Музыка как средство экологического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Музыка как средство экологического воспитания дошкольников / М. М. Меликсетян, Н. Н. Хлыстова, М. В. Загулина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 158-161. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122298/ (дата обращения: 22.02.2025).



Экология и музыка…Каким образом мы можем связать эти два понятия? Нам известно, что экология — это наука, а музыка — это один из видов искусств.

Различие этих двух понятий в том, что наука говорит языком отвлечённых понятий и суждений , а музыкальное искусство говорит языком чувств , языком образов.

Искусство воссоздаёт для нас чувственную художественную модель окружающего мира, а экология, как наука, изучает взаимоотношение человеческого мира с окружающей его природной средой.

Чтобы понимать — как музыка может помочь в решении проблем экологии, надо осознавать и понимать эти проблемы.

Как наука, экология ещё достаточно молода. Её возникновение связано с развитием биологии в конце XIX века. Именно в то время биология, как наука, заинтересовалась тем, как условия существования влияют на животных и растения. Экология возникла в период, когда человеческая цивилизация осознала, что мир, в котором живёт человек, не так уж велик и бесконечен, что земля — это наш общий дом, где одно зависит от другого.

Как же музыкальное искусство может помочь решить проблемы экологии?

С помощью музыки можно воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, ко всему живому, воспитывать доброту и чувство эмпатии. Для этого мы можем использовать лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, не забывая также и про фольклор.

Чтобы лучше понимать ситуацию, давайте сравним мироощущение людей прошлых столетий и наше нынешнее мироощущение.

Язычники, люди дохристианской эпохи, ощущали себя маленькими и слабыми в огромном, бескрайнем и зачастую не очень понятном мире. Их представления об этом мире были сказочными, мифологическими. В те времена существование людей сильно зависело от многих факторов: от погоды: урожай — сытая зима, неурожай — голод; от среды обитания. Поэтому люди относились с огромным уважением к силам и явлениям природы, к земле, животным, растениям.

Люди всё это обожествляли и пытались задобрить при помощи различных красочных обрядов и заклинаний, где были задействованы песни, пляски, игры, а также особые костюмы.

Не случайно в словах былин, песен, сказок мы встречаем очень красочные эпитеты, сравнения, метафоры — красно солнышко, матушка-земля, травушка-муравушка.

В эпоху Возрождения весьма кардинально меняется мироощущение человека. Это связано, главным образом, с теми научными и географическими открытиями, которые были сделаны в области физики, химии, биологии, медицины, математики. Ушли в прошлое мифологические представления об окружающем мире, и теперь умами правит наука.

В это время человек впервые осознал себя значимой личностью, хозяином на планете, творцом своей судьбы. Природой восхищаются, как стихийным, Божественным началом, как совершенно бесконечным и неисчерпаемым «рогом изобилия».

Позже появляется новое течение — Романтизм. Для этого времени характерно более трепетное отношение к природе и всему живому. Это отношение проникнуто лиризмом и поэтичностью.

Впервые музыканты и филологи начинают собирать образцы народного фольклора — народные песни, былины, сказки, сказания, игры. Народные напевы широко использовали в своих произведениях русские композиторы-классики: М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков.

Традиция использования народного фольклора в своём творчестве была продолжена композиторами и в советский период: в творчестве

С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна. Параллельно с этим в научных умах того времени появляются такие идеи, как поворот рек вспять, активное строительство гидроэлектростанций, изобретение и испытание новых видов оружия.

Можно было наблюдать такой парадокс: в искусстве окружающей природой восторгались и восхищались, её воспевали в песнях, в стихах, в музыке. А на деле, в науке, природу покоряли, порабощали, пытались подчинить и усмирить. И ещё долгое время экологическая проблема уже существовала, но она пока не стояла так остро.

Сейчас экологическая проблема стоит особенно остро. Ситуация усугубляется тем, что в современных условиях назрел кризис нравственности. Ведь экология и нравственность взаимосвязаны, поэтому вопросы экологии рассматриваются во взаимосвязи с нравственным воспитанием.

Известные деятели науки и просвещения не мыслили организацию педагогического процесса вне природы, вне нравственных взаимосвязей с ней.

Жить в согласии с природой — это необходимое условие сохранения жизни на земле. Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…». Мы все должны понимать, что наши дети — это наше будущее.

Концепция современного дошкольного воспитания выделяет одним из приоритетных направлений в становлении личностной культуры ребёнка формирование его отношения к природе, умение жить в согласии с ней, оберегать и защищать её.

Именно через природу и отношение к ней ребёнок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Среди них — ценности переживания : ребёнка манит таинственность и загадочность явлений природы, он любуется и восторгается её красотою, близостью ко всему живому.

Познавательная ценность : ребёнок постепенно начинает чувствовать себя первооткрывателем, он испытывает радость экспериментирования с различными объектами природы.

Ценности преобразования : у дошкольника возникает стремление бережно относиться к природной среде; сохранять и умножать, в меру своих сил, богатства природы.

Исследования психологов показали, что дети дошкольного возраста могут правильно взаимодействовать с окружающей средой — эмоционально и действенно. Поэтому главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.

Около 70 % отношения ко всему окружающему формируется в дошкольном детстве, остальные 30 % — в течение всей последующей жизни.

В наше время, к сожалению, существует угроза, что мы можем просто не достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, классической музыкой, лирической и доброй народной песней, весёлой прибауткой. Ведь по телевидению и радио наши дети слышат совершенно другие песни и музыку. Происходит своего рода программирование сознания.

