Проблемы школьной адаптации первоклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 февраля, печатный экземпляр отправим 26 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 29.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Измайлова, Д. З. Проблемы школьной адаптации первоклассников / Д. З. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122300/ (дата обращения: 08.02.2025).



Для каждого ребенка наступает период смены образовательного этапа, где он оказывается в новых для него условиях и проходит адаптацию. Адаптационный период у каждого ребенка проходит по-разному. И, конечно же, может отражаться на его состоянии на физиологическом, психологическом, социальном и других уровнях. Различные диагностические методики помогают специалистам психологической службы в школе определять, как проходит процесс адаптации школьниками, как каждого ученика отдельно, так и всего класса в целом как коллектива. Школьные психологи имеют разные диагностики, их много, но чаще всего они рассматривают показатели какого-то одного уровня, например, эмоциональный уровень или уровень социализации. Мы предположили, что более комплексный подход диагностических методик позволит более точечно понять дезадаптивные моменты у школьника и провести эффективную программу адаптации.

Ключевые слова: адаптация, ученик, первоклассник, детские страхи, начальная ступень обучения.

Введение

В России общее образование обязательно для каждого ребенка. И также каждый ребенок имеет право на образование вне зависимости от его особенностей. А значит каждый школьник 1 сентября идет в школу. Кто-то идет в первый раз в первый класс и, конечно же, неизбежна адаптация в новом этапе жизни ребенка. Кто-то идет в первый раз в среднюю школу, в которой меняются социальные условия, режим дня, расписание, взаимодействие с учителями становится принципиально другим, и все это выглядит по-другому, по-новому для школьника, а значит, ребенку приходится проходить новую адаптацию. В старших классах также изменяются условия, уже не так кардинально, как при переходе из дошкольного учреждения в младшую школу или из младшей школы в старшую, адаптация более легкая, но она все равно есть.

Значение слова «адаптация» с латинского обозначает приспособление, и относилось изначально к биологической науке. Но уже в настоящее время это понятие используется как общенаучное и применяется во многих науках [2].

Разными авторами эта тема — тема адаптации рассматривается в разных аспектах. И если посмотреть, например, зарубежные исследования, там она будет рассматриваться в психоаналитическом подходе (Г. Гартманн, З. Фрейд, А. Фрейд и др.), в бихевиористике (Л. Шаффер, Э. Шобен) и в необихевиористике (Г. Айзенк), в гуманистической психологии у К. Роджерса, [10; 14; 15; 16; 17].

В отечественной психологии — это К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др. Это позволяет сделать нам вывод о неразделимом единстве человека и социальной среды во взаимодействии при адаптации [3, 9].

В трудах различных авторов, таких как Н. И. Гуткина, Р. М. Грановская, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, которые исследовали проблемы адаптации говорится о том, что проблемы с адаптацией существуют у всех, даже если они и минимальны и не ярко выражены [1; 5].

Так как адаптация происходит во всех сферах деятельности ребенка, то актуален комплексный подход к диагностическим методикам

Методика

Для данного предположения организовано исследование, цель которого — составить такую модель диагностики, которая позволит охватить различные компоненты, например, такие как социальный, эмоциональный, когнитивный и сделать комплексную модель диагностики для более эффективной последующей помощи в адаптации у детей, имеющих проблемы в этом. Продолжительность адаптационного периода оценивалась учителем ребенка по утвержденной в конкретной школе методике.

Для создания полномерной комплексной диагностики был сделан ряд задач, таких как формирование нужных методик, выборка компонентов, проведение диагностики, разработка программного материала. Методика «Мотивы учения» Гинзбурга, показывает когнитивный и мотивационный уровни. Методика «Домики» Ореховой дает показательные значения в эмоционально-волевой сфере. Далее предлагается рабочая программа, состоящая из 10 встреч со школьниками, каждая из которых была в содержательной теме и сосредоточена на углубленном подходе проработки психологических компонентов. Структура же каждой встречи состояла из приветствия, разминки, тренинга, рефлексии.

Выборку составили первоклассники московской школы, 51 человека (18 мальчиков и 17 девочек).

Результаты

Результаты исследования в адаптации первоклассников контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1. и таблице 2

Таблица 1

Констатирующий этап параметров адаптации у первоклассников

Параметры

Эксперимент. Гр.

Контрол. Гр.

Когнитив.

49,6

48,5

Эмоц.-волев.

48,3

50,6

Социальн.

51,0

47,9

Таблица 2

Контрольный этап параметров адаптации у первоклассников

Параметры

Эксперимент. Гр.

Контрол. Гр.

Когнитив.

40,0

45,6

Эмоц.-волев.

33,3

47,7

Социальн.

