Коррекция эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, с использованием метода «Нейрографика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 29.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Отева, Н. И. Коррекция эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, с использованием метода «Нейрографика» / Н. И. Отева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122307/ (дата обращения: 23.02.2025).



В статье автор рассматривает метод «Нейрографика» как один из инструментов коррекции эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: эмоциональное состояние матерей, особые образовательные потребности, метод «Нейрографика».

Семьи, в которых растут дети с особыми образовательными потребностями, по-разному справляются с тем комплексом трудностей, которые у них возникают. В настоящее время существует множество исследований, посвященных тому, какие условия помогают семье найти удовлетворительный способ справиться с этим бременем [4; 5].

Диагностика нарушения развития у ребенка ставит перед родителями различные проблемы. Им приходится иметь дело с разочарованием и печалью по поводу нарушения развития, а также с возможным чувством вины, или гнева по отношению к врачам. Им приходится справляться с неопределенностью относительно будущих перспектив развития и стрессами в отношениях с партнерами, родственниками и друзьями, решать проблемы, связанные с решением задач по удовлетворению особых образовательных потребностей детей [4; 5].

Эмпирические исследования показывают, что от 30 до 40 % опрошенных матерей детей с особыми образовательными потребностями (ООП) испытывают высокий уровень стресса. Это относится как к матерям детей школьного возраста, так и к матерям детей раннего возраста (Baker et al. 2002, 2003; Dyson 1993; Dyson 1993; Эмерсон, 2003 г.; Имиоценти и др. 1992 год; Ланг и др. 2012). Однако не все исследования показывают, что существует значительная разница между субъективным стрессом родителей детей с нарушениями развития и родителей детей, развитие которых соответствует возрастной норме (Gowen et al. 1989; Hintermair/Horsch 1998; Lederberg/Golbach 2001; Pipp-Siegel et al. 2002). При поиске возможных причин этого становится очевидным, что субъективно воспринимаемое напряжение или удовлетворенность собственной жизненной ситуацией определяется не только фактом нарушения развития у ребенка, но и находится под влиянием других факторов [2; 3].

Важным влияющим фактором являются поведенческие проблемы ребенка. Например, в исследовании детей с особыми образовательными потребностями в возрасте трех лет было показано, что по сравнению с детьми без инвалидности их чаще описывали как имеющих социальные и эмоциональные поведенческие проблемы даже в этом раннем возрасте; у них наблюдалась более высокая социальная замкнутость, агрессивное поведение и проблемы с вниманием (Baker et al. 2002, 2003). Родители детей, классифицированных как имеющие поведенческие проблемы, были значительно более подвержены стрессу. Что касается степени субъективного стресса, поведенческие проблемы были гораздо более сильным предиктором, чем факт наличия нарушения развития [2].

Субъективная оценка родителями уровня своего стресса также зависит от того, какую они имеют социальную поддержку, и какие ресурсы преодоления трудностей они могут использовать. Матери, которые уверены в том, что справятся с трудными ситуациями, с большей вероятностью выбирают активные стратегии решения проблем и чувствуют себя более способными воспитать ребенка с особыми образовательными потребностями, чем другие матери. Это было показано в исследованиях с умственно отсталыми детьми, а также с детьми с нарушениями слуха (Hintermair 2002, 2005). Родители, которые отмечают, что события, с которыми они сталкиваются, можно преодолеть, справиться с ними, и что их собственная жизнь имеет смысл, лучше справляются со стрессами. Аналогичным образом, родители, которые живут в устойчивых партнерских отношениях и имеют сеть поддерживающих социальных отношений внутри и за пределами своей семьи, лучше способны адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации (Engelbert 1999) [2].

Таким образом, родители с высоким субъективным стрессом имеют меньше ресурсов для адаптации к потребности ребенка в помощи, приобретения знаний, необходимых для поддержки, и реализации их в повседневном взаимодействии со своим ребенком. Следовательно, то, как родители воспринимают стресс, может иметь косвенное влияние на развитие ребенка. Это показывает необходимость семейно-ориентированного подхода к ранней помощи. И поиск возможных путей коррекции эмоционального состояния родителей с целью снижения стресса [4; 5].

Одним из способов помощи семьям, воспитывающих детей с ООП, является проведение групп поддержки для женщин, воспитывающих детей с ООП. Участие мам в таких группах позволяет вырваться из замкнутого круга, развивать свои ресурсы через творчество, и вследствие этого улучшать качество жизни своей семьи. Важно оказать психологическую и социальную помощь женщинам для принятия «особого» ребенка, семейного кризиса и стресса. Этот формат поможет найти тех, кто испытывает те же проблемы, создать сеть поддерживающих контактов, снизить изоляцию, а также получить поддержку специалистов и других родителей.