Больно думать о том, какую программу закладывает в неокрепшие души и сердца детей эта музыка. За выводами далеко ходить не надо…

На уровне государства эта проблема практически никак не решается, хотя она уже озвучена многими умными и просвещёнными людьми науки и искусства. Поэтому на наши с вами плечи ложится задача просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей.

Чтобы заронить у детей интерес к хорошей музыке, воспитать в них чувство вкуса, вызвать эмоциональный отклик в душе, нужно создать развивающую среду и в детском саду, и дома.

Посредством музыки мы можем эмоционально настроить детей на доброе и бережное отношение к окружающему нас миру. Для этого мы используем лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а также фольклор. С помощью выученной песни или игры можно научить детей дружить, действовать в едином порыве, любить животных и птиц, лес и луг, небо и землю. Ведь не напрасно замечательный педагог и знаток детской души В. Сухомлинский говорил: «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца». Именно музыка способна пробудить в детских сердцах высшие человеческие чувства.

Мы должны воспитывать отзывчивых и добрых детей, научить их гуманному отношению ко всему живому, экологически грамотному поведению в природе.

Для достижения этой цели мы решали следующие задачи:

– обогащать представления детей о природном мире;

– воспитывать осознанно-бережное отношение к природе;

– развивать у детей чувственное восприятие красоты природы;

– воспитывать эмоциональную отзывчивость у дошкольников.

Музыкальное искусство имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Музыка изобразительна и выразительна, она способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать его к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к позитивному преобразованию окружающего мира.

Ведущий тип деятельности у дошкольников — это, конечно же, игра.

С помощью дидактических игр дети знакомятся с самыми разными животными (игры «Медведь и зайчик», «Заяц и Лисичка», «Хитрый кот»). Так в процессе игры у дошкольников возникает желание защищать животных и птиц, сопереживать и помогать им.

Из дидактических музыкальных игр дети узнают, что кошка — это мама котят, а курочка — мама цыплят; они начинают понимать, что, как нельзя обижать своих мам, так нельзя обижать и животных.

У дошкольников возникает желание защищать животных и птиц, оберегать и помогать им.

Экологическая тематика проходит практически через все виды музыкальной деятельности — слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах.

В детских песнях очень часто присутствует образ животного или какого-либо природного явления. Благодаря этому, формируется любовь к природе, к животным, к растительному миру. Невозможно остаться равнодушным, когда дети поют о красоте родного края, обо всём живом, что нас окружает.

Из песен дети начинают понимать, что всё вокруг них — живое, что природу, животных и птиц нельзя обижать, а нужно любить, защищать и помогать.

Слушание музыкидаёт возможность детям познать красоту природы, почувствовать и ощутить в себе любовь ко всему живому.

Вмузыкально-ритмическихиграхдети учатся передавать характер и повадки разных животных, изображать явления природы.

Представляя себя то дождинкой или снежинкой, то бабочкой или птичкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую ему даёт звучащая музыка.

Подобные задания способствуют не только развитию детского творчества , но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, воспитанию бережного и гуманного отношения к ней.

Интересной формой работы по экологическому воспитанию дошкольников являются досуговые мероприятия и акции, поскольку они проводятся в очень тесной взаимосвязи с природой и имеют социально-полезную значимость совместной экологической деятельности детей и взрослых.

В нашем Центре развития ребёнка проводятся следующие акции: «День Снеговика», «Синичкин день», «Покормите птиц зимой», «День Земли».

Цель этих мероприятий — сформировать представления детей о том, что человек — часть природы, он её друг и защитник; научить детей жить в согласии с природой, следуя девизу: «Не навреди!».

Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания дошкольников невозможно переоценить. Роль праздников и досуговых мероприятий заключается в их огромном и сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу детей. На их чувства оказывают влияние всё: и художественное оформление праздника (атрибуты и декорации), и музыкальное сопровождение, и костюмы персонажей.

Экологические праздники и развлечения несут в себе совершенно определённую нагрузку в соответствии с их особым содержанием. Важным является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включённость детей в эмоциональное переживание событий, осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сказки, её отдельных эпизодов, у детей возникает переживание гуманных чувств, сочувствия и эмпатии, желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию.

Праздники также являются весьма эффективной формой работы с родителями, поскольку именно на празднике общаются дети, родители и педагоги; игры, викторины и сценки праздника могут быть использованы и в домашней обстановке; дошкольники получают социальный опыт общения с родителями и другими взрослыми; родители знакомятся с приёмами и методами работы музыкального руководителя, воспитателей и педагогов; родители видят своих детей в другой обстановке на фоне других детей, соотносят свои действия с действиями других родителей; все получают опыт полноценного взаимодействия, где все эмоции переживаются вместе.

В музыкальных произведениях, с которыми дети знакомятся в дошкольном образовательном учреждении, заложен огромный познавательный, а главное — воспитательный потенциал.

Музыка учит сострадать, ценить и любить; соблюдать законы природы, оберегать и защищать её. Музыка раскрывает перед дошкольниками яркие образы, которые затрагивают детские души и сердца; оказывает большое влияние на эмоциональные и нравственные чувства.

Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки — это успешное и продуктивное воспитание, которое направлено на формирование человека — патриота и гражданина своей страны.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

(М. Пляцковский)

Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, музыка, окружающий мир, животное, игра, музыкальное искусство, экологическое воспитание дошкольников, гуманное отношение, народный фольклор.


Похожие статьи

Задать вопрос