировало навыки согласованности и коллективного взаимодействия. Исследования, проведённые в ряде дошкольных учреждений Санкт-Петербурга в 2018–2020 годах, подтвердили, что использование хороводных игр ускоряет формирование у детей правильной интонации и дикции.

Включение хороводов и речевых игр в программу образовательного процесса создаёт благоприятные условия для формирования разнообразных речевых умений. Учителя и логопеды отмечают, что дети охотнее выполняют упражнения, если они сопровождаются элементами движения, музыки и эмоциональных переключений. К примеру, игры «Гуси-гуси» или «Золотые ворота» вовлекают малышей в процессы чередования темпа речи: первая фраза произносится медленно и протяжно, а затем, по сигналу ведущего, темп резко возрастает. Подобная «игра в контрасты» помогает детям осознать, как темп и ритм могут варьироваться, и учит их сознательно управлять своей речью. Кроме того, участники таких игр практикуют навыки командного взаимодействия, памяти и концентрации — важнейших компонентов общего речевого развития.

Таблица 2

Эффективность использования различных жанров народного творчества в коррекции темпо-ритмической организации речи у детей

Жанр народного творчества

Основные характеристики

Влияние на темпо-ритмическую организацию речи

Пример использования

Народные песни

Мелодичность, повторяющийся ритм, простые тексты

Развитие чувства ритма, улучшение интонационной выразительности

Пение колыбельных песен для успокоения и установления ритма речи

Частушки

Короткие рифмованные строки, быстрый темп

Ускорение речевого темпа, тренировка быстроты реакции

Исполнение частушек с акцентом на четкость и скорость произношения

Пословицы

Краткость, ритмическая структура, поучительный смысл

Формирование паузации, развитие умения выделять смысловые акценты

Совместное проговаривание пословиц с обсуждением их смысла

Скороговорки

Сложные для произношения сочетания звуков, высокая скорость

Улучшение артикуляции, развитие координации речи и дыхания

Ежедневная практика скороговорок с постепенным увеличением темпа

В практике логопедической работы с детьми, испытывающими трудности в речи, фольклор уже давно зарекомендовал себя как действенное и привлекательное для ребёнка средство. Малые формы устного народного творчества (пестушки, потешки, прибаутки, частушки, поговорки) обеспечивают расширение речевого диапазона, развивают чувство языка и способствуют корректировке темпо-ритмической структуры речи. Например, при разучивании традиционной потешки «Ладушки, ладушки, где были? — У бабушки», логопед часто сопровождает её хлопками или движениями пальцев, что положительно сказывается на согласованности моторики и речевого ритма. Такой синтез зрительных, слуховых и двигательных стимулов стимулирует более быстрое формирование правильных речевых навыков

Скороговорки, включающие сложные звуковые цепочки, вроде «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», дополнительно тренируют скоростную артикуляцию и прорабатывают отдельные «проблемные» звуки. Работая со скороговорками, ребёнок учится формировать точную «карту» артикуляции каждого звука, адекватно оценивать темп и управлять речью в режиме реального времени. Подобные упражнения часто применяются на индивидуальных и групповых занятиях, позволяя ребёнку быстро преодолеть зажатость и скованность в речи.

Обучение детей через поэзию, песни и различные ритмичные тексты наглядно демонстрирует, насколько важны мелодические и ритмические компоненты для полноценного речевого развития. Стихотворная форма вводит в речевую практику дополнительные структуры: рифму, размер, паузы, — что облегчает запоминание и помогает ребёнку «чувствовать» язык более тонко. По данным ряда педагогических экспериментов, проведённых в нескольких дошкольных учреждениях Москвы в 2019–2021 годах, дети, которым регулярно читали и предлагали разучивать стихи, показывали более высокий уровень развития слухового восприятия и более широкий словарный запас по сравнению с контрольной группой. Такие результаты подтверждают эффективность метода заучивания рифмованных текстов в логопедической работе [3].