36,2

46,6

Диагностика показала, что все компоненты на констатирующем этапе имеют достаточно схожую результативность между контрольной и экспериментальной группой. После сопровождающей психологической адаптационной программы была проведена контрольная диагностика, результаты которой также сравнивались между экспериментальной и контрольной группами. Если рассмотреть результаты контрольной группы, где не проводилась адаптационная программа у школьников, результаты изменились. Но очень незначительно. При сравнении результатов у экспериментальной группы наблюдается разница в показателях в сторону улучшения, то есть показатели показывают более легкой адаптации. Когнитивный уровень имеет наименьшую разницу, наиболее показательны эмоционально-волевой и социальный компоненты.

Обсуждение

Предложенная комплексная диагностика выявила преобладание значений компонентов, указывающих на эффективность разработанной программы для сопровождения адаптационного периода в экспериментальной группе. В данном исследовании нас интересовала взаимосвязь диагностируемых параметров с проведением предложенной программы. Наиболее показательными были параметры в социальной и эмоциональной направленности, что можно связать с тем, что нынешнее поколение детей достаточно развито интеллектуально, так как наблюдается культ развивающих занятий. А также преобладает обучающая современная мультипликация. А мультфильмы про эмоции и чувства в ретроэкранизации дети смотрят мало. Поэтому диагностические показатели эмоционального направления у современных детей наиболее чувствительные.

Таким образом, страхи, тревожность, сложная адаптация первоклассника в отношении школьного обучения, социальной адаптированности имеют значительное снижение.

Заключение

Таким образом, исследование выявило, что на адаптацию школьника может влиять как один из факторов, так и несколько. Поэтому предлагается комплексная поддержка как психолого-педагогическая от школьного психолога и педагога, которая включает с в себя целый системный подход с разработанным планом встреч и структурой ведения этих встреч со школьниками. Сосредоточенность на каждом из психологических компонентов на каждом занятии. При включении комплексности в повторной диагностике видно, как меняется результат. А значит проведенная работа по разработанной программе показывает, что адаптация проходит более легко, с наименьшими показателями тревожности, принятия нового режима. Более быстрого освоения школьника в новой для себя социальной среде. Ожидаемый результат после применения разработанной программы для адаптации ребенка в школе был достигнут.

Литература:

  1. Васюк С. Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. 2018. № 23(35). С. 137–139.
  2. Власова М. В. Адаптация первоклассников / М. В. Власова // Вестник научных конференций. 2022. № 8–1(84). С. 18–20.
  3. Волковская Т. Н., Марченко Т. М. Современные теоретико-методологические подходы к пониманию феномена адаптации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–4. С. 169–272.
  4. Долганина В. В., Кольцова И. В., Волосникова Т. А. Исследование эффективности психолого-педагогических средств преодоления страхов у младших школьников, возникающих в учебном процессе: прикладной аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. С. 50–65.
  5. Кайдалова Л. А. Адаптация к школе: понятие, этапы, уровни, формы // Инновации в современной науке: Материалы IX Международного летнего симпозиума, Таганрог, 31 августа 2015 года / Центр научной мысли. Таганрог: Издательство «Перо», 2015. С. 122–124.
  6. Константинов В. В., Красильников И. А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: 2008. 159 с.
  7. Красильников И. А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. 110 с.
  8. Кротова А. П. Зарубежные и отечественные исследования сущности понятия «адаптация» // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 декабря 2021 года. Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2021. С. 92–95.
  9. Лебедева Ю. А. Социальная адаптация и интернизация детей-сирот в современном обществе // Наука без границ: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 24 марта 2022 года. — М.: Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 2022. — С. 99–111.
  10. Рогова Е. Е. Понятие «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии // Научный альманах. 2018. № 12–2(50). С. 205–207.
  11. Соколова Ю. А. Генезис понятия «адаптация» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 3. С. 93–99.
  12. Шевченко М. А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. М.: Изд.: АСТ, 2021. 176 с.
  13. Шпиллер Т. В. Адаптация первоклассников к обучению в школе // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2022. № 4. С. 198–205.
  14. Maslow A. H. (1935) Individual psychology and the social behavior of monkeys and apes // International Journal of Individual Psychology. P. 47–59.
  15. Piaget J. (2014) The Moral Judgment of the Child. Publisher: Free Press. 410 p.
  16. Rogers, C.R. (1957). The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 21: 95–103.
  17. Spielberger Ch.D., Sarason I. G. (2015) Stress and emotion: anxiety, anger, & curiosity. Taylor & Francis, 340 p.
Основные термины (генерируются автоматически): адаптация, экспериментальная группа, адаптационный период, методика, разработанная программа, ребенок, комплексный подход, контрольная группа, младшая школа, социальная среда.


Ключевые слова

адаптация, ученик, детские страхи, первоклассник, начальная ступень обучения

Похожие статьи

Задать вопрос