Важно оказывать поддержку семьям детей с ООП в период переживания ими острого и хронического горя. Необходимо проработать чувства гнева, злости, вины, тревоги, стыда, беспомощности, зависти и пр.; Работа специалистов также должна быть направлена на «вентиляцию» и «нормализацию» чувств; преодоление жестких установок и переживание утраты прежних образов. Важно затронуть тему ООП в современном обществе. Большую роль в работе следует отвести работе с состоянием родителей, вызванными социальной и средовой депривацией, по сути «вечным режимом самоизоляции», проработать темы границ, смыслов, ресурсов.

В рамках группы поддержки используются различные варианты упражнений, в том активно поводятся мастер-классы по нейрографике , с этой целью привлекается специалист нейрографики.

Нейрографика — это научный метод, автором которого является П. М. Пискарев, осознанное рисование, которое выполняется по определенному алгоритму. Это один из способов ведения диалога с самим собой, с другими людьми. То, что мы рисуем по нейрографическому алгоритму, — есть образ ситуации, которая вас волнует. Этот образ заряжен смыслом. В процессе рисования у человека есть возможность проследить, как изменяется под его рукой образ, тем самым происходит изменение представления о ситуации, находятся способы решения проблемы.

«Метод «Нейрографика» — интегративный метод, который включает в себя диагностический аспект психических состояний, этап осознания в контексте интегративной психологии и самоанализа, через анализ полученного материала и последующего преобразования с целью принятия решения, формирование конечной репрезентации, ориентированной в будущее. Функция анализа и самоанализа полученной субъектом репрезентации играет важнейшую роль в процессах принятия решения, саморегуляции деятельности и оптимизации психических процессов [1]».

Апробация мастер-класса по нейрографике «Нейродрево ресурсов» проходила в июле 2024 в рамках группы поддержки «Особый ресурс» для родителей детей с особыми образовательными потребностями.

Основными задачами группы являются: профилактика родительского выгорания; эмоциональная поддержка родителей, воспитывающих детей с особенностями здоровья; овладение навыками регуляции своего состояния и формирование культуры поддерживающего сообщества.

На встречах группы организуется общение родителей со схожими проблемами, создается безопасное пространство во время занятий, обеспечивается принимающее отношение со стороны квалифицированных специалистов, у родителей развиваются навыки эмоциональной регуляции, происходит поиск новых ресурсов для поддержания стабильного состояния, применяются различные психологические методы взаимодействия, арт-терапевтические, телесные методики, используются э лементы психологического просвещения в виде бесед и мини-лекций об эмоциональном выгорании, о влиянии стресса, о принятии диагноза и реакции семьи на изменение уклада жизни, о способах адаптации к жизни в новых условиях. Подобный формат помогает найти тех, кто испытывает те же проблемы, создать сеть поддерживающих контактов, снизить изоляцию, а также получить поддержку специалистов и других родителей.

Цель мастер-класса с применением метода «Нейрографика»—коррекция эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с ООП.

Диагностика эмоционального состояния матерей до и после мастер-класса проводилась с помощью экспресс-методики «Субъективная шкала оценки эмоционального состояния».

В процессе мастер-класса работа велась по алгоритму «Нейродрево». Участникам было предложено по определенным шагам алгоритма нарисовать «Нейродрево ресурсов». Уже в ходе рисования часть матерей отметили снижение уровня тревожности, раздражения, обиды, агрессии, появление удовлетворения, радости.

Результатом участия родителей в группе с применением метода «Нейрографик» стала нормализация их эмоционального состояния;таким образом, метод «Нейрографика» является ресурсным инструментом, позволяющим оптимизировать эмоциональное состояние матерей, воспитывающих детей с ООП.

Литература:

1. Савельева О. А. Психологические основы нейрографики»: дис. Канд. Психол. Наук: 19.00.01. — Ярославль, 2018–254 с.

2. Lang M., Hintermair M. Belastung von Eltern behinderter Kleinkinder. Eine vergleichende Studie an Frühförderstellen für geistig behinderte, hörgeschädigte und blinde bzw. sehbehinderte Kinder // Vierteljahresschrift für Heilpädagogik und ihre Nachbargebiete. 2012. No. 81(2). Pp. 112–123.

3. Hintermair M., Sarimski K. Sozial-emotionale Kompetenzen hörgeschädigter Kleinkinder. Ergebnisse aus einer Studie mit zwei neueren Fragebogeninventaren für das 2. und 3. Lebensjahr // Zeitschrift für Kinder- und Jugendpsychiatrie und Psychotherapie. 2017. No. 45(2). Pp. 128–140.

4. Sarimski K., Hintermeir M., Lang M. Familienorientierte Frühförderung von Kindern mit Behinderung. Verlag, München, 2013. 160 p.

5. Sarimski K., Hintermeir M., Behinderte Kinder in inklusiven Kindertagesstätten. Kohlhammer, Stuttgart, 2012. 164 p.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональное состояние матерей, проблема, родитель, родитель детей, мать детей, поддержка специалистов, рамка группы поддержки, ранний возраст, эмоциональное состояние.


Ключевые слова

особые образовательные потребности, эмоциональное состояние матерей, метод «Нейрографика»

Похожие статьи

Задать вопрос