Помимо этого, логопедическая ритмика даёт широкие возможности для комплексного улучшения речи. Включая сочетания музыки, пения, движения, ритмических хлопков и топаний, она способствует проработке дикции, интонационной выразительности и умения варьировать темп. Важным преимуществом ритмики является её эмоциональная привлекательность: дети вовлекаются в процесс с интересом, что повышает мотивацию к занятиям и ускоряет освоение речевых навыков. Многие специалисты отмечают, что логопедическая ритмика положительно влияет на общую координацию и развитие мелкой моторики, тем самым укрепляя речевой аппарат и формируя дополнительные каналы восприятия и передачи информации [4].

С раннего возраста ребёнок активно копирует речевое поведение окружающих, и в первую очередь родителей, старших братьев и сестёр. В семьях, где практикуется «богатое» речевое общение, дети часто демонстрируют ускоренное овладение лексикой, грамматикой и интонационными моделями. В противовес этому, в среде, где общение сведено к минимуму или где доминирует напряжённая эмоциональная атмосфера, дети могут сталкиваться с задержками и дефектами речи. Например, в одной из научных публикаций, посвящённой влиянию семейных отношений на речевое развитие, подчёркивается, что тёплые, эмоционально поддерживающие взаимоотношения в семье создают благоприятный фон для формирования полноценной речи у ребёнка [5].

Если ребёнок растёт в среде постоянных конфликтов или избыточной критики, он может начать избегать вербального общения, что приводит к снижению речевой активности и формированию «речевых блоков». Подобные явления усугубляют любые имеющиеся речевые нарушения и требуют более сложных и длительных коррекционных мер. Поэтому одна из ключевых задач логопеда — объяснить родителям важность постоянной речевой практики и формирования у ребёнка положительного отношения к собственному голосу и речи.

Формирование у родителей элементарных навыков логопедической работы — важнейший шаг на пути к успеху в коррекции речи у детей. Родители проводят с ребёнком гораздо больше времени, чем специалист, а значит, могут закреплять новые навыки в естественных бытовых ситуациях. Задача логопеда — снабдить семью необходимым минимумом знаний: показать правильную артикуляцию проблемных звуков, научить базовым дыхательным и ритмическим упражнениям, рассказать о пользе совместного чтения и пения. Практические мастер-классы, тренинги, онлайн-видеокурсы — все эти форматы помогают родителям быстрее освоить нужные методики и уверенно применять их дома.

В рамках такого обучения огромное значение имеет развитие у родителей «наблюдательности»: умения заметить, что ребёнок говорит невнятно, сбивается, слишком быстро или медленно произносит слова. Чем раньше замечены возможные затруднения, тем проще провести корректировку, не дожидаясь, когда мелкое нарушение перерастёт в стойкую проблему. Совместный тандем логопеда и семьи позволяет согласовать все действия и избежать несовместимых подходов, обеспечивая единое речевое пространство для ребёнка.

Разработка индивидуального плана коррекционных мероприятий при активном участии семьи — ключ к тому, чтобы ребёнок ощущал непрерывность и целостность процесса обучения. После детальной диагностики речи логопед обычно определяет конкретные цели (например, улучшение чёткости произношения звуков [р] и [л], тренировка плавности фразовой речи и т. д.) и подбирает эффективные упражнения. Родители в этом случае могут указать, какие традиции или языковые элементы особенно близки их семье, — например, использование конкретных диалектных слов, пословиц или песен, передающихся от поколения к поколению.

Интеграция таких «родных» для ребёнка и семьи традиций повышает интерес к занятиям и создаёт дополнительную мотивацию. Если в семье принято вместе отмечать календарные праздники или петь старинные песни, то включение этих элементов в логопедический план сделает ребёнка более заинтересованным в речевых упражнениях, так как он видит прямую связь между занятиями у логопеда и жизнью за пределами кабинета. Подобная преемственность особенно полезна в укреплении темпо-ритмической организации речи, ведь ребёнок начинает отрабатывать ритмический рисунок или темп не только по заданию специалиста, но и в естественных условиях семейного взаимодействия.

Использование малых форм фольклора, таких как пестушки, потешки, колыбельные, а также короткие приговорки, в домашнем окружении даёт дополнительный импульс речевому развитию. Многие колыбельные, известные в русской традиции ещё со времён Древней Руси, обладают плавным размеренным ритмом, который успокаивает ребёнка и одновременно формирует у него первичное чувство музыкально-речевой размеренности. Учёные в области детской психологии отмечают, что подобные песнопения способны повышать у малыша слуховую концентрацию и формировать у него базу для дальнейшей работы над интонацией [6].

Кроме того, регулярное повторение пальчиковых игр с вербальным сопровождением укрепляет нейронные связи, отвечающие за координацию речи и двигательных функций. В русской традиции по сей день популярны такие игры, как «Сорока-ворона», «Коза рогатая» или «Куличики», в которых речь и движения рук объединяются в одном акте. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики в совокупности с ритмическими речевыми упражнениями благотворно влияет на формирование фонематического слуха и артикуляции.

Эффективность внедрения народных педагогических методов в домашние занятия многократно подтверждается практикой. Родители, которые начинают регулярно петь с детьми, разыгрывать небольшие сценки на основе сказок или использовать частушки, быстрее замечают улучшения в речи. У ребёнка повышается речевая активность, снижается страх ошибок, развивается эмоциональная вовлечённость, что даёт хороший фундамент для продолжения коррекционной работы с логопедом.

Использование ритмических упражнений и песен в быту может стать важным элементом терапии для детей с выраженными нарушениями темпа и плавности речи. Так, музыка естественным образом структурирует время и задаёт ребёнку понятное представление о «ритмическом шаге». Прослушивание песен, прохлопывание такта, маршевая ходьба под музыку — все эти виды деятельности помогают детям «почувствовать» темп, а затем проецировать его на устную речь. В результате появляется больше осознанности в моменте произношения, снижается вероятность появления «скомканных» фраз или пропуска слов. По мнению ряда специалистов в области музыкальной педагогики, регулярные музыкально-ритмические игры развивают у детей не только слуховую, но и пространственную ориентацию, а также коммуникативные навыки, так как зачастую эти игры предполагают взаимодействие в группе [7].

Логоритмические занятия, сочетающие в себе пение, произношение определённых речевых конструкций и двигательные упражнения, оказывают комплексное воздействие на речевую сферу. У детей не только совершенствуется дикция — они учатся правильной расстановке акцентов, смягчению согласных при необходимости и построению более плавных интонационных переходов. Подключение движений позволяет активизировать крупную моторику, что в итоге улучшает общий мышечный тонус и даёт дополнительный положительный эффект при коррекции речевых патологий. Включение подобных занятий в домашнюю практику усиливает результат, достигнутый в условиях специализированных учреждений, и позволяет ребёнку отрабатывать навыки в привычной обстановке, свободной от возможных стрессовых факторов [8].

Поддержание интереса к фольклору через совместное творчество — один из ключевых моментов в укреплении у ребёнка положительного отношения к национальной культуре и родному языку. Совместные чтения и разыгрывания народных сказок, например, «Теремок» или «Гуси-лебеди», не только развлекают, но и учат ребёнка понимать сюжетную логику, последовательность событий, расширяя при этом объём употребляемой лексики. Инсценировка с костюмами и простыми декорациями способствует развитию связной речи, так как ребёнок вынужден воспроизводить реплики персонажей и взаимодействовать с партнёрами по игре.

Создание семейных традиций, связанных с народным творчеством, особенно результативно, когда родители привлекают ребёнка к подготовке различных фольклорных элементов. Это может быть изготовление кукол-мотанок, масок для сценических постановок, обучение традиционным танцам или совместный поход на фольклорный фестиваль. К примеру, ежегодный праздник «Русское поле», который проводится в Москве с 2012 года, собирает десятки тысяч участников и гостей, знакомя их с традиционными ремёслами, музыкой и танцами. Участие в подобном мероприятии способно пробудить в ребёнке интерес к родной культуре и стимулировать его речевую активность за счёт вовлечённости в живой коммуникативный процесс.

Обобщая результаты проведённого исследования, следует подчеркнуть, что использование народной педагогики в сочетании с активным вовлечением семьи заметно повышает эффективность формирования темпо-ритмической организации речи. Малые формы фольклора, обладающие яркой ритмической структурой и простыми мелодическими паттернами, помогают детям лучше овладеть плавностью, чёткостью и вариативностью речи. Практика показывает, что потешки, пестушки, прибаутки, а также скороговорки и короткие песенки естественным образом тренируют артикуляцию, слуховую дифференциацию и умение переключаться с одного темпа на другой [9].

Практическая ценность данного подхода состоит в том, что народная культура «снимает барьеры» между коррекционными занятиями и повседневной жизнью. Родители могут не только воспроизводить вместе с ребёнком знакомые фольклорные тексты, но и придумывать свои варианты на их основе, расширяя речевой опыт малыша. Народные песни, сказки и игры, будучи близкими исторически и культурно, создают эмоционально комфортную обстановку, что особенно важно для детей, испытывающих речевые затруднения. Всё это в совокупности способствует нормализации темпо-ритмических показателей речи и укреплению общей речевой компетентности [10].

В перспективе целесообразно провести более детальное изучение возможностей фольклорных методик для преодоления различных типов речевых расстройств — от трудностей в освоении фонематического слуха до проблем с грамматикой и синтаксисом. Важно также учитывать возрастные особенности: то, что эффективно для детей дошкольного возраста, может потребовать иного подхода для младших школьников или подростков. Расширение спектра народных жанров (например, включение этнических инструментальных мелодий, традиционных танцев разных регионов, местных диалектных пословиц) может открыть новые горизонты в логопедической практике, сохраняя при этом принцип комплексного и семейно-ориентированного взаимодействия.

Литература:

  1. Южакова М. Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 346–349. URL: https://moluch.ru/archive/111/27695/
  2. Использование народных игр в работе логопеда с дошкольниками [Электронный ресурс] // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/02/11/ispolzovanie-narodnyh-igr-v-rabote-logopeda-s-doshkolnikami
  3. Роль стихотворений в развитии речи детей [Электронный ресурс] // solncesvet.ru. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rol-stihotvoreniy-v-razvitii-rechi-detey.15801357698/
  4. Логопедическое лечение детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] // kedu.ru. URL: https://kedu.ru/press-center/articles/info-logopedicheskoe-lechenie-detey-s-narusheniyami-rechi/
  5. Русанова Л. С. Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2016. — № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semeynyh-vzaimootnosheniy-na-rechevoe-razvitie-rebenka
  6. Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в условиях РЦ [Электронный ресурс] // maam.ru. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-razvitija-svjaznoi-rechi-u-detei-s-ovz-v-tom-chisle-detei-invalidov-v-uslovijah-rc.html
  7. Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство развития речи детей [Электронный ресурс] // petrovskie-chteniya.ru. URL: https://petrovskie-chteniya.ru/articles/muzykalno-ritmicheskie-igry-i-uprazhneniya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey/
  8. Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей [Электронный ресурс] // defectologiya.pro. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/logoritmika_kak_sredstvo_profilaktiki_i_korrekczii_rechevyix_narushenij_u_detej/
  9. Фольклор в логопедической работе [Электронный ресурс] // logopedy.ru. URL: https://www.logopedy.ru/portal/logopeduseful/263-folklor-v-logorabote.html
  10. Фольклор в логопедической работе [Электронный ресурс] // maam.ru. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/folklor-v-logopedicheskoi-rabote.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, народная педагогика, темпо-ритмическая организация речи, игра, навык, народное творчество, речевая активность, занятие, принцип, развